Портрет

Прочитав сказку-быль Ларисы Чайка «Поющие собачка и кошечка», я припомнила свою давнюю встречу с одной удивительной женщиной.
Фриська - так её звали - обычно проводила время на набережной, где развлекала народ игрой на баяне, а ей, под всеобщее ликование, дружно подпевали собачка с кошечкой.
Это было удивительное зрелище. Фриська (я тогда еще не знала её имя) была одета в убогое платье со старомодными рюшами, на голове у неё красовалась потрёпанная соломенная шляпка с выгоревшим букетом цветов. Головы собачки и кошечки украшали смешные бантики из ярких ленточек.

1998 год. Мы с мужем уже пять лет живем в Ялте, куда переехали из Харькова. На протяжении этих лет мы каждый день совершали длительные прогулки по набережной через приморский парк. Не спеша, мы прогуливались мимо Дельфина, вдоль по берегу, аж до Ливадии. Возвращались домой по вечерней набережной, мы, как правило, проходили мимо этого музыкального трио, бросая в футляр для баяна какие-то гроши. За эти годы Фриська уже нас приметила и однажды обратилась ко мне:
- Женщина! Позвольте, я Вас нарисую. Дорого не возьму: всего лишь одну гривну.
  Мой муж ответил:
- Дамочка, мы устали от похода в Ливадию, и жена Вам позировать не сможет.
- Мил человек! Я за полчаса нарисую её карандашом. Уж очень мне нравится светлое доброе лицо Вашей жены. Я чётко вижу её портрет… Не надо никаких денег. Я хочу проверить свои возможности в написании портрета: у меня уже лет двадцать нет вдохновения и столько же времени я не держала в руках карандаш. Сейчас я испытываю потребность выразить свои чувства, воплотив их в портрете этой прекрасной женщины. На это уйдет очень мало времени.
- Юра, почему бы нам не согласиться?
- Рисуйте! - улыбнулся муж.
Я присела возле Фриськи на расстоянии вытянутой руки. Художница тотчас достала картонку, прикрепила ватман и принялась наносить быстрые карандашные штрихи, пристально вглядываясь в меня. Не прошло и получаса, как портрет был готов. Вот он, перед вами.
Я была поражена: пожилая, бедно одетая женщина, зарабатывающая на пропитание игрой на баяне в сопровождении собачки и кошечки, оказалась талантливой художницей! Не каждый художник за столь короткое время сможет так передать выражение глаз и характер человека.
- Вот сколько у меня сейчас есть денег, - и муж протянул художнице 50 гривен.
- Ну что Вы! Я не возьму их! Я обещала написать портрет за одну гривну. Если он Вам понравился, вставьте в рамку, пусть напоминает о нашей встрече. Уже не один год я вижу вас вместе на набережной и оценила внимание ко мне. Портрет - моя благодарность за вашу доброту.
Действительно, Фриська взяла у мужа лишь один рубль. Мы тут же зашли в гастроном и, накупив на остальные деньги мясных продуктов, презентовали их художнице.
- Зачем вы это делаете? Мы не голодные! Я работала с большим вдохновением… Это я должна благодарить Вас, ведь у меня появилось желание снова взять в руки карандаш, - оробев, выпалила художница.
- Простите, если мы Вас обидели, это продукты и для Ваших подопечных, которые также заслуживают похвалы. Не каждое животное будет так мелодично подпевать в такт мелодии!..

С тех пор прошло около двадцати лет. Давно не видно на набережной женщины с баяном, которой подпевали животные. Незаметно промелькнуло беспощадное время, мой муж Юрий семь лет назад ушел в мир иной, но сказка-быль Ларисы Чайки невольно возродила мои трогательные воспоминания об этой удивительной женщине.
 Портрет, написанный её рукой, до сих пор висит у меня над кроватью, напоминая мои романтичные прогулки с любимым мужем по вечерней Ялте.


Рецензии
Очень трогательная история, Вера! У нас в Одессе, видимо, её сестрица проживает, и
точно так же сидит под Русским драм.театром с собачкой-мамой и её щенками с просьбой
подать пару копеек на корм собачкам. Правда, никто не поёт - слишком суровое время, видать, - не поётся!

Валентина Марцафей   02.06.2017 21:43     Заявить о нарушении
Спасибо за визит и приятный отзыв! Действительно, суровое время в Украине! Мне очень жаль!
Кто они?

Народа украинского судьба
Меня волнует беспрерывно.
Пришла на землю страшная беда.
До глубины души обидно.
Ведь украинцы – нация добра,
Любви, взаимопониманья.
Так в чем же, все же, их была вина,
Пройти такие испытанья?
За что страдает весь честной народ?
За что погибли те ребята,
Что защищали грудью наш восток,
Чтоб не была страна распята?
За что на них повесили клеймо –
Фашисты, хунта и бандеры?
Ведь всем известно уж давным давно -
Народ наш православной веры.
И Украина мирная страна.
Ей не нужны чужие земли.
Так почему должна сейчас она
Испытывать такие беды,
Когда приходится её бойцу
Отстаивать свои границы?
Поэтому я, все же, не пойму –
Защитники они? Убийцы?
Всегда я точно знала лишь одно:
Страны границы – нерушимы!
И нарушать их права не дано,
Какие б ни были причины!
С теплом Вера

Вера Кириченко 2   11.06.2017 08:44   Заявить о нарушении