Любовный квадрат, или тайные страсти Карениной

Если вас попросят процитировать что-либо из «Анны Карениной», вы наверняка, не задумываясь и без запинки, выпалите: «Всё смешалось в доме Облонских», и на этом ваша презентация оригинального текста Льва Толстого скорее всего закончится. Сознаемся откровенно, что последний раз мы этот текст «в глаза» видели в школе, если видели вообще когда-либо. Это ведь не «Война и мир», которой нас, учеников советских школ «напрягали» на уроках литературы. А для внеклассного чтения мальчики предпочитали Фенимора Купера, а девочки – «Первую любовь» Тургенева или «Дикую собаку Динго», поскольку повести о первой любви были ближе нашим сердцам, чем история разочаровавшейся в браке и любви замужней светской дамы.

Зато фильмы о трагической любви Карениной и Вронского во все времена и во всех странах пользовались ошеломляющим успехом. По информации сайта kino-teatr.ru «За всю истории кинематографа роман был экранизирован 29 раз в 11 странах мира.»* Образ нежного и преданно любящего существа, отвергнутого лицемерным светским обществом, навсегда врезался в нашу коллективную память. Сколько пропитанных насквозь слезами носовых платков было отжато на выходе из кинотеатра. Этот образ плавно перекочевывал из фильма в фильм с минимальными по сути изменениями. Менялись актрисы, но общая идея оставалась все той же. Вряд ли кто-либо из нас задумывался над этим фактом, не думала на эту тему и я, пока не посмотрела интервью с создателями недавно представленного Би-Би-Си нового сериала «Война и мир». Возможно, это повергнет вас в полный шок, но и артисты, и продюсеры, и даже авторы экранизации откровенно признавались, что никогда полного текста романа не читали. Они строили сюжет и создавали экранные образы на основании «шпаргалок», подготовленных для них командой «литературной логистики», но все же сожалели, что не нашли времени почитать полный английский перевод романа. Это и не удивительно: книжка-то толстенная!

И вот наступил знаменательный для всех нас «нечитал» понедельник 17 апреля 2017 года, когда мы приготовили традиционные носовые платки для ликвидации потенциального сентиментального насморка и уселись на наши диваны в надежде сладко всплакнуть, если представится случай.  Но этот случай так и не представился. Дело в том, что, в отличие от нас, режиссер нового сериала «Анна Каренина» Карен Шахназаров взял, да и прочитал за всех нас этот уникальный роман. Прочитал от корки до корки, может, и с карандашом в руке для заметок на полях. Он ведь тоже в школу-то ходил образца второй половины двадцатого века, как и мои сверстники. Вот и решил, по старинке, а не «по-английски», перечитать оригинальные толстовские диалоги, а уж потом создавать сценарий и подбирать артистов. И благодаря усердию режиссера, который за меня роман перечитал, я наконец догадалась, кого же горячее всего на свете любила наша трагическая Анна Каренина, а также в чем заключается ее подлинная трагедия.

Сама трагедия четко делится на два, а любовь с легкостью возводится в квадрат, то есть умножается сама на себя.

Личная трагедия нашей Анны заключается в том, что на то время еще не изобрели клонирование желаемых партнеров для любви по образцам из модных каталогов. Кстати, Анне и каталог не был нужен. Ей было достаточно самой себя для создания идеального клона: чтобы и чувства, и их проявления были точно такими же, как у нее, и обязательно с надрывом и страданием. Шаг вправо или влево категорически не допускался и воспринимался как предательство, повод для ненависти к любимому с обязательным последующим отмщением. То есть идеальный партнер для Анны – это такое же точно существо, но его должно быть еще больше, т.е. это Анна во второй степени, в квадрате, но желательно в образе мужчины, т.к. наше героиня была дамой традиционной ориентации. Любовь к сыну и неприязнь к дочери прямо вытекает из возможности или невозможности воссоздание Анной еще одной себя в другом существе. У сына Сергея было явно больше природных данных для клонирования из этого исходного материала идеального члена семьи по своему образу и подобию, тем более, что наблюдалось и внешнее сходство матери и сына. А вот дочь подкачала: уж очень на отца похожа внешне. Клон бракованный получился бы – не стоило и утруждаться.

Трагедия «Анна и общество» скорее всего заключалась в том, что общество на том этапе не было подготовлено к появлению в нем диктатора в образе женщины. Да-да, именно диктатора, потому что каждый диктатор искренне уверен, что он отдает всего себя без остатка служению всему окружающему его миру. И поэтому он в праве требовать всеобщего восхищения, обожания и неустанного изъявления самой глубокой любви. И лучше бы, чтобы окружающие делали это через страдание – так чувства острее. А общество конца XIX века, хотя и допускало такую возможность для мужчин, женщинам диктаторских привилегий не предоставляло. Общество наивно полагало, что индивидуалы должны руководствоваться не только своими личными чувствами, а зачастую просто прихотями, но и учитывать мнение других людей, даже если оно и ошибочно. Конечно, можно было бы к общественным трагедиям Анны добавить еще и невозможность для нее преподавать физику или математику в университете, хотя и этот вопрос был успешно решен ее современницей Софьей Ковалевской. Правда, для этого Анне в ее зарубежной поездке надо было не попреками Вронского заниматься, а засесть за учебники и посещать университетские лекции на правах вольного слушателя.

Скажем так, в образ жертвы светского общества и своих эгоистичных мужа и возлюбленного Анна, в моем понимании, больше не укладывается. Массу доказательств этому можно найти в диалогах, которые выбрал режиссер из оригинального текста романа Толстого. То, что я теперь, наконец, прочитаю роман внимательно – это факт. Спасибо, Режиссер! Правда, это ведь я так поняла замысел сериала, и меня лично это мое понимание полностью устраивает. Но талантливый режиссер тем и ценен, что всем нам дает возможность делать свои выводы и формировать свои суждения, а потом делиться ими с ближним, желательно в куртуазной форме, чего я вам всем и желаю, дорогие кинозрители!

*  http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/116761/forum/


Рецензии