Зеркало

    В одном государстве жили- были король с королевой. И была у них единственная дочь- маленькая принцесса, по имени -  Катрин. И как многие принцессы, она была капризна, своенравна, горделива и ленива. Было ей в ту пору  девять лет. Родители любили и  баловали  Катрин, выполняя  все ее прихоти. Катрин  неохотно училась, хотя учителя у нее были самые лучшие, она не выполняла домашние задания и вела себя надменно с учителями.  Таким поведением она огорчала своих родителей, но ничего они не могли с ней поделать. Король был добрым правителем, он мудро управлял целым государством, а вот с родной дочерью не мог справиться. Он считал, что с возрастом принцесса измениться и поумнеет. Приближался ее день  рождения, первый юбилей- десять лет.

-Нам необходимо устроить бал в этот день,-сказал  король королеве,- я заказал лучшим мастерам Италии изготовить большое зеркало в золотой раме. Это будет наш подарок. Такое зеркало я видел у королевы Англии. Это будет редкая и прекрасная вещь, каких мало на белом свете. Наша дочь любит   примерять   новые  наряды и любоваться собой. Подарю ей еще маленьких лошадок- пони и  маленькую карету. Надеюсь, наша Катрин будет довольна подарками.
  Королева улыбнулась в ответ на эти слова. В комнате послышался резкий и капризный голос принцессы. Это она опять спорила с учителями.
-Я не хочу это учить. Меня совсем не интересует арифметика. Я- принцесса, я прикажу и все, что нужно сосчитают мои казначеи.

-Но принцесса,- возражал учитель,- писать вы должны грамотно, без ошибок и иностранные языки вы должны знать. В наше время королевские особы блистают своим образованием. Вы- будущая королева, как вы сможете управлять государством без знания наук?

-У меня будут советники. Это они должны быть умными учеными, ведь они на службе у королевы, и получают за это жалование,- возражала Катрин,- и перестаньте спорить со мной. Я устала , урок закончен.
   Учитель печально кивнул головой. С капризной принцессой не мог никто справиться. На громкий голос  в комнату вошел король:
-Как успехи, у нашей дочки?- спросил он у учителя.
-Могли бы быть лучше, если бы ее высочество не ленились и старались,- честно ответил учитель.
-Ну, ну , не надо так строго. Всему свое время. Она еще дитя. Повзрослеет- поумнеет,- стал защищать принцессу отец,- скоро у нее день рождение, не стоит ее огорчать.

Учитель, молча, поклонился и вышел из комнаты.
-Ну- ка,  дочка покажи, как ты умеешь решать примеры по арифметике: сколько получится, если к четырем прибавить шесть?
Катрин стала на пальцах своей руки считать.
-Получится десять,- бойко ответила принцесса.
-Не плохо,- обрадовался правильным результатом отец,- вот именно десять лет тебе и исполнится скоро. Давай  обсудим наш будущий праздник.

  Катрин поближе подсела к отцу, и они детально  стали планировать этот день.
-Мне все ясно, я поручу заняться этим праздником нашего церемонемейстера. А ты  с королевой продумай свой праздничный наряд. Ты должна быть самой красивой в этот день.

  Такое предложение очень обрадовало Катрин. Наряжаться в новые наряды- это  ее любимое занятие.  Она могла с утра до вечера крутиться перед зеркалом в новом платье, рассматривая свое отражение. Через три недели  в королевском замке праздновали день рождение принцессы. Съехалось много гостей: это  родственники- тетушки, бабушки, дедушки, племянники, двоюродные братья и сестры ( у королевских особ всегда много родственников), а так же приглашенные королевские семьи из соседних государств. Было очень много поздравлений и подарков.
   Но самый великолепный подарок – это итальянское зеркало, которое подарили Катрин родители. Это зеркало было очень большое в  золотой раме. По всему краю рамы располагались серебряные цветы, бабочки, украшенные драгоценными камнями. Десятки мастеров трудились над этим зеркалом. Катрин не могла глаз отвести от такого чудесного подарка, даже пони с каретой, не вызвали у нее такого восторга, как это зеркало.

-Я  хочу, чтобы  это зеркало  поставили  в моей спальни,- скомандовала принцесса. 
     Поздним вечером, когда бал закончился, Катрин вошла в свою спальню.  Она была счастлива.  Зеркало стояло около стены напротив ее кровати.  Катрин встала  около зеркала, ярко горели свечи в спальни,  она любовалась своим изображением: платье, туфельки, золотые заколки в волосах, красивое лицо, изящная шея- все было предметом ее гордости.
-Я  прекрасна, я самая красивая,- сказала Катрин себе и зеркалу.

   Вдруг ее изображение в зеркале стало расплываться и исчезать. А вместо красивой девочки появилась в зеркале старуха.  Безобразная и страшная старуха. Грязные растрепанные волосы, корявые руки в больших бородавках, в оборванной одежде. Взгляд старухи был злой, надменный и холодный. Катрин в испуге отскочила от зеркала. Старуха, не мигая, смотрела прямо на нее. Цепенея от страха, Катрин прошептала:
-Ты кто?
-Я-  это ты! Что не узнала себя? А ты посмотри внимательней. Так выглядит твоя душа. Именно такой безобразной, грязной старухой видят тебя Ангелы. Ты думаешь, они видят твое красивое платье и золотые заколки, твои нежные и ухоженные руки? Это все нереальная твоя оболочка, а истинная твоя суть выглядит именно так, как ты сейчас видишь в зеркале. Нравится?

-Нет, это ужасно,- со слезами ответила принцесса.
-Хорошо, что призналась. А теперь послушай, девочка, все можно исправить. Прислушивайся к своему сердцу, оно тебя никогда не обманет. Поступай только так, как оно тебе подсказывает. Не слушай никогда свою гордость и лень- это плохие советчики в жизни. Будь смиренна  и не горделива, учись любить  людей. Благодари всегда за добро и тогда добро к тебе всегда вернется. Я желаю  успеха в новой  твоей жизни.

   После этих слов изображение старухи подернулось серым  туманом и исчезло.  Катрин села на кровать  и стала размышлять над всем случившимся.  Она вспомнила свои капризы, как она гневалась и не слушала учителей, как спорила по каждому пустяку с родителями. Как будто  она спала и этого всего не замечала, а сейчас открылись ее глаза, и она увидела себя со стороны. И эта было страшное открытие.

-Действительно, моя душа так и выглядит. Но я изменюсь, я обязательно стану лучше,- твердо решила  Катрин-  уже не ребенок, а десятилетний разумный подросток.

    На следующее утро Катрин проснулась раньше, чем будили ее няньки. Она сама заправила кровать и сама оделась, умылась и расчесала свои волосы. Катрин с волнением посмотрела в зеркало, изображение старухи там не было. Когда в спальню вошли няньки, принцесса была полностью готова к завтраку.
-Доброе утро, мои нянечки. С сегодняшнего дня я сама буду все делать. Спасибо вам большое, что все десять лет вы мне помогали. Я БЛАГОДАРЮ ВАС,- с улыбкой  сказала принцесса.

  Слуги с недоумением смотрели на  Катрин. Они ожидали, что после шумного бала, она  проснется  уставшая и недовольная, и утро начнется с капризов и криков. Слов благодарности никто не ожидал. Но это было очень приятно.
-Как угодно , вашему величеству,- ответили няньки и вышли из спальни.
Принцесса  спустилась в столовую, там ее ожидали король и королева.
-Доброе утро, мамочка и папочка!- произнесла Катрин и поцеловала каждого в щечку,- какое прекрасное утро. Сегодня я буду учиться  целый день : математика, французский язык, и история.  Я   желаю стать самой умной принцессой и…( немного подумав)  самой  доброй.

   Король, услышав такие слова от дочери, очень обрадовался: « Я же говорил, что  настанет время, ребенок повзрослеет и поумнеет. Но я не предполагал, что это может произойти за одну ночь.»
-Как видишь, папочка , можно измениться и за одну ночь.

   Завтрак прошел в приподнятом настроении. Как и обещала Катрин, она целый день провела в учебной комнате. Она старательно выполняла все задания, не спорила с учителями, а только задавала вопросы по  изучаемой теме. К концу дня довольные остались все: и учителя, и Катрин и родители.  За учебой дни проходили быстро, это заметила Катрин,  только в  безделье день тянется долго. Скоро  принцесса поняла, что ей нравится учиться. Она наверстывала  упущенное время. Дни сменялись днями, а месяцы- месяцами. Скоро принцесса разговаривала свободно на двух иностранных языках.

-Я сегодня написала три письма своим родным в Англию и Италию на их родных языках. Пожалуйста, учитель посмотрите, нет ли ошибок в этих письмах,- попросила она.
Учитель внимательно прочитал.
-Великолепно написано, грамотно, без единой ошибки и стиль выдержан почтительный. Я горд, что у меня такая талантливая ученица,- похвалил учитель принцессу.
-Это не моя заслуга,- скромно возразила она,- это заслуга учителей, терпеливых и мудрых. Я  должна выучить еще латынь и греческий язык. Ведь на этих  языках говорили великие философы и врачи.
 
    Прошло пять лет. В замке снова празднуют день рождение принцессы. Катрин выросла, и стала красивой девушкой. Король и королева  были счастливы, глядя на свою дочь, когда то капризную и своевольную. Сейчас  к  ее советам  прислушивались  многие во дворце. Она не по годам стала умная, образованная, и воспитанная принцесса. О необыкновенной принцессе стало известно и за пределами государства.  Многие  знатные и богатые молодые люди зачастили к ней во дворец. Катрин всех встречала  приветливо, но ни один из гостей не мог сравниться с ней  глубокими знаниями и прекрасным воспитанием. Юноши добивались дружбы с ней, но принцесса относилась ко всем с одинаковой сердечностью.
 
  На бал в честь пятнадцатилетия Катрин было приглашено более трехсот гостей.  Никто не скучал в этот вечер. После всех праздничных мероприятий и поздравлений, Катрин, немного уставшая, от такого количества гостей, зашла в свою спальню немного передохнуть.  Она подошла  к любимому зеркалу и вспомнила, как пять лет назад она увидела в нем образ безобразной старухи- отражение своей души. И как эта встреча изменила всю ее жизнь.  Она никогда не забывала тот страшный момент.

-А какая сейчас моя душа?- с волнением подумала девушка,- ведь во мне все изменилось, я это чувствую , я это знаю. Пожалуйста, зеркало, если можно, покажи образ моей души,- неожиданно для себя самой попросила Катрин.
    Она внимательно стала всматриваться в зеркало. Вдруг поверхность зеркала затянулось туманом. И среди светлого дыма стал проявляться образ. Это была женщина: среднего возраста, хорошо одета,  красивые волосы, добрые глаза.
-Здравствуй Катрин, ты желала меня видеть. Я- твоя душа. Я нравлюсь тебе?- спросил образ в зеркале.
-А куда подевалась страшная старуха?- спросила принцесса.
-Она исчезла, я надеюсь, навсегда. Теперь я буду с тобой. Но мой образ  то же может измениться. Совершенству нет предела. Ты-  будущая королева, в твоих силах  сделать много хорошего и полезного  для своего народа. Построй школы   и больницы. Будь справедлива и милосердна, управляй государством и людьми мудро.
-Я благодарю тебя за все, что ты делаешь для меня,- сказала Катрин.
-Это я тебя должна благодарить, что я стала такой, какой ты меня видишь. Но я желаю стать еще прекрасней, постарайся, моя девочка, трудись, и у тебя все получится,- ответил образ.

  После этих слов, зеркало снова подернулось туманом, а когда все рассеялось, Катрин увидела свое отражение в нем.
-Я должна сделать все, о чем говорила  моя душа,- подумала девушка.

  В течении следующих пяти лет в государстве были построены школы, в которых учились бесплатно дети, а так же, больницы.   В одной из таких школ,  Катрин любила  сама проводить урок математики.  Дети ее любили. Они гордились, что принцесса приходит к ним в класс и учит их  считать и решать примеры. Король  сначала удивлялся, то чем занимается его дочь, но потом он увидел большую мудрость в ее поступках. Он стал уважать Катрин. Принцессу  не интересовала дворцовая жизнь с пышными приемами и балами, она свободнее чувствовала себя с простыми людьми, особенно с детьми. Катрин часто посещала  больных в больнице. Она научилась  обрабатывать и перевязывать раны, знала свойства многих лекарств. Ее стала интересовать медицина. Катрин решила изучить эту науку.  Она проявила большое упорство,  чтобы овладеть этими знаниями.

  Как то поздно  вечером  Катрин зашла в свою спальню, целый день она была в больнице и чувствовала усталость.  Ей очень хотелось побыстрее  лечь спать. Вдруг она услышала тихую мелодию, источник этих звуков- было зеркало. Катрин обернулась и посмотрела в зеркало. Ее сердце радостно затрепетало. В зеркале появился образ прекрасной девушки, похожей на Катрин. Вся поверхность зеркала была залита светом, свет постепенно заполнил всю комнату. Девушка улыбалась, глаза ее сияли счастьем и любовью. Катрин почувствовала, как этот свет проникает в ее сердце, наполняя все ее существо Божественным  присутствием. По лицу Катрин лились слезы радости и восторга. Катрин и девушка смотрели  друг на друга. Они были знакомы много лет. Они- это единое ОДНО.  И ЭТО ЕДИНОЕ – ПРЕКРАСНО.

   Постепенно образ стал таять, а потом в  зеркале появились два маленьких Ангелочка с серебряными колокольчиками. Колокольчики зазвенели, и  вновь послышалась тихая мелодия:
   -Ах, милая Катрин,   прекрасная Катрин,
    Ты- мудрая Катрин,  ты- добрая Катрин,
    Мы любим тебя,   Мы любим тебя.
Мелодия прозвучала несколько раз и маленькие Ангелочки стали исчезать, а звуки серебряных колокольчиков были еще долго слышны в комнате.
   -Ах, милая Катрин,   прекрасная Катрин,
    Ты- мудрая Катрин,  ты- добрая Катрин,
    Мы любим тебя,   Мы любим тебя.

               

 


Рецензии