В. О. Ключевский

   В статье «Памяти Пушкина» русский философ Василий Осипович Ключевский писал, что истинное самосознание народа «без излишнего самопонимания и самоуничижения» развивалось трудно и медленно. Это самосознание формировалось по-разному. «Мелкие и раздробленные интересы, личное творчество отдельных людей «перерабатывалось»* в цельное большое дело и предсказывало дальнейшее развитие общества.
   «Древняя Русь, целые века изнывая в изнурительной борьбе с восточным варварством», оторванная  этой борьбой от просвещённого Запада, « с трудом сколотила невзрачное, тяжёлое, но прочное государство». Пётр Великий первым обратил внимание на технические знания Запада и трудным ломаным путём из Москвы через Полтаву, Гангут и Ништадт*  «вдвинул Россию в  семью европейских держав». Наша страна впервые почувствовала «свою международную и политическую мощь». В людях пробуждалось самосознание. Именно при Петре в России засветились первые «проблески русской политической мысли».
  Пётр I завещал своему народу «ключ, которым можно было бы разомкнуть сковывающие его дух цепи – насаждённую им науку».
   Через годы холмогорский крестьянин, выпускник славянско-греко-латинской академии,  поучась около пяти лет в Германии, «внёс русское имя в историю европейского познания». По-своему оценил Пётр и английский парламент: «Весело слушать, как сыны  отечества открыто говорят королю правду; вот чему должно у англичан учиться».
  Екатерина II внесла в Россию идеалы западноевропейской мысли. Уровень жизни народа не изменился; но «произошёл некоторый подъём русских умов».

  Каждый Поэт – философ, каждый философ – поэт. В поэзии Пушкина отразился дух различных народов: древних греков, французов Великой революции и якобинцев, англичан в поэзии Байрона, итальянцев, в творениях Данте  и мятежных поляков в стихах А. Мицкевича.  Великий талант позволил Поэту «вжиться», как говорит Ключевский, в дух самых отдалённых веков,  различных народов - воспроизводить Коран и песни западных славян, и русские былины, и эпоху Бориса Годунова, и время пугачёвского бунта. Взгляд на  жизнь и историю у Пушкина  особый  - «светлый и примирительный».  Его понимание мира и истории, дают возможность увидеть «проблески разума, собрать их и осветить тёмные пути нашего существования». Ключевский призывает «вникнуть в голос Пушкина, чтобы почувствовать «общечеловеческие мотивы общежития», «задачу человеческого духа – внести нравственный порядок в анархию людских отношений».
   «… через поэзию Пушкина мы стали лучше понимать чужое и серьёзнее смотреть на своё», и сами стали понятнее миру. Поэт указал нам задачу в будущем – «отделить от своего народного существа всё лишнее, как случайный нарост», чтобы исполнилось наконец то, о чём мечтал он с Адамом Мицкевичем:

                «… о временах грядущих,
                Когда народы, распри позабыв,
                В великую семью соединяться»…


*Здесь и далее цитаты из статьи В.О. Ключевского «Памяти Пушкина».
* Ништадт - небольшом городке  на территории Финляндии


Рецензии