Ангар эскиз сценария для моноспектакля

Сцена представляет собой ангар, находящийся в крайней степени запущенности. Он заброшен, и нога человека давно не ступала по его покрытому землей и паутиной полу. Тут и там находятся предметы, казалось бы, не связанные друг с другом (фрагменты механизмов, детские игрушки и проч.). Сбоку торчит ржавый металлический поручень.
Из-за кулис справа поднимается механическая рука.
Пальцы кистей на паровых поршнях. В районе сгиба кисти – световой датчик оранжевого цвета, он же радар.
Чуть выше на лучевой кости – часовой механизм для экстренного завода руки.
Кожаное покрытие зоны локтя, напоминающее гармошку старинного фотоаппарата.
Массивный поршень, приводящий в движение предплечье.
Массивное плечо со встроенным в него паровым генератором и рельсом.
Механическая рука слегка шевелит пальцами, щелкает суставами, обращает кисть тыльной стороной к полу и  приподнимает ее, заворачивая чуть  вверх и назад. В этот момент рука становится похожа на змею, которая хищно поворачивает голову.
Рука медленно скрывается за кулисами – и появляется снова, таща за  ворот своего хозяина.
Хозяин руки – Летчик по прозвищу Эйс.
Без знаков отличия, в английском лётном шлеме и портупее, советской гимнастерке и сапогах, американских галифе, немецком плаще, накинутом на правую руку.
Он не понимает, где находится. Механическая рука отпускает его, но продолжает угрожающе шевелить пальцами поблизости от его лица.
Летчик в страхе  опускает руку и пытается  уйти обратно, за кулисы. Рука ударяет ладонью по его голове. Летчик  поворачивается к ней. Рука вытягивает указательный палец, указывая ему направление движения.
Летчик переводит взгляд туда, куда ему указывает палец. Поворачивается в ту сторону и начинает  осторожно исследовать новое пространство.  Он внимательно разглядывает всё, что попадается ему на пути: стены, потолок, предметы...
Летчику кажется, что он знает это место. Он когда-то бывал тут прежде. Совершенно не помнит, когда и зачем. Но ему не хочется быть здесь. Вернее, ему очень  хочется  здесь не быть. Хочется поскорее повернуться и убежать.
Летчик  делает шаг назад. Рука мгновенно останавливает его. Летчик  испуган, он делает рывок. Рука атакует. Она  совершает бросок и вцепляется в лицо Летчика растопыренными пальцами.
Между Летчиком и его механической рукой нарастает борьба. Он отстраняет ее от лица – она на несколько мгновений замирает, будто сломалась.  Он несколько раз тычет пальцем второй (правой) руки в механическую руку, проверяя, не оживет ли она. Рука, выдержав паузу, вдруг мертвой хваткой вцепляется в палец правой руки Летчика.
Летчик выдергивает палец и дует на него. Затем решительно поворачивается к выходу.
Рука наносит  ему прямой удар кулаком в челюсть.  Летчик начинает оседать от удара, рука подхватывает его за шиворот, поднимает, возвращая в прежнее положение,  приподнимает ему голову за подбородок – и замахивается для следующего удара.  Летчик перехватывает ее правой рукой,  насильно переводит механическую руку  в  горизонтальное положение и начинает убаюкивать, как младенца. Рука притихает, Летчик пытается  осторожно уйти на цыпочках.
На механической руке  загорается оранжево-красный радар.  Она просыпается, взвивается вверх, шевеля пальцами,  и  бросается на грудь Летчику, как тарантул. Затем пытается пробраться ему под куртку.
Летчик простодушно отодвигает борт куртки – посмотреть, зачем руке туда надо.  Воспользовавшись этим, рука залезает ему за пазуху и очень сильно жалит его.
Летчик, согнувшись от боли, вытаскивает из-за пазухи механическую руку. Рука вырывается и вцепляется ему в горло. Летчик с трудом отрывает ее от себя и решительно замахивается на нее правой рукой.
Механическая рука отступает. Перебегая пальцами по воздуху сверху вниз, повисает, отключается и падает на поручень.
Летчик надеется, что теперь он, наконец, может уйти, и рука не будет ему препятствовать. Он  направляется к выходу, но тут выясняется, что рука вцепилась в поручень  будто клещами, и ему нельзя сдвинуться с места.
Обессиленный летчик садится и впадает в болезненное полубессознательное состояние.
Он видит то ли во сне, то ли в бреду улетающую в небо птицу, прохожих, спешащих по улице, мальчика на велосипеде, ноги в начищенных военных сапогах, приборную панель самолета, взрыв.
Летчик резко просыпается  в холодном поту. Озирается  в страхе. Кругом тихо. Он по-прежнему прикован к поручню. 
Летчик  правой рукой лезет в нагрудный карман, вынимает флягу, отвинчивает колпачок, наливает в колпачок из фляжки. Механическая рука отцепляется от поручня, отбирает колпачок и отставляет его в сторону – на расстояние, недосягаемое для Летчика. И снова вцепляется в поручень.  Летчик прикладывает к губам горлышко фляги. Механическая рука мгновенно выбивает из правой руки Летчика флягу – и тут же возвращается на место.
Пауза. Летчик, похлопав себя по карманам, находит в одном из них курительную трубку.  Следя с опаской за механической рукой, берет трубку в зубы, достает зажигалку, прикуривает. Механическая рука бездействует. Летчик, успокоившись, выпускает клуб дыма. Он задумывается, продолжая курить. Постепенно сцена заволакивается дымом. В дыму Летчика посещает следующее видение.
Он видит мальчика лет 9-ти с ручной птицей на левом плече.
Мальчик отпускает птицу в небо, она кружит над его головой, затем возвращается к нему в руки.
Эффект склейки кадров.
Та же птица подбита и лежит мертвой на земле. Мальчик плачет, склонившись над ней.
Мальчику приносят новую живую птицу. Он убегает.
Мальчик создает механическую птицу и сажает ее на плечо. Птица машет крыльями, поворачивает голову; ее глаза светятся .
Летчик просыпается. Трубка его давно погасла. Механическая рука по-прежнему держится за поручень. Летчик вскакивает с места, судорожно дергает механической рукой, пытаясь ее оторвать от поручня. Не выходит. Происходит небольшая комедийная сцена, на протяжении которой летчик разными способами безуспешно пытается отцепить от поручня механическую руку.  В результате этих манипуляций он застревает и оказывается  прижат к своему месту, не имея возможности сдвинуться.
Убедившись, что летчик не может уйти, рука демонстративно отцепляется от поручня  и совершает ряд  действий, благодаря которым вокруг летчика собирается некое подобие кресла пилота со страховочными ремнями. Перед Летчиком возникает приборная панель самолета, вытягиваются рычаги и переключатели, выдвигается штурвал.
Становится видно, что Летчик находится в полуразрушенном  военном самолете.
Он  берется за штурвал и  «переносится в прошлое».
Курсант летной школы Эйс впервые примеряет военную форму и любуется своим отражением в зеркале. Особое удовольствие у него вызывают летные перчатки, которые он рассматривает дольше всего. Эйс  с энтузиазмом  отдает честь и щелкает каблуками.
Начинается «ритуал» подготовки к первому боевому вылету.  Курсант  заводит граммофон, и ставит пластинку. Звучит танго.  Эйс достает опасную бритву, намыливает лицо и приступает к бритью. Процесс бритья представляет собой своеобразный танец.  Танцуя, он  время от времени фиксирует положение тела в той или иной позе.  Эти позы проецируются на стену позади курсанта,  и там неожиданно принимают очертания  различных атрибутов войны (танков, зенитных орудий, знамен и т.д).  В финале танца у Эйса в руках оказывается механическая птица. Она взмахивает  крыльями. На стене возникает теневая проекция птицы, имеющая очертания самолета. 
Проекция увеличивается и на сцене появляется реальный боевой самолет.
Он садится в кабину. Птица сидит у него на плече.
Летчик  производит проверку состояния боеготовности отдельных элементов  самолета, параллельно надиктовывая результаты проверки на бортовой самописец.  Из корпуса самолета последовательно выдвигаются различные технические приспособления; обычные и фантастические.  Самолет принимает вид очень мощной и грозной боевой машины.  Перед вылетом идет сеанс радиосвязи  с авиабазой (несколько слов на английском языке).
Полет. Эпизод представляет собой  своего рода шоу с каскадом разнообразных трюков и эффектов, связанных с  пиротехникой, световыми вспышками, дымовыми завесами и т.п. 
Звучит бодрый военный марш. Эйс  пребывает  в эйфории и упивается полетом. На короткое мгновение  картинка меняется: тот же Эйс застывший в позе повешенного.  И  снова живой Эйс продолжает свой полет в  том же  счастливом настроении.
Внезапно все заканчивается.  Темнота. Эйс на земле. Он  бредёт  по выжженному населенному пункту, видит последствия бомбежки, искалеченные тела, вещи (игрушки, предметы одежды, полусгоревший воздушный змей и другое).
Его корчит от боли. Он осознает степень своей вины, в отчаянии начинает биться головой, царапать себе лицо, хлещет левую руку перчаткой с правой руки, бросает перчатку, сует левую руку в костер и опаляет ее. (Он пытается причинить себе физическую боль, чтобы заглушить душевную). Теряет сознание и падает на землю.
Затемнение. На экране возникают кадры старой кинохроники, на которых виден подросток  лет 11-ти  с механической птицей на плече. Он запускает воздушного змея. Тот же подросток , но уже лет 13-ти собирает модели летательных аппаратов. Он  же в возрасте 15 лет летит на дельтаплане над верхушками сосен. Мальчишеская радость полета. Он счастлив.
Хроника обрывается.
Летчик без сознания лежит на больничной койке, его левая рука забинтована, из нее торчат штыри.   Внезапно она начинает шевелиться и передвигаться  по койке и по телу Летчика при помощи пальцев (наподобие маленького паучка).  Она исследует  окружающее пространство. Нечаянно задевает   пальцем закрытый глаз Летчика,  и он начинает просыпаться. Рука поспешно замирает.  Летчик открывает глаза и пытается понять, кто его разбудил. Никого не обнаружив рядом, он снова закрывает глаза. Рука вновь приходит в движение и продолжает разведку. Летчик просыпается вновь. Рука  перестает двигаться.  Пока Летчик не смотрит на левую руку, она находится в движении и тут же останавливается, когда он переводит на нее взгляд. Наступает момент, когда летчик  захватывает руку врасплох  и убеждается в том, что она обрела самостоятельность и живет своей жизнью. Эйс приходит в ужас. Он поспешно разматывает бинты на левой руке и обнаруживает, что его летная перчатка приросла к кисти руки, удлинилась, покрылась поршнями и маленькими механическими блоками.
Соло механической руки. Эпизод представляет собой довольно нетипичное пластическое действо, в центре которого находится левая рука Эйса. Корпус Эйса практически неподвижен. Импульс любого движения идет от левой руки. Она содрогается в конвульсиях,  задает телу Эйса вращения вокруг своей оси, «танцует» в воздухе.  Создается впечатление, что рука – это механическая бабочка, выпорхнувшая из кокона бинтов.  Это миг ее свободы, ее «полет».
Чем активнее ведет себя рука, тем больше слабеет сам Летчик. Рука будто бы вытягивает из него силы, и  он уже не в состоянии сопротивляться ее воле. Рука принимается  лепить из безвольного тела Летчика «идеального солдата». 
Эйс вытягивается в струну, щелкает каблуками, его взгляд делается оловянным. Последним аккордом становится взлет механической руки к виску Летчика – он отдает честь.
Дальнейшая жизнь Эйса представляет собой череду постоянно повторяющихся действий. Воздушный бой;  он сбрасывает бомбы и подбивает другие самолеты. Он упивается войной. Получает награды.  Затем, на земле, много пьет, чтобы забыться. Снова щелкает каблуками, отдает честь и снова идет на бой.  Темп ускоряется.
Чем больше он убивает, тем мощнее становится механическая рука. Она себя технически совершенствует,  улучшает боевые характеристики самолета.
С определенного момента становится понятно, что Эйс возгордился  и возомнил себя властелином небес.  Теперь ему кажется, что он неуязвим и способен  в одиночку одолеть целую эскадрилью.
По этой причине во время очередного боя его самолет расстреливают в пух и прах, а он сам вынужден прыгать с парашютом, чтобы спастись.
Он падает на землю и теряет память (контузия).
Затемнение.   Действие возвращается в заброшенный ангар.  Летчик по-прежнему сидит в кресле полуразрушенного самолета. На левом крыле стоит граммофон с пластинкой.  К правому уху летчика поворачивается граммофонная труба. Механическая рука ставит палец вместо иглы на пластинку. Звучит тот самый  военный  марш, но с эффектом заезженной пластинки (перескоками иглы и повторами одной и той же музыкальной фразы).
Наконец Летчик правой рукой срывает левую с пластинки.
Летчик осознает, что рука является частью его сущности – и именно той частью, которой нравилось убивать. Ему также становится ясно, что рука привела его сюда для того, чтобы вывести из бездействия, вызванного потерей памяти,  и вернуть на путь войны.
Летчик стремится избавиться от руки. Он пытается ее оторвать от себя, отпилить, раздробить, обесточить. Это не приносит никакого результата.
В  процессе взаимодействия с механической рукой  он приходит к пониманию того, что она его не отпустит, и что возвращение в прошлое уже невозможно.
Механическая чума. Летчик  обнаруживает на своем теле новые металлические фрагменты. Рука  «разрастается», он скоро полностью превратится в механизм, лишенный души и не знающий жалости.

Летчик оказывается перед выбором: подчиниться механической руке (и тогда уже полностью утратить все человеческое, окончательно превратившись в машину убийства) – или  убить себя, чтобы тем самым уничтожить и руку.
Летчик выбирает второе и вешается на стропах парашюта.
На фоне фигуры повешенного Летчика  появляется он же, но без механической руки (обе руки его настоящие), без шлема и портупеи. В руках он держит механическую птицу. Эйс заводит птицу, она бьет крыльями. Он отпускает птицу вверх – в то же мгновение над фигурой повешенного Летчика в проекции взлетает живая птица.
КОНЕЦ


Рецензии