Лицо как холст во времени

Разные времена...Разные лица …Разные характеры…Разные судьбы. Судить о человеке. Которого не видел и не знаком, так сказать заочно не совсем «удобно» и этично. От человека остается впечатление от его фотографий, фильмов и поступков. Тем более мужчина…Каким его размером или меркой оценить? Разве что поступком взглядом и исходящей от него волной спокойствия и уверенности в себе и своем мире, с которым он может поделиться. Человеку при его появлении на этот свет дается его лицо как художественный холст, и он в течение всей своей последующей жизни пишет на нем свою историю, используя в качестве «кистей» мимические морщины. И на этом холсте всегда будут выделяться глаза человека, которые и несут в себе «подсветку» этого самого холста вольно или невольно акцентируя на нем отложенные временем и обстоятельствами жизненный опыт и счастливые или трагичные периоды в жизни человека.
Жан Габен. Это именно тот случай, когда псевдоним артиста останется в памяти людей его помнящих,  как настоящее имя. Урожденный  Жан-Алексис Монкорже был  харизматичным французским актером 20 века. Родился в 17 мая 1904 года в столице Франции – Париже, в многодетной семье артистов варьете  Фердинанда Монкорже и Элен Пети. Габен – сценический псевдоним его отца. Своё детство и отрочество провёл в г. Мериэль в пригороде Париже, в 30 километрах севернее. «Я был сорванцом, для которого школа, к примеру, всегда напоминала тюрьму, откуда надо было убежать, чтобы не лишиться жизни. Я ненавидел учебу, и это во мне осталось надолго. Учеба была худшим из наказаний, а поскольку меня заставляли ходить в школу силой, я испытывал их немало, пока не ушел из нее в четырнадцать лет»- вспоминал Жан Габен.  После окончания коммунальной школы работал в различных отраслях промышленности, пробуя себя рабочих специальностях. В свободное время увлекся спортом, занимался футболом и боксом. В 1923 году пробует себя в роли статиста театра варьете «Фоли Бержер». В течение некоторого времени получил несколько малозначительных ролей в театре, вскоре прервал свою службу в театре и ушел в армию, попав в военно-морской флот. После окончания военной службы вернулся в профессию и начал выступать в различных театральных труппах, пока не заключил контракт с театром, проводившим гастрольное турне по Южной Америке. Особенно ему удавалась имитация и манера исполнения знаменитого в то время конферансье – Мориса Огюста Шевалье, чей голос будоражил умы и души его современников. После возвращения из турне Габен устроился на работу в Мулен Руж, где удачно сыграл несколько ролей. В 1925 году женился на Габи Бассе, получившей свою роли и известность уже после расставания с Габеном в 1930 году. В 1928 году Габена заметили и пригласили сниматься в двух фильмах немого кино. Роль продавца в фильме оперетты «Пусть каждому повезет», вышедшему на экраны в 1930 году явилась действительно настоящим дебютом для Жана Габена. Режиссер Жюльен Дювивье увидел в молодом актере романтического, вместе с тем реально востребованного драматичного актёра. В 1933 году Жан второй раз он женился на Сюзанн Маргерит Жанной Мошен, танцовщице в «Казино де Пари» и «Аполло» под именем Дориан, от которой у него появились на свет двое детей. В 1937-1938 годах Габен снялся в фильмах «Великая иллюзия» и «Человек-зверь». Режиссером обеих фильмов был талантливейший  Жан Ренуар, сын художника Огюста Ренуара. В последующие два года последовало приглашение для съёмок в фильмах «Набережная туманов»(1938) и «День начинается» (1939). Участие в этих кинокартинах принесли Жану Габену в звезду французского кинематографа. Перед самой войной Габен сказал: «Я карабкался наверх против собственной воли. В своих первых картинах я снимался без надежды, без энтузиазма. Теперь же совсем другое дело». В предыдущих ролях Габен веселил и развлекал публику, тем самым делал над собой усилие для того, чтобы, ломая быть тем, кем он являлся на самом деле. Наверное из-за того что герои довоенных кинокартин Габена погибали, принося себя в жертву у него самого сформировался образ человека сильного и твердого и вместе с тем терпеливого. Ему и не надо было проживать жизни своих героев он оставался самим собой, вернее он играл самого себя. Внешне Габен излучал спокойствие и достоинство, хотя в душе был сентиментальным человеком. Основным его «коньком» была сцена гнева, в которой прорывалась его ярость так бушевавшая в нем. На пороге была Вторая мировая война. Фашисткая Германия оккупировала Францию и Жан Габен не мог мириться с необходимостью сниматься в фильмах на киностудиях, которые находились под наблюдением фашистской Германии и вслед за Жаном Ренуаром и Жюльеном Дювивье переехал в США, где его оценили по достоинству за «французский шарм». Здесь он в 1939 году развёлся со своей второй женой, Сюзанн Маргерит Жанной Мошен. У Габена  появилась возможность выбирать из немалого количества приглашений на съемки. Плохо говоря на английском языке, с французским менталитетом и ощущая себя чужим, Жан Габен был вынужден отвечать отказом. Но судьба была благосклонна к Габену и летом 1941 года он встретил ту женщину, в которую влюбился, только взглянув на нее. Ей была Марлен Дитрих. Встреча состоялась в вечернем кафе. Дитрих была с писателем Эрнестом Хемингуеем, ее другом, но Габена это не остановило. Ему не помешали ни сплетни, витавшие рядом с Марлен Дитрих, которая любила шокировать публику своими романами и эпатажным поведением, ни затухающий роман с Ремарком. Дитрих будучи замужем, с которым она и не жила, не собиралась разводиться для того чтобы связать свою жизнь с Габеном. После съемок в двух кинофильмах "Лунный прилив"и "Самозванец", в 1943году актер ушел в армию и отправился воевать в Европу. Во Францию он вернулся командиром танкового экипажа. Оставшись во Франции Габен снял квартиру в париже, Дитрих приехала к нему, казалось, что мечта о жене и семье сбылась…Но существующая пропасть между ними, лишь увеличилась. В 1946 году Жан Габен и Марлен Дитрих вместе снялись в фильме «Мартен Руманьяк», но успеха он не имел. Марлен возвратилась в США, предварительно приглашая Габена вернуться вместе с ней. Но актер остался самим собой предложив Марлен выбор или остаться с ним или отношения между ними будут закончены. Дитрих уехала на съемки кинокартины «Золотые серьги» и после возвращения в 1947 году во Францию предполагала встретиться с Габеном, но все было понапрасну. Он ей написал: «Ты была, есть и будешь моей единственной настоящей любовью, поверь мне, это говорит человек с богатым опытом. К несчастью, я чувствую, что потерял тебя, хотя нам хорошо было вместе. Я буду вспоминать о тебе с огромным сожалением. Глубокой болью и бесконечной скорбью».
В 1949 году актер женился на Доминик Фурье. Выбор Габена был очевиден невооруженным глазом. Красавица была похожа на Марлен Дитрих, иногда ее считали младшей сестрой. Доминик оказалась именно той женщиной о которой мечтал Габен. В браке они прожили 27 лет и у них родились дети: 2 дочери Флоранс, Валери и сын Матиас. Казалось, что все лучшие роли уже позади. Но постепенно начиная с фильма Жака Бекера «Touchez pas au grisbi» актер начал набирать былую популярность. Его исключительная ценность состояла в том, что не проживал эти роли, он просто был самим собой. За последние 20 лет он снялся в 50-ти фильмах, которые сделаны для «Gafer Films, кинокомпании собственниками которой являлись Жан Габен и известный актер Фернандель.
 Появление Габена в кинокартине уже само собой обеспечивало успех. За последующие года Габен встречался на съемочной площадке с постепенно набирающими симпатию зрителей актерами и актрисами: Жаном-Полем Бельмондо, Аленом Делоном и Бриджит Бардо. После рождения сына он стремился оставить для детей через свои роли образ отца и даже деда, т.е. сознательно отказывался от образа «жеребца» и франта. И действительно его последние роли в кино олицетворяли в себе мужскую надежность, патриарха, опору, опеку и защиту. Дед, отец, начальник.
 В 60-м актера за вклад в культуру и искусство Франции награждают  Ордена Почетного Легиона. Последние годы своей жизни вместе с семьей провел в затворничестве на своей ферме в Нормандии.
Габен умер 15 ноября 1976 года от сердечного приступа в пригороде Парижа Нёйи-сюр-Сен. Его тело было кремировано, а пепел развеян в море с борта военного корабля «D;troyat» с полным военным почётом.
В соционике, науке изучающей процессы обмена информацией между человеком и внешним миром черты характера актера послужили основой описания типа  личности, получившего название  по Вайсбанду: Сенсорно-логический интроверт - "Габен"
Лоуренс Оливье. Величайший англоязычный актер  театра и кино, режиссёр, продюсер. Рожденный в Англии и получивший мировую славу благодаря голливудским фильмам. Номинировался на  премию Оскара как актер и режиссер 12 раз. Обладатель двух Оскаров и двух Оскаров в специальной номинации. За время своей карьеры сыграл около 120 ролей в 60 фильмах и 15 телевизионных постановках. Как режиссер поставил 6 фильмов и 38 телевизионных постановок.
 Лоуренс Оливье родился 22 мая 1907 года в Англии, в Доркинге, графство Суррей. Сын  сельского священника, потомок французских гугенотов, переехавших в Англию в 16 веке, был близок к матери, которая умерла, когда Лоуренсу было 13 лет. В это же время он начинает получать образование в школе Св. Эдуарда в Оксфорде, где и увлекается сценой, хотя «крещение сценой» он получил в 1914 году, когда сыграл роль сенатора Брута в постановке школьного театра. В 1921 году в возрасте 17 лет юный Оливер поступает  в Королевскую школу драмы и ораторского искусства, имеющую статус университета и в 1926 году окончив ее, поступает в труппу театра Repertory Theatre в Бермингеме. После этого Успехи сына убедили Оливье-старшего, что сыну следует стать актером.
В 1930 году Лоуренс сочетается браком с  начинающей актрисой Джилл Эсмонд, с которой прожил до 1940 года. В этом браке родился единственный сын Лоуренса Оливье – Тарквин.
Внешние эффектные данные, полученные от родителей, молодость, открытость  и пластика в движениях помогли Оливье стать  одним из наиболее востребованных в амплуа «молодого любовника». Десятки ролей в кинокартинах, снятых как в Англии, так и в США и как завершение –оглушительный успех 1939 года в фильме «Грозовой перевал» режиссера Уильяма Уайлера.  Лоуренс Оливье  успехи в кинематографе считал второстепенными, для него более ценным оставалось его главное дело жизни - сцена, и именно на сцене весь его талант раскрылся в сыгранных им  героев пьес Шекспира.
«Без игры я не могу дышать» - Лоуренс Оливье
 Во время состоявшегося сценического представления «Ромео и Джульетты» начинающей актрисе Вивьен Ли удалось познакомиться с Оливье, ее кумиром, который был приглашен на спектакль «Маска добродетели» с ее участием. Это помогло им сблизиться   и положить начало их  работы в совместном проекте «Пламя над Англией». Время, проведенное на съемочной площадке, вылилось в бурный и страстный любовный роман.
Увлечение Шекспиром сподвигло Лоуренса Оливье поставить на  сцене театра «Олд Вик»  несколько спектаклей с участием актрисы, а в спектакле «Гамлета» она сыграла  роль Офелии. Страстные отношения не могли быть не замеченными супругами актеров. Ли, как и Оливье состояла в браке, и у нее подрастала дочь Сюзанна и развод как для него, так и для нее были мучительным состоянием.
В 1939 году Оливье и Ли уехали в Голливуд.  Оливье принял участие в съемках принесших ему мировую славу  фильма «Грозовый перевал», а Вивьен утвердили на роль  в картине  «Унесенные ветром». В 1940 году актеры  оформили  свои отношения, отпраздновав тихую и незаметную без свидетелей  свадьбу.
После начала Второй мировой войны, Оливье после летной подготовки и получения звания лейтенанта начинает службу в военно-воздушных силах. В боевых вылетах актер не участвовал и по рекомендации командования продолжал играть в театральных спектаклях.
« Актерство - иллюзия, а иллюзия, как магия не является  настоящей…»- Лоуренс Оливье
Однако их семейную жизнь нельзя было назвать счастливой. Съемки в 'Унесенных ветром' изматывали Вивьен, и у нее стали часто проявляться странности поведения, которые впоследствии стали маниакальной депрессией. В свою очередь Лоуренс не считал жену великой актрисой, и болезненно отнесся к ее международному признанию и полученным наградам. Тем не менее, они вместе снялись в известном фильме 'Леди Гамильтон' (1940), который имел огромный успех во многих странах, в том числе и в СССР. В то же время их совместная бродвейская постановка 'Ромео и Джульетты' оказалась провальной. Ситуация усугубилась и тем, что в 1943 году у Вивьен был обнаружен туберкулез, а ее беременность окончилась выкидышем. После этого актриса впала в сильную депрессию, и не всегда вела себя адекватно. Брак Вивьен и Ларри продлился до 1960 года, а роман Оливье с молодой актрисой Джоан Плоурайт начался за три года до этого. В 1961 году у Оливье и Плоурайт родился сын Ричард Керр, затем две дочери – Тамсин и Джули-Кейт.
Наивысшими достижениями творчества Лоуренса Оливье стали два 'Оскара', которые он получил в 1948 году как исполнитель главной роли и режиссер фильма 'Гамлет'; этот фильм был также удостоен премии 'Золотой глобус'. В начале шестидесятых Оливье основал Национальный театр, директором которого он был долгие годы. В 1947 году актер был удостоен рыцарского звания, в 1970 году он был возведен в звание пэра Англии, а в 1980 году первым из актеров был награжден орденом 'За заслуги'. Последней ролью, сыгранной Лоуренсом Оливье в кино, стала роль старого солдата в фильме 'Военный реквием' (1989). 11 июля 1989 года великий актер скончался.
Его прах захоронен в Уголке поэтов Вестминстерского аббатства. Последний фильм с участием Лоуренса Оливье 'Небесный капитан и мир будущего', вышел на экраны в 2004 году. В нем образ злодея доктора Тоттенкопфа был создан на основе компьютерных реконструкций кадров с молодым Лоуренсом Оливье.
Оливье был одним из наиболее признанных английских актеров. «Вы - сама Англия», - сказал ему Ч. Лоутон после выхода на экран «Генриха V». В 1978 году он был награжден специальной премией «Оскар». В 1947 году возведен в рыцарское достоинство, а в 1970-м - получил пожизненное пэрство, став Бароном Оливье Брайтонским. С 1962 по 1973 годы Оливье возглавлял только что организованный Национальный театр, подготовил в своей труппе большой отряд молодых актеров театра и кино. Долгие годы его театральная карьера была связана с Вивьен Ли, за годы брака с которой сформировался знаменитый сценический дуэт, лишь единожды - в «Леди Гамильтон» - продемонстрированный на экране (до этого он также был женат на актрисе Джилл Эсмонд). С конца 50-х годов Оливье часто выступал в паре с Джоан Плоурайт (в частности, в «Комедианте»), на которой после развода с Вивьен Ли женился в 1961 году. В 1982 вышла в свет его автобиография «Исповедь актера» («Confessions of an Actor»).
Умер Лоуренс Оливье в своем доме в Стейнинге (Западный Суссекс) 11 июля 1989.


Рецензии