Сизиф и Эльф

СИЗИФ И ЭЛЬФ
I
Медленно в гору тащил камень Сизиф утомленный, но, вырвавшись из рук, падал камень на землю.
Снова спускался с горы Сизиф к ее подножию и снова поднимался в гору, поддерживая руками гранитную глыбу, но, когда до вершины оставалось каких-нибудь два шага, камень снова, вырвавшись из рук, с шумом летел вниз.
И вновь возвращался Сизиф к своему камню, чтобы опять возносить его на вершину.
Он знал, что камень не удержится там, наверху, но продолжал свой бессмысленный вечный труд. На лице его не было написано ни сожаления о напрасно проделанной работе, ни сомнения, ни усталости.
Спокойно поднимал он камень на вершину горы и также спокойно спускался к подножию, чтобы вновь идти к вершине. Он знал свою работу и выполнял ее безукоризненно четко, и ему не хватало времени, чтобы задуматься - для чего все это?
- Что ты делаешь? - раздался поблизости звонкий голосок Эльфа.
Сизиф молчал.
- Что ты делаешь?   -  повторил Эльф свой вопрос.
Камень с грохотом полетел вниз.
- Зачем тебе этот камень? Что ты с ним будешь делать? - не унимался Эльф.
Он бежал рядом с Сизифом. Ему было очень интересно и забавно смотреть на сильного атлета, возносившего на самую макушку горы никому не нужную глыбу.
- Я знаю, ты олимпиец и тебе надо упражняться? Да? Вот здорово! - обрадовался Эльф. - А меня ты возьмешь с собой? Я еще ни разу не видел состязания атлетов. Это, наверное, очень интересно.
Камень с грохотом полетел вниз.
- Давай передохнем, здесь очень красиво. Ты посмотри. Вон там река, а тебе, наверное, очень хочется пить. Хочешь, я принесу тебе воды?
Сизиф медленно тащил камень в гору.
Эльф побежал к реке. Вокруг играли, пели, смеялись бабочки, стрекозы, кузнечики. Эльф даже забыл, зачем он пришел сюда. Но вот песок зашевелился, и между зернышек кварца блеснула капелька воды. Она все росла, росла. И вдруг из земли забил ключ.
- Как здорово! Надо обязательно позвать сюда Сизифа, ему это должно понравиться, - подумал Эльф. Он зачерпнул в ладошки воды и побежал назад.
- Я принес тебе воды, на, пей. Это очень вкусная вода, она растет из земли.
- Не мешай, - сказал Сизиф и ударил Эльфа по руке.
Прозрачные струйки побежали по камню и скрылись
в мелких трещинах. Они не привыкли к такому обращению с ними. Сколько времени они пробивали себе дорогу к людям через поры земли, чтобы обрадовать их. А зачем? Эльф смотрел, как быстро исчезают с его пальцев последние капли,  улетая к Солнцу.
- У тебя неприятности? - спросил он Сизифа. - Может, я могу помочь тебе? Почему ты все время молчишь и тащишь свой никому не нужный камень? Лучше посмотри, какая смешная бабочка у тебя на плече.
- Не мешай, - сказал Сизиф.
Камень с грохотом полетел вниз.
- Ты что, так и будешь целый день таскать его наверх? Зачем тебе это? Для чего? Это же ужасно неинтересно - делать все время одно и то же. Давай поиграем.
Сизиф молчал.
- А если камень останется наверху, ты больше ничего делать не будешь? Его надо просто закатить чуть подальше, и все.
Камень с грохотом полетел вниз.
- Давай я тебе помогу. Вдвоем мы быстрей справимся. Хорошо?
Эльф вцепился своими мягкими ручонками в край глыбы.
- Какой он тяжелый. Откуда у тебя столько сил? - Эльф еще сильнее прижался к отполированной поверхности камня.   -  Давай! Да-вай! Ну, еще немножко! Ну!
Камень с грохотом полетел вниз.
- Надо вообще ни о чем не думать. И про бабочку на плече, которая ужасно мешает.
- А-а-х! Он опять вырвался из рук.
- Но куда ты спешишь? Давай отдохнем, а потом снова наверх.
- А ты знаешь, это вовсе не трудно, просто надо привыкнуть, правда?

- И даже пить не хочется.
- Раз, два, три, четыре, раз, два, три, четыре.
- Рраз,  рррраз...
Медленно камень к вершине тащил Сизиф. Рядом плелся Эльф. Он уже ни о чем не говорил. Он уже ничего не хотел. Он видел только наклонную плоскость горы и камень, который надо поднять на вершину, а когда тот, вырвавшись из рук, падал на землю - Эльф спокойно, так же, как Сизиф, спускался к подножию, радуясь этим немногим минутам отдыха, чтобы вновь плестись к вершине. В этом был заключен смысл их работы, над которым они уже давно не задумывались.
Шли годы...
Десятилетия...
II
До вершины оставалось каких-то полшага. Еще мгновение и камень с грохотом полетит вниз. Но вот и вершина, а камень не падает. Почему? Что случилось? Неужели они все-таки заставили его стоять? Они победили! Ура!
Сизиф растерянно посмотрел на Эльфа, потом на камень. Нет, этого не может быть, камень должен упасть. Должен!
Но почему же он не падает?..
- Не-е-е-т! - закричал Сизиф и ударил камень ногой.
- Не-ет! - взвизгнул Эльф, обрушив два своих кулачка на гладкую поверхность глыбы.
Они схватили камень и стали его раскачивать, трясти, подкапывать под ним землю. Они били его и ласкали, проклинали и молили.
- Упади! Ну что тебе стоит? Упади!
Но камень неумолимо возвышался над землей.
- Нет. Нет. Нет. Этого не должно быть! Что же им теперь делать? Что делать?
Сколько лет они тащили Его сюда, чтобы вновь возвращаться за Ним к подножию горы. Это была их работа. Это был их смысл жизни. А теперь? Что делать им теперь?
- Упади! Я прошу тебя, упади!
Но чуда не произошло.
- Это ты виноват! - закричал Сизиф, бросаясь на Эльфа. - Ты! Кто тебя просил помогать? Я бы сам справился. Мне бы этого хватило еще на тысячу лет!
- Нет, это ты виноват, - возразил Эльф. - Я хотел только помочь тебе. Я хотел показать... - он мучительно сморщил маленький лоб. - Что же я хотел тебе показать? Я забыл. Я все забыл. Я теперь только и знаю, что этот путь: туда и обратно.
- Забыл? - Сизиф продолжал наступать на Эльфа. -Зато я помню! Ты тут говорил о каких-то бабочках и воде, которая растет из земли. Ты отвлекал меня. Мешал мне работать. Ты хотел играть со мной, - он еще раз взглянул на камень, неподвижно торчащий на вершине, и отвернулся.
- Теперь у нас есть время. Пойдем, покажи мне все, о чем ты здесь говорил. Я хочу посмотреть, может, это действительно лучше моей работы, - и он взял Эльфа за руку.
- А может, он еще упадет? - Эльф с надеждой взглянул на камень.
- Нет. Не упадет, - тяжело вздохнул Сизиф.
- Смотри, он кажется шевелится.
- У тебя что-то с глазами.
- А может?
- Так ты идешь или нет?
- Куда? - Эльф удивленно смотрел на Сизифа и не узнавал его.
- Куда ты меня звал.
- Но я не помню. Давай лучше возьмем другой камень и покатим его.
- Другой камень катить нет смысла, - сказал Сизиф.
- Почему?
- Потому что нет. Смысл был катить только этот камень. Понятно? Ну идем.
- Но я не помню никаких бабочек и воды.
- Сейчас мы спустимся вниз, и ты вспомнишь. Тебе просто трудно сосредоточиться здесь.
И они снова сошли к подножию горы. По лицу Сизифа скользнул солнечный луч. Он зажмурился. Сладкий теплый ветер запутался в его бороде, а над ухом кто-то очень весело зажужжал. Сизиф потянулся до приятного хруста суставов.
- Смотри, а здесь действительно красиво, - сказал он.
- Мне кажется, что мы поторопились спуститься... -Эльф все еще смотрел на вершину.
Но Сизиф не обратил внимания на него. Он прислушивался к прячущимся в траве голосам, принюхивался к легким запахам полевых цветов.
- Что это?   -  спросил он Эльфа, сорвав фиалку.
- Не знаю, - ответил Эльф, даже не взглянув на цветок. - Я все думаю, почему же он не падает?
- Ты понюхай - какой аромат! Я даже не знал. Смотри, чего здесь только нет.
- А как ты думаешь, что надо, чтобы он упал?
- Не знаю, - Сизиф резко встал. - Меня это уже не интересует.
- Как ты быстро забыл свою работу.
- Это разве работа? Ты посмотри сюда!
- Вижу, - сказал Эльф, мельком взглянув на пунцовые цветы, разбросанные по поляне. - Но я не представляю, что мне теперь делать?
- Я тоже не представляю. Но я бы уже никогда не стал тащить к вершине этот камень.
- Почему?
- Потому что я не знаю, для чего я это делал.
Эльф обхватил голову и долго сидел в задумчивости,
не обращая внимания на резвящегося в траве Сизифа.
- Я тоже не знаю, - сказал он, продолжая сидеть все в той же позе мыслителя. - Но мне кажется, что это все-таки нужно. Каждый должен что-то делать. А все, что тебе так нравится, - только мешает. Давай все-таки поднимемся, еще раз посмотрим на него.
- Иди один. Я побуду здесь. Мне никогда не было так хорошо, как сегодня.
- А все-таки было бы здорово, если бы он упал.
- Берегись! - вдруг закричал Сизиф и отбросил Эльфа в сторону. В то же время камень накрыл Сизифа, по земле побежали красные струйки, просачиваясь сквозь мелкие поры песка. А в побелевшей руке все еще вздрагивали лепестки фиалки.
- Ура! Ура! - закричал Эльф.
Он бросился к камню, обхватил его своими пухлыми ручонками и, переступив через остывающий труп Сизифа, поплелся на вершину.
Камень с грохотом полетел вниз.


Рецензии