Про Анну Каренину Шахназарова

Уж сколько раз экранизировали "Анну Каренину"! Вот, теперь сериал сделали. Рискованно. Сериал и мыло - почти синонимы. Анну на мыло?
С первых минут фильм удивляет. Это ж надо такое придумать: слить в один сценарий два разных произведения - бессмертный роман Льва Николаевича и малоизвестную повесть Вересаева. Да ещё сдобрить отсебятиной - как граф Вронский и Сергей Каренин встретились спустя тридцать лет.
Ну и ну, подумалось мне. Посмотрим, во что это выльется.

Начало не понравилось. Зачем столько крови? Вопли и стоны солдат, которым ампутируют ноги... Паровоз, как машина смерти... Фрагменты тел, культи... бррр.
И актёры поначалу не понравились - так бывает обычно при повторных экранизациях. Призрак Татьяны Самойловой мешал увидеть в Елизавете Боярской "правильную" Анну Каренину, печальный лик Янковского (из версии Сергея Соловьева) заслонял вяловатого Виталия Кищенко. Все какие-то не такие...
Но потом, постепенно, восприятие менялось. Как хорош граф Алексей Вронский! И Стива очень даже соответствует... Долли - умница и красавица (как про такую можно сказать - "жена стареется "?). Да и Каренин подан неплохо.
Удивило отсутствие Левина. Китти мелькнула на мгновенье, не успев запомниться.

К Елизавете Боярской я привыкала и присматривалась дольше всех. Странная у неё Анна. Эгоистичная, своенравная, неуживчивая. Стервозная. Ей нравится манипулировать окружающими, нравится быть в центре внимания.
В сцене "умирания" от родовой горячки Анны мне почудилась некая театральность, работа на публику. А публика не простая - муж и любовник. Сцена удалась! Они пожимают другу руки, муж раскаивается в содеянном и прощает, любовник рыдает и бежит стреляться. Не знаю, как другие, но я заметила проблеск лукавай улыбки на лице Анны, в момент рукопожатия...
Нет, она, конечно, не симулянтка и горячка настоящая, но Анна не преминула возможностью. И даже в бреду не потеряла контроль над ситуацией. Ай да Анна, ай да... (да-да, вспоминается Александр Сергеевич - "ай да Пушкин, ай да сукин сын!)

Кстати, есть интересный факт. Лев Толстой был знаком с дочерью Пушкина Марией. Современники утверждают, что Мария Александровна стала прообразом Анны. В черновом варианте романа Анна даже зовётся Анастасией Пушкиной. Все знавшие Марию утверждали, что она обладает "своевольным характером" и унаследовала мятежный и пылкий нрав отца.
Анна Елизаветы Боярской тоже женщина непростая, мягко говоря (так и хочется сказать - стерва). Можно по-другому выразить сущность характера Анны: пусть я умру, а вы будете мучиться, потому что виноваты!
Разговоры о смерти у Анны - излюбленная тема. Перед родами: "Я умру и избавлю вас от себя", потом - с перепуганной Долли. С Вронским: "Я решилась... ты виноват...".
Последний так вообще постоянно и во всем виноват. Анна начинает устраивать ему сцены, ещё живя в доме законного супруга. Упрекает Вронского, что не знает, где он все время болта..., пардон муа, находится. Дальше - больше: записки "чтоб сейчас же был дома, а то...".

Говорят, характер - это судьба. Аннина судьба определена характером в гораздо большей мере, чем обстоятельствами. Когда-то царила трактовка о губительном влиянии буржуазного общества на бесправную женщину. Общество ли виновато в трагедии?
Ах, Анна, мятежная, взбаломашная, злая девочка, погубившая жизнь свою и искалечившая судьбы любившим ее. Любила ли она так, как её любили? Или она любила только одного человека - себя?
Вот такая Анна получилась у Лизы Боярской. Очень достоверно получилось и мне кажется, Лев Николаевич именно такой видел свою героиню.
 
И вот финал - уж тридцать лет прошло, как погибла Анна, а её призрак не отпускает Вронского. Почему? Потому что любил? Потому что чувствует вину, как ей хотелось?

P.S.
Перечитав отзывы и текст, подумала, что я не подчеркнула один очень важный момент - этот фильм есть рассказ Вронского. Кстати, в киношной версии фильм даже называется "Анна Каренина. История Вронского".

"Люди помнят то, что им удобно помнить. Да и не бывает в любви одной правды", -
сказал граф Вронский Сергею Каренину.
"Хорошо. Расскажите мне вашу правду", - ответил Каренин.

И далее идёт история Анны, рассказанная Вронским. Его правда.
Мне послышалось, кроме того, что сказано, ещё и это:
"Я не убивал Анну. Не я толкнул её на рельсы.
Наоборот. Анна убила меня своей смертью. Я не живу больше, это я умер тогда под колёсами. А она, странным образом, осталась жива.
Вот, видите? Она тут сейчас. Стоит рядом.
А я мёртв..."


Пожалуй, хватит про этот сериал, который совсем не мыло. Сильный фильм снял Карен Шахназаров. Есть над чём поразмышлять...


Рецензии
Елена, считаю вытаскивание "покойников" из могил не лучшее, что можно придумать. Это я о том, что создавать повторные фильмы на ранее уже поставленные есть величайшее преступление в кинопроизводстве.

Никакая Боярская не Анна, как говорится - там ею и не пахло после Самойловой. Возможно кто-то из зрителей не видел фильма с участием Самойловой, то может рассуждать о Боярской. Оценивать ее поступки.

Вдобавок ко всему без прочтения текста Толстовского романа в подлиннике не следует и рта открывать о характеристике Анны. Мое личное мнение об этой женщине(роман я прочла еще будучи десятиклассницей)самое, прямо скажу осудительное. И мнение мое не поменялось и после просмотра фильма с Самойловой. Она сумела в нем сыграть Анну, какой та была на самом деле.

На просмотр "покойника" с Боярской идти у меня не было желания. Но мои умные друзья сумели уговорить меня.Посмотрели. Ну, и что? Утешением от разочарования стало отличное мороженое в кафе "Театральное".

Вердикт вынесли общий: Боярская не Анна, а сам фильм с ее участием истинный "покойник".

Сколько ныне отвратительных "покойников" лепят на прекрасные, ранее созданные фильмы нынешние новомодные новаторы от кино. Интересно кто выделяет им средства на вытаскивание этих "покойников" из могил?


Антонина Глушко   06.11.2019 06:06     Заявить о нарушении
На это произведение написано 29 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.