Все основывается на материалах лесоустройства

Если посмотреть действующие нормативно-правовые акты, то окажется, что всё лесное хозяйство и лесопользование, лесное планирование, государственная инвентаризация лесов и мониторинг основываются на результатах лесоустройства. А самого лесоустройства нет!
История последнего цикла лесоустройства
Последний цикл лесоустройства лесов Вологодской области проходил в период с 1996 по 2006 год. Лесоустроительные работы осуществлялись силами Северного лесоустроительного предприятия «Севлеспроект». Технической основой для таксации служили отдешифрированные спектрозональные аэрофотоснимкм масштаба 1:15 000, а основой для составления лесных карт - топокарты масштаба 1:25 000 и планы внутрихозяйственного устройства земель сельхозпредприятий масштаба 1:10 000.
В лесах гослесхозов таксация выполнялась в основном методом наземной глазомерной таксации. Для них изготавливались новые таксационные и картографические материалы. В сельских лесах зачастую применялись методы актуализации материалов прошлой инвентаризации с учетом давности лесоустройства и выполненных хозмероприятий, то есть работы в основном выполнялись камеральным путем. По сельским лесничествам изменения вносились в картографические материалы прошлого лесоустройства, а таксационные описания изготавливались вновь.
Три последних года планового лесоустройства не проводится. Давность лесоустроительных материалов более 10 лет (лесоустройство 1996 – 1999 годов) имеют 10 лесничеств ( Вологодское, Грязовецкое, Вожегодское, Сокольское, У-Кубенское, Харовское, Шекснинское, Бабаевское, Вытегорское, Чагодощенское) общей площадью 4251,8 тыс.га., или 36,5% всей площади лесов области. В 2010 году истекает срок действия лесоустроительных материалов еще по 3 лесничествам (Кадуйское, Устюженское, Череповецкое) – 8,5% общей площади лесов области.  Таким образом, материалы лесоустройства устаревают со скоростью 10-15% в год в зависимости от интенсивности лесопользования и ведения лесного хозяйства.

Лесоустройство и межевание
Прошлая лесоустроительная инструкция предписывала границы лесхоза и других землепользователей согласовывать с районными органами землеустройства. Границы земель лесного фонда государственных лесхозов и сельхозорганизаций опознавались по аэрофотоснимкам и наносились на планшеты с указанием направления и протяженности линий, составлялся геодезический журнал. В случаях, когда натурные границы не совпадали с очертанием границ на планах внутрихозяйственного устройства, за истину принимались последние. Границы лесов в сельских лесхозах проходили по сельскохозяйственным угодьям (по естественным рубежам). Прием и передача лесных участков с отчуждением из земель гослесфонда оформлялись актами приема-передачи земель и учитывались в лесной картографии. Площади лесничеств и лесхоза в учете лесного фонда определялись с учетом земельного баланса райкомзема, поэтому имели значительные невязки.
Новый Лесной кодекс (2007 года) и лесоустроительная инструкция границы лесничеств и площади определяют на основании материалов межевания с учетом изменений, зарегистрированных в кадастровой палате. При этом границы лесных участков определяются по фотопланам, а площади в результате интерактивного вычисления. Арендаторы участков лесного фонда межевание выполняют за свой счет, приглашая для исполнения работ частные и государственные землеустроительные конторы.
Практика показывает, что межевание частными конторами происходит со значительными ошибками. «Севлеспроект» столкнулся с такими ошибками при выполнении работ по межеванию и постановке на кадастровый учет Чагодощенского и Белозерского лесничеств (ООО «Перспектива» в Белозерском лесничестве). Межевание и постановка на кадастровый учет лесов сельских участковых лесничеств связано с проблемами их регистрации в кадастровой палате, как «земель сельхозназначения» и выделения из общей площади этих земель сельскохозяйственных угодий и лесов.
Таким образом, новое лесное законодательство неразрывно связывает землеустройство и лесоустройство. При планировании работ это обстоятельство надо иметь в виду. Причем, землеустроительные работы должны проводиться до начала лесоустройства, поскольку требуется первоначальное определение границ объекта лесоустройства и его площади. При межевании границ лесничеств целесообразно межевать и границы арендованных участков лесного фонда. Такой подход удешевляет работы и исключает ошибки.
Натурные границы лесничеств и состояние квартальной сети по приказу Рослесхоза в прошлом обязаны были поддерживать в надлежащем виде (разрубать, расчищать, восстанавливать наземные знаки) лесхозы. При лесоустройстве цикла 1996 – 2006 годов восстанавливались только незначительные по протяженности утраченные участки просек и границ. На практике многие просеки и границы, особенно проходящие по молоднякам, утрачены. Череповецкое лесничество имеет только проект границ, который не был вынесен в натуру.
Лесоустроительные действия предусматривают (как отдельный вид работ) вынос границ лесничеств в натуру, прорубку и прочистку просек, изготовление и установку наземных знаков. Объемы этих работ весьма внушительные: только протяженность квартальных просек по Вологодской области составляет более 200 тыс. километров, квартальных и визирных столбов насчитывается около 125 тыс. штук. Для исключения межполосицы (чередования участков бывших сельских лесов и государственных лесничеств с большой протяженностью границ) потребуется организовать единую квартальную сеть государственных и сельских лесничеств, путем прорубки новых квартальных просек, являющихся развитием существующей прямолинейной квартальной сети гослесничеств и установкой наземных знаков в виде квартальных столбов.
Эти работы трудоемкие: бригада из двух рабочих в день прорубает в среднем 1-1,5 километр или прочищает 2-3 километра просек, изготавливает и устанавливает до 5 квартальных столбов. Потребуются сотни сезонных лесоустроительных рабочих ежегодно только на эти работы. При ответственном отношении и контроле со стороны лесоустройства эти работы за год до начала полевого сезона, конечно, могут выполнить и лесхозы.
Современные геониформационные системы и точность работ по межеванию потребуют выполнения опознавания (характерных точек, пересечений просек и границ) и привязки опознанных точек к координатам с использованием GPS-приемников.

Лесоустройство и государственный лесной реестр
В соответствии с лесоустроительной инструкцией, лесоустройство цикла 1996 – 2006 годов по итогам таксации составляло формы 1, 2 и 3 учета лесного фонда. В межревизионный период этот учет ежегодно обновлялся лесничествами на основании вносимых изменений в материалы лесоустройства. Все изменения в материалы лесоустройства вносились вручную, итог изменениям определялся по записям в книги учета лесничеств. При очередном лесоустройстве через 10 – 15 лет, запутанный и недостоверный учет лесного фонда обновлялся.
Основой достоверной информации для ведения государственного лесного реестра должны быть картография и таксационные описания базового лесоустройства, изготовленные на основании геопозиционированных материалов космической и аэрофотосъемки высокого разрешения, геоинформационных технологий, лесоустроительной информации на цифровых носителях.
Начиная с 1997 года все картографические и таксационные материалы лесоустройства области обрабатываются в виде ГИС Геодро/Географ. На настоящий момент (01.10.2009 год) оцифрованы и совмещены с таксационными базами данных все 26 лесничеств Вологодской области. Оформляется карта лесов Вологодской области и альбом лесничеств Вологодской области. Эти картографические материалы возможно актуализировать и оформлять по различной лесной тематике.
Ежегодное обновление лесного реестра необходимо организовать на основе материалов мониторингов, фиксирования площадных изменений и выполненных мероприятий с использованием GPS (Глонас) – приемников  и натурной таксации (освидетельствования), другими словами - объективных средств регистрации информации.
Ведение государственного лесного реестра – это есть ничто иное, как непрерывное лесоустройство.
В настоящее время государственный лесной реестр ведется на основании материалов лесоустройства цикла 1996 – 2006 годов. В них не отражена нормативная база нового Лесного кодекса (категории защитности, возраста рубок, ООПТ, ОЗУ) на повыдельном уровне. На наш взгляд, необходимо работу по приведению материалов лесоустройства к новым нормативам выполнить безотлагательно, камеральным путем, используя методы актуализации на возраст и хозяйственную деятельность.
По мере проведения лесоустройства материалы государственного лесного реестра будут обновляться. На уровне области необходимо определить порядок внесения изменений в материалы лесоустройства, используемые в работе ГИС-оболочки и программные средства. Эти программные средства должны отвечать возможностями конвертации из других ГИС-оболочек и обмена информацией с Федеральными органами для (сводки) обобщения (должны удовлетворять требования, как на региональном, так и федеральном уровне). Для обмена информацией между лесничествами, Комитетом по лесу и Севлеспроектом необходимо установить единые программные оболочки (Топол, АркГис, МапИнфо или другие).
При очередном лесоустройстве необходимо соблюдать преемственность материалов предыдущего лесоустройства (контуры выделов, квартальная сеть, границы лесничеств), внося в них только изменения на нормативы и хозяйственную деятельность.
Государственный лесной реестр должна вести специализированная лесоустроительная организация по договору с Комитетом по лесу.


Лесоустройство и Государственная инвентаризация лесов
Государственная инвентаризация лесов области началась в 2007 году с проектирования мест расположения площадок в Верховажском лесничестве. Для стратификации насаждений по установленным показателям использовались материалы лесоустройства 2004 года. В 2008 году работы по закладке пробных площадей продолжились в Бабаевском, Вытегорском, Вожегодском, Белозерском и Нюксенском лесничествах. Одновременно с закладкой проб выполнены работы по оценке эффективности мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. В 2009 году эти работы проводятся в Вашкинском, Верховажском, Кирилловском, Кич-Городецком и Тарногском лесничествах площадь с закладкой фиксированных круговых площадок в количестве 266 штук Проверка эффективности выполненных мероприятий осуществляется по статистически подобранному перечню участков в Вашкинском и Кич-Городецком лесничествах. Для планирования мест расположения площадок и привязки их к координатам в 2008-2009 годах выполнена оцифровка недостающих картографических материалов лесоустройства прошлых лет. Стратификация выполняется на актуализированных материалах таксационных описаний, полученных от Комитета по лесу.
Для выполнения работ в 2009 году организовано 3 партии по закладке пробных площадей и 2 партии по оценке мероприятий. В составе партий работы выполняют 15 инженеров-таксаторов.
Очевидна единовременная организация проведения работ по ГИЛ и лесоустройству. Такое заключение строится на том основании, что в регионе нет других подготовленных исполнителей, кроме таксаторов; для лесоустройства и инвентаризации установлен одинаковый период повторяемости – 10 лет; материалы лесоустройства и инвентаризации создаются на одной топографической и информационной основе, таксатор ходит по одним и тем же просекам. Наконец, доводом может служить и то, что при единовременной организации обеих видов работ будет тратиться меньше федеральных средств. Оба вида работ будут обогащаться и дополняться взаимной информацией, будет оценено больше участков с мероприятиями по охране и воспроизводству лесов. Будет использоваться один инструментарий и программное обеспечение.
Государственная инвентаризация в своих результатах будет учитывать реальные изменения в лесном фонде, как в отношении возрастного и породного состава, так и в отношении категорий защитности лесов. Будут выполняться требования всех уровней управления и использования лесов при меньших затратах.

Лесоустройство и лесопользование
Лесопользователя не интересует агрегированная информация, получаемая в результате Государственной инвентаризации лесов. Поэтому в первую очередь в материалах лесоустройства, и, особенно, в материалах таксации (оценки ресурсов) заинтересован лесопользователь. Основная задача лесоустройства – поставлять достоверную картографическую и таксационную информацию на повыдельном уровне до лесопользователя и регионального управляющего лесами. В ревизионном периоде (когда прошло 10 и более лет) только таксатор может выполнить оперативное уточнение таксационных характеристик лесов. Эта выборочная участковая таксация должна выполняться с повышенной точностью, глазомерно-измерительными способами, соответствовать требованиям лесоустроительной инструкции. Материалы такой таксации необходимо принимать и учитывать в составе государственного лесного реестра. Усложнение (как того требует Комитет по лесу) приводит к удорожанию работ и неоправданным трудозатратам.
Лесопользователь получает лесной участок в аренду на основании аукциона, часто не зная его характеристик. До организации аукциона должно проводиться проектирование лесного участка, которое включает: межевание и постановку на кадастровый учет, таксацию участка, проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, определение объемов допустимого изъятия лесных ресурсов, составление Проекта освоения лесов. Эти лесоустроительные действия должны оплачиваться как лесопользователем (победителем аукциона), так и собственником лесов – государством.
К сожалению, в лесоустроительную инструкцию не попали работы по отводу и таксации лесосек. На мой взгляд, это одна из важнейших процедур, которая требует навыков таксатора – специалиста высшей категории. Ведь именно здесь происходит оценка передаваемого частнику государственного имущества. В сегодняшней ситуации отвод зачастую делает сам неподготовленный лесопользователь без всякого контроля со стороны лесничества (ограничения 294 ФЗ). Последствия этих нарушений выявляются в процессе работ по мониторингу лесопользования, но тогда уже мало что можно исправить – можно только констатировать факт. Мы предлагаем эти работы (отвод и таксацию лесосек) поручать подготовленным специалистам лесоустройства.
По результатам таксации лесов арендованного участка леса или в целом лесоустройства лесничества должны вноситься коррективы в действующие Проекты освоения лесов. Эта процедура должна происходить с уточнением размера лесопользования, как в целом по лесничеству (если протаксировано вновь более 10% площади лесничества), так и по арендному участку.
 
Лесоустройство и документы лесного планирования
При разработке документов лесного планирования в 2008 году использовались материалы лесоустройства прошлых лет, давность по отдельным лесхозам которых превышала 10 лет. В соответствии с новым Лесным кодексом разработке Лесного плана и Лесохозяйственных регламентов должно предшествовать проектирование границ лесничеств и разделение лесов по целевому назначению и категориям защитности. Лесничества организованы путем слияния государственных и сельских лесхозов в пределах границам муниципальных образований. Границы участковых лесничеств сохранены. Этот проект был согласован и утвержден Рослесхозом до начала работ над основными документами.
Задание на разработку Проекта разделения лесов по целевому назначению и категориям защитности было получено уже в ходе работ над Лесным планом и регламентами. Было не совсем понятно: в какой очередности выделять категории защитности, как поступать с водоохранными зонами, лесами зеленых зон, защитными полосами вдоль областных дорог, особо защитными участками, ООПТ регионального значения. Имея поддержку Департамента лесного комплекса области, «Севлеспроект», как основной разработчик, взял на себя ответственность и выделил новые категории защитных лесов, согласовав их с заинтересованными Департаментами области.
Были сложности с установлением возрастов рубок для заготовки древесины. Приказ Рослесхоза рекомендовал применять дифференцированные в зависимости от производительности хвойных лесов возраста рубок, Департамент настаивал на применении действующих возрастов. Только после положительного заключения по Лесному плану Рослесхоз изменил приказ о возрастах рубок в отношении Вологодской области, оставив действующие.
В целом в Лесном плане и Лесохозяйственных регламентах приведено новое разделение лесов по целевому назначению на поквартальном уровне. Для планирования использования лесов этого достаточно. Для организации лесопользования требуется распространить эту информацию (разделение лесов по целевому назначению) на повыдельный уровень.
Структура документов лесного планирования должна состоять из базовой части, которая изменяется очень медленно (категории защитности, возраста рубок, размер заготовки древесины, границы лесничеств, хозчасти и хозсекции) и части которую необходимо корректировать по мере изменений (породный и возрастной состав, площади, запасы древесины).
Основанием для внесения корректив в документы лесного планирования могут быть: изменения нормативов, очередное лесоустройство, стихийные воздействия на больших площадях, хозяйственная деятельность. Документы лесного планирования не должны устаревать, должны отвечать  требованиям текущего времени, быть актуальными.
К сожалению, процедуры внесения изменений в Лесной план и Лесохозяйственные регламенты, финансирования этих действий не установлены. Не определен исполнитель этих работ. Не разработан порядок надзора за исполнением положений этих важных документов.
На сегодняшний день запроектированные в Лесном плане объемы лесоустроительных работ не исполняются, инвестиции в лесное хозяйство не вкладываются, объемы заготовки древесины не выдерживаются, экономический раздел не работает. В целом для страны разрабатываются и утверждаются новые нормативы по лесопользованию и лесовосстановлению, в них заложена другая идеология. Они не учитывают региональные особенности.
Как быть при таких обстоятельствах? На наш взгляд, Лесной план должен содержать раздел или приложения в виде региональных нормативов охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесопользования. На этих нормативах должно производиться лесоустройство (таксация лесов, проектирование мероприятий, оценка их результатов) и эти результаты должны учитываться при корректировании Лесных планов и Регламентов.
Результатом очередного лесоустройства лесничества должен стать Лесохозяйственный регламент, в котором кроме характеристик лесов и нормативов должен приводиться анализ оценки эффективности выполненных в ревизионном периоде мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов и лесопользованию за ревизионный период на основании мониторингов разного уровня, натурных осмотров и обследований при таксации.

Планирование лесоустройства
В прошлом цикле планирование лесоустроительных работ государственных лесхозов осуществлялось Рослесхозом по согласованию с субъектом. В первую очередь к лесоустройству планировались те лесхозы, у которых истек или истекал десятилетний срок давности. Минсельхоз по согласованию с Вологдасельлесом пытался подстроиться под график работ в гослесхозах, что не всегда получалось (Вытегорский, Верховажский, Нюксенский районы). В лесах ООПТ федерального значения и Министерства обороны лесоустройство проводилось по мере необходимости без согласования с субъектом.
Цикл лесоустройства лесхоза состоял из подготовительного периода (сбор материалов и аэрофотосъемка), полевого периода (таксация лесов, подготовка территории) и камерального периода (обработка материалов таксации, проектирование, изготовление материалов лесоустройства). Материалы лесоустройства лесхоз получал в лучшем случае к середине третьего после начала работ года.
Новый Лесной кодекс не определил понятия объекта лесоустройства, кто его планирует и источника финансирования работ. Лесной кодекс предусматривает шесть видов отдельных лесоустроительных действий, из которых три последних (по нашему убеждению и опыту) должны выполняться при лесоустройстве одной организацией.
Очередность проведения лесоустройства в области указана в Лесном плане. В год в среднем (при десятилетнем цикле) необходимо устраивать около 1,2 млн. га лесов. При планировании лесоустройства надо иметь в виду единовременное устройство лесов всех ведомств в районе, в том числе и ранее не устроенных лесов.
Техническое задание и договор должны содержать условия выполнения всего цикла лесоустроительных работ лесничества, в том числе и уточнение проектирования лесов по целевому назначению на повыдельном уровне. За год до лесоустройства проводятся подготовительные работы по сбору информации и уточнению проектировании целевого назначения лесов, аэрофотосъемке, межеванию и постановке (если этого не было сделано ранее) лесничества на кадастровый учет, восстановлению границ и квартальной сети, отграничению категорий защитных лесов. На следующий год выполняется таксация лесов, необходимые назначения, обследования и оценки мероприятий, обработка информации, проектирование объемов, разработка Лесохозяйственного регламента. Цикл лесоустройства сокращается до двух лет.
Приоритет в очередности планирования лесничеств к лесоустройству должен отдаваться тем, у кого больше аренды, инвестиционных проектов, интенсивность лесного хозяйства, истекает срок давности. В первую очередь надо планировать лесоустройство следующих лесничеств: Вологодское (1996), Вожегодское (1997), Сокольское (1997), Харовское (1997), Усть-Кубинское (1997)   Бабаевское (1998), Вытегорское (1999), Чагодощенское (1999), Устюженское (2000),  Белозерское (2001),. Во вторую очередь: Грязовецкое (1996), Шекснинское (1996),   Вашкинское (2000), Череповецкое (2000), Кирилловское (2002), Сямженское (2002),   В_Устюгское (2003), Верховажское (2004). В третью очередь остальные: Кадуйское (2000), Тотемское (2003), Нюксенское (2004), Тарногское (2004), Никольское (2005), Бабушкинское (2005), Междуреченское (2006), К-Городецкое (2006).
Планы лесоустроительных работ должны быть доведены до арендаторов участков лесного фонда, с целью заблаговременного планирования их участия в лесоустроительных работах на своих участках. Субъект так же должен предложить  провести лесоустройство (одновременно с устройством лесничества) в районе и лесов на землях Особо охраняемых природных территорий, Министерства обороны, городских лесов, лесов муниципалитетов, ранее не устроенных лесов.
К сожалению, планированию лесоустроительных работ не способствует  94-ФЗ об организации конкурсов и аукционов. Нет уверенности, что эти работы будут выполняться именно специалистами нашего филиала.

Финансирование лесоустройства
Лесоустройство всегда было дорогим удовольствием. Финансирование лесоустройства в прошлые годы осуществлялось за счет средств федерального бюджета. Размеры финансирования, как правило, не покрывали затрат на производство работ, поэтому применялись самые простые методы таксации (глазомерные, дешифрирования), «доморощенная» технология работ, уменьшались до предела объемы обследований, сокращался километраж ходов, оставались не прочищенными просеки и не восстановленными границы. Это приводило к потере точности таксации, обесценивало материалы лесоустройства.
Недостаток финансирования плановых лесоустроительных работ компенсировался работами по хоздоговорам с арендаторами и другими потребителями лесоустроительной информации.
Договора с Рослесхозом заключались, а, следовательно, и финансирование начиналось в середине-конце второго квартала года. От арендаторов деньги начинали поступать сразу после заключения договора – это позволяло устойчиво работать в течение всего года.
Ситуация с порядком финансирования лесоустроительных работ в рамках нового Лесного кодекса до сих пор остается неопределенной. Мы предлагаем обязанности по финансированию лесоустройства разделить между Федерацией, Субъектом и Арендатором. Москва финансирует только основное базовое (уточнение разделения лесов по целевому назначению на повыдельном уровне, межевание и постановку на кадастровый учет лесничеств, аэрофотосъемку, дешифрирование, изготовление нормативного количества экземпляров материалов) лесоустройство. Арендаторы финансируют на территории своих лесных участков наземную глазомерную и глазомерно-измерительную таксацию, прочистку просек и восстановление границ, межевание и постановку на кадастровый учет, разработку Проекта освоения лесов, оплачивают свой экземпляр материалов лесоустройства. Субъект оплачивает лесоустроительные работы на свободной от аренды территории: прочистку просек и восстановление границ, постановку наземных знаков, разработку лесохозяйственного регламента, корректировку Лесного плана, материалы для государственного лесного реестра дополнительные (сверх инструкции) задания. Актуализацию прошлой таксации на хозяйственную деятельность и возраст всей территории лесничества (как гарантию завершения работ при отказе участвовать одного из арендаторов) должен оплатить субъект.
На Субъект следует возложить обязанности по координации заключения договоров на выполнение лесоустройства между арендаторами и лесоустроительной организацией, иметь возможность влиять на ход своевременного финансирования работ арендаторами. Не выполнение этих условий одним из арендаторов может повлечь срыв  выполнения работ в целом по лесничеству.
Негативный пример выполнения своих обязательств по финансированию лесоустроительных работ имеет место в Верховажском и Тарногском сельских лесничествах со стороны ООО «Леспромсевер». Выполненные в 2007 году лесоустроительные работы до настоящего времени им не оплачены. Задолженность составляет более 5,1 млн. рублей.
В регионе, на наш взгляд, следует определиться с ценовой политикой на услуги по лесоустройству. Цена работ определяется технологией. Цена одинаковых видов лесоустроительных работ у различных организаций должна быть одинакова, поскольку должна соблюдаться единая технология и состав работ. Следует установить, путем расчетов затрат, стоимость единицы лесоустроительных работ при установленной нормативной технологии: 1 гектара таксации различными методами, в том числе и при отводе лесосек; 1 километра прорубки просек в различных типах насаждений; 1 километра прочистки просек в различных типах насаждений; 1 километра промера просек и границ; 1 километра выноса границ в натуру; 1 километра восстановления утраченных границ; изготовления и установки 1 квартального столба; изготовления и установки 1 визирного и граничного столба; 1 гектара камеральных работ с изготовлением лесоустроительных материалов; 1 гектара межевания и постановки на кадастр лесных участков; 1 проекта освоения лесов и другое.

Кадры лесоустройства
До тридцатых годов двадцатого века допускалась организация лесоустроительных работ в лесничестве силами лесничества. В роли таксатора выступал сам лесничий и его помощники. Рабочие (поденщики) нанимались из соседних деревень для разрубки квартальных просек, рубки модельных деревьев, переноски грузов. Помощники лесничего организовывали прорубку просек, закладывали пробы и вели описание лесов по ходовым линиям. Лесничий контролировал ход работ и проверял достоверность описаний, по завершению работ составлял Лесоустроительный отчет. При дефиците таксаторов (при соответствующей стажировке в лесоустроительной партии и строгом контроле со стороны руководителя лесоустройства) эту традицию (участие в таксации лесничих) можно возродить (опробировать).
Основным специалистом в лесоустройстве является таксатор. От его квалификации, ответственности, физической выносливости зависит своевременность и качество выполнения работ в поле. Работа таксатора строится на полном к нему доверии, поскольку ее трудно контролировать. Таксаторов специально нигде не готовят. Высшие лесные учебные заведения готовят специалистов лесного хозяйства широкого профиля, специальность же таксатора требует особой подготовки.
Подготовка таксатора в лесоустроительной организации продолжается как минимум 3 года, прежде чем он начнет самостоятельно работать. Для работы таксатором нужен определенный склад характера: умение самостоятельно принимать решения, длительное время работать в отрыве от семьи, быть физически и морально устойчивым к неблагоприятным условиям тайги, быть способным к самообразованию и обучению подчиненных, уметь объективно оценивать выполненные работы и другое. Многие не выдерживают и уходят сразу. Таких - большинство. Остаются воистину преданные своему делу, талантливые люди. Из них, в дальнейшем, путем дополнительной подготовки, получаются специалисты высшей квалификации – начальники лесоустроительных партий, проектанты, организаторы лесоустройства. Не случайно, большинство лесных руководителей разного ранга – выходцы из лесоустройства.
Кадры таксаторов безвозвратно стареют. Молодежь не задерживается в лесоустроительном производстве: оплата труда не соответствует ответственности и физическим усилиям, престиж профессии и социальная защищенность законодательством не подкреплены, нестабильность в обеспечении объемами работ. В нашем регионе таксаторский корпус не превышает 30 человек. 
Необходимо, исходя из потребности в этих специалистах (инженер-таксатор), организовать их специальную подготовку из наиболее способных студентов в Вологде и Архангельске при лесоустроительных организациях. Надо законодательно распределять таких подготовленных выпускников в экспедиции и там продолжать их специальную подготовку. Надо возвысить статус таксатора, оценщика государственного имущества, над другими лесными специалистами, предоставить ему социальные привилегии и государственные гарантии.
В современных условиях большая ответственность при выполнении лесоустройства ложится на межевщиков-геодезистов, выполняющих съемку существующих границ, планшетных рамок, восстановление границ и  их вынос с Межевых планов в натуру. При землеустройстве давно уже эти работы не производятся, а их трудоемкость и стоимость соизмеримы со стоимостью таксации. В лесоустроительных организациях нашего региона таких специалистов, переподготовленных из таксаторов, всего несколько человек.
На подготовку достаточного числа таксаторов и межевщиков потребуется время.
Самые тяжелые работы в лесу связаны с подготовкой территории лесничества к таксации. Они заключаются в прорубке и прочистке просек, изготовлении и установке квартальных и граничных столбов, восстановлении границ.
В тайге нет магазинов, мало избушек, бездорожье. Таксатор с бригадой рабочих уходит в лес с работой на 1-2 недели, ведет кочевой образ жизни, переходя от одного участка леса к другому. Продукты, инструменты, таборное имущество (палатки, котелки, чайники) – все переносится на плечах рабочих.
Большинство сезонных рабочих нанималось на работы из года в год, поэтому были профессионально подготовлены, умели пользоваться инструментами, могли ориентироваться и жить в тайге. При таксаторе обычно работала бригада из 6-8 рабочих. Опыт прошлых лет показывает, что лесники, предоставленные для выполнения лесоустроительных работ, в редких случаях пригодны для этого: семья, хозяйство, здоровье. В настоящее время таксатор работает в лучшем случае с одним рабочим. Традиции найма сезонных рабочих должны быть восстановлены.

Технологии лесоустройства
Камеральные работы более-менее обеспечены программными средствами, персональными компьютерами, множительной техникой, отработана и отлажена технология изготовления лесоустроительной продукции, в большинстве случаев исключен ручной труд.
При камеральных методах таксации недоступных участков (резервных лесов, свободных от аренды) должны использоваться интерактивные методы дешифрирования электронных аэрофотоснимков с получением страт одинаковых по таксационным характеристикам лесных участков. В лесу (в доступной части) глазомерно-измерительным методом определяется таксационная характеристика некоторой представленности страт. Усредненные таксационные характеристики страт распространяются на всю недоступную территорию.
Работа по таксации выполняется как 100 лет назад: пешие переходы от выдела к выделу, запись в карточку таксации, измерении и перечеты – при такой методологии вносится большая доля субъективизма и ошибок при последующей обработке.
Современные полевые компьютеры, программы актуализации, цифровые аэрофотоснимки, измерительные приборы, GPS-навигаторы позволяют организовать процесс таксации и обработки материалов непосредственно в лесу.
На наш взгляд это может выглядеть следующим образом:
- ГИС-база прошлого лесоустройства совмещается с цифровыми геопозиционированными аэрофотоснимками и планшетами лесничества с нанесенными мероприятиями ревизионного периода;
- В картографическую и таксационные части вносятся изменения на возраст и хозяйственную деятельность, уточняются категории защитности и особо защитные участки;
- В подготовительный период, при организации территории, с использованием геопозиционированного аэрофотоизображения, GPS-приемников и полевых компьютеров выполняется опознавание и привязка квартальной и граничной сети, границ разделения лесов по целевому назначению к координатам;
- Векторный слой уточненной квартальной сети, актуализированной повыдельной картографии с подложкой аэрофотоизображения заносится в полевой компьютер. В него же загружается актуализированная таксационная база в виде АРМ-таксатора. Программа должна обеспечивать корректирование таксационного описания и картографии в полевых условиях. По фактическим показаниям координат GPS-приемников корректируется положение границ выделов (лесных участков). В электронные ведомости заносятся показания измерений электронным дальномером высот деревьев и диаметров;
- Автоматическая регистрация результатов обработки, авторский логический контроль результатов обработки, назначение мероприятий, оценка мероприятий;
- Передача через Интернет результатов таксации в базовый компьютер для хранения и обобщения;
- По завершении полевого сезона обработка материалов таксации в целом по лесничеству, печать, проектирование, разработка Лесохозяйственного регламента и Проектов освоения лесов.
- К концу года – передача материалов заказчикам.
Такая технология таксационных работ значительно удешевит и ускорит лесоустроительное производство.
Аэрофотосъемочные работы при очередном лесоустройстве лесничества должны организовываться и осуществляться Рослесхозом через специализированные аэрофотосъемочные организации. В нашем регионе это «Балтаэросервис».  Возможен и другой вариант, когда аэрофотосъемочные работы будет выполнять региональное подразделение Авиалесоохраны, с соответствующим образом подготовленным оператором и оборудованным воздушным судном. Это позволит оперативно снимать территорию при лесоустроительных работах на арендованном участке. Другой вариант оперативной цифровой съемки предусматривает использование беспилотных летательных средств.

Особенности организации лесоустройства в Вологодской области
Организация лесоустройства области требует некоторых новых методических подходов. Эти методики и рекомендации должны быть изложены в Положении о лесоустройстве области, которые должны быть обязательными для всех лесоустроительных организаций, занимающихся лесоустройством на территории Вологодской области. Указанные положения должны быть одними из основных приложений к Лесному плану области. В Положении обязательными для рассмотрения должны быть такие разделы:
- преобладающие породы, хозяйственные секции, хозяйственные части, возраста рубок – порядок их организации и выделения;
- приоритеты и порядок выделения категорий защитных лесов, основания для их выделения, (перечни водных объектов, дорог федерального и областного значения, населенные пункты и зеленые зоны, городские леса, леса ООПТ);
- особо защитные участки леса, принципы их выделения;
- проект квартальной сети лесничеств, порядок выноса его в натуру
- использование при таксации нормативно-справочной информации, таксационных таблиц и справочников;
- типы леса и типы условий местопроизрастания;
- таксация при отводе лесосек;
- лесотаксационное районирование и зонирование территории лесничеств;
- постоянные тренировочные полигоны, их обновление и использование;
- принципы проектирования мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов;
- лесоустроительные совещания, порядок утверждения проектируемых объемов;
- особенности устройства лесов отдельных категорий целевого назначения;
- контроль лесоустроительных работ, приемка материалов лесоустройства;
- порядок внесения изменений в материалы лесоустройства.
Разделение (зонирование) территории лесничеств по методам и разрядам точности таксационных работ должно основываться на нормативах Лесоустроительной инструкции. К первому разряду таксации (более подробному, но и более дорогому) следует отнести лесные участки: в лесопарковых частях зеленых зон, научно-исторические леса, особо защитные участки лесов региональных ООПТ. Второй разряд таксации распространить на остальные леса. Резервные и бесперспективные участки лесов, свободные от аренды, следует таксировать самыми простыми методом (самыми дешевыми) – актуализации и дешифрирования. Участки приспевающих и спелых лесов в зоне аренды и закрепленные для использования местным населением, перспективные участки для проведения лесохозяйственных мероприятий первой очереди в зоне аренды и свободных от аренды, – таксируются измерительно-перечислительным методом. Остальные участки в зоне аренды и лесах местного значения таксируются глазомерным методом. Такое зонирование, показанное на схемах и в таблицах, позволит планировать финансирование лесоустройства.
В хозяйственные части местного потребления (для населения) включаются квартала свободные от аренды, примыкающие к населенным пунктам. Хозяйственные части местного потребления организуются для заготовки населением древесины для собственных нужд по договорам купли-продажи, пастьбы скота, сельскохозяйственного использования и других целей. Хозяйственные части местного потребления располагаются в эксплуатационных лесах. Перечень кварталов хозчастей местного потребления утверждается органами исполнительной власти субъекта по согласованию с муниципалитетом.
Предварительно, по опросу населения или по информации лесничества, выявляются места традиционного сбора ягод (черника, брусника, клюква, голубика, морошка, малина, смородина) и грибов (белые, подосиновики, маслята, лисички, грузди, волнушки, опята). В процессе таксации эти места обследуются с составлением паспорта ягодного или грибного участка (местоположение, проективное покрытие и видовой состав ягодников, условия и особенности произрастания грибов). Кроме того, определяются перспективные участки леса для заготовки пищевых ресурсов и технического сырья в транспортно доступной зоне (вблизи проезжих дорог, возле рек, около населенных пунктов). Все участки показываются на картографии и отмечаются в таксационных описаниях. В них проектируются мероприятия, способствующие сохранению и усилению плодоношения, улучшению условий местообитания.
В материалах лесоустройства лесничества должны быть сделаны предложения по комплексному (диверсификация) использованию лесных ресурсов на одном участке леса (аренды), то есть нескольких видов использования лесов, не противоречащих друг другу. Например, заготовка живицы и заготовка древесины, рекреация и заготовка пищевых ресурсов, охота и сбор не древесных ресурсов.
Изготавливаемые лесоустроительные материалы на бумажных и цифровых носителях (электронный вид, векторный слой) должны в первую очередь передаваться Комитету по лесу для  ведения государственного лесного реестра, в лесничество для организации управления лесами и лесного контроля. Арендаторы получают лесоустроительные материалы только на территорию аренды при условии участия в лесоустройстве. При проведении лесоустройства на части территории лесничества (арендованном лесном участке) лесоустроительная организация обязана изготовить и передать лесоустроительные материалы на бумажных и цифровых носителях в вышеназванные организации. Лесоустроительные материалы должны передаваться в той оболочке и в том программном продукте, который используется для организации управления лесами и лесного контроля в субъекте.
Геопозиционированные лесные карты могут использоваться авиационными базами охраны лесов для организации авиапатрулирования и определения точного местоположения лесного пожара по координатам, передачи этой информации через Интернет  для оперативного их тушения наземными средствами, при аэрофотосъемке.

Лесоустройство и 94 ФЗ
При условии софинансирования лесоустроительных работ субъектом и арендатором, 94-ФЗ может сыграть злую шутку: победителями конкурсов в Федерации и Субъекте могут оказаться разные организации.
Конкурс на базовое лесоустройство лесничества в соответствии с 94-ФЗ организует Рослесхоз. Техническое задание должно предусматривать сразу весь лесоустроительный цикл для данного лесничества. В конкурсе могут участвовать специализированные лесоустроительные организации или организации, имеющие аккредитацию в Рослесхозе. Лесоустроительная организация при этом должна иметь лицензии, подготовленных специалистов, опыт работ, выполнять одновременно землеустроительные и лесоустроительные работы. При определении победителя конкурса по Федерации должно учитываться наличие специализированных лесоустроительных организаций в регионе.
Субъект в соответствии с тем же законом должен организовать конкурс на свою часть лесоустроительных работ. Приоритет в определении победителя конкурса по субъекту должен быть отдан победителю конкурса Рослесхоза.
Арендатор должен заключить договор на выполнение лесоустройства своего участка с этим победителем.
Лесоустройство всех лесничеств области должна выполнять одна организация. Практика организации лесоустроительных работ области показывает, что привлечение для этого разных лесоустроительных организаций (особенно из других регионов) приводит к грубым искажениям характеристик лесного фонда. Не случайно ФГУП «Рослесинфорг» (а ранее и Рослесхоз) своим приказом закрепил за филиалами регионы ответственности за исполнением лесоивентаризационных работ.
На основании материалов нового лесоустройства в ревизионном периоде (при проектировании лесных участков, уточнении таксационных характеристик, таксации при отводе лесосек) локальное лесоустройство могут выполнять коммерческие организации, имеющие для этого аккредитацию или лицензии.

Вывод:
Лесоустройство области необходимо безотлагательно реанимировать. В функции лесоустройства необходимо передать: ведение государственного лесного реестра (непрерывного лесоустройства), разработку документов лесного планирования, ведение научно-производственных работ по лесной тематике, практическую подготовку таксаторов и инженеров кадастра лесных земель. Организовать и выполнить лесоустроительные работы в Вологодской области может только Северный филиал государственной инвентаризации лесов ФГУП «Рослесинфорг» «Севлеспроект».

Директор филиала ФГУП «Рослесинфорг»
«Севлеспроект» А.П. Шушарин

03.11.10 г.


Рецензии