Возьми меня с собой!

Посвящаю пожизненной подруге.
Дорогой, любимой, самой необходимой!


                Её родное село «Журавлики», утопающее в зелени садов и кустарников, примостилось  на обрывистом берегу реки Оскол. Маленькая Аллочка жила вдвоём с бабушкой. Жаворонок по природе, она просыпалась рано, успевая послушать переливчатое щебетанье птиц, полюбоваться восходом солнца и в его лучах голубой речкой сверху. Затем  спешила к утренней дойке с алюминиевой  кружкой; бабушка разрешала зачёрпывать из ведра парное молоко. Потом бежала с горки и прутиком погоняла гусей на зелёный луг, где неподалёку мальчишки в реке удили рыбу.

                Сельчане проклинали её мать-кукушку, загулявшую с военным лётчиком, а потом сбежавшую в Ленинград. Но у девочки всегда теплилась надежда, что когда-нибудь её родители освободятся от дел и обязательно приедут за ней, а возможно, прилетят на самолёте; ведь её папа –  лётчик. И будет она гордо шагать по улице за ручку с папой и мамой! Свято верила, и ждала... Бывало, что тайком от всех бегала на почту спросить, нет ли ей письма. Научилась карабкаться по высокому тополю на крышу. Там никто не мешал мечтать: смотрела в бескрайнюю даль, где мерещился ей сказочно красивый город Ленинград! Иногда тихонько плакала, жалея себя, и в чувствах сочинила стихотворение:

                В избе возле красной рябинки, жила-была девочка Алла,         
                Носила худые ботинки, о платье красивом мечтала.
                Любила баранки, конфеты, печенье, копчёное сало,
                Любить то она любила, но только всего не едала.

                У неё каждый день была куча интересных дел. На краю села жила всего лишь одна девочка, по имени Витка. Она была постарше, ходила в школу и всегда её обманывала. Аллочка очень любила животных, птиц, разных букашек. Витка врала ей, что в роще живут разноцветные говорящие попугаи, в яру бегают оранжевые и голубые зайцы, а в речке водятся золотые рыбки. Надо только прийти вовремя и подождать. Девочка проводила по полдня в ожидании чуда, но так и не дождавшись его, разочарованная уходила домой. А однажды обманщица заманила к себе домой в гости: обещала красиво подстричь локоны, а вместо этого  выстригла крест на голове. Не хотела с ней дружить после этого, но потом простила.

                Однажды бабушка подарила Аллочке прекрасный платок – кусок яркого ситца с розами. Она и мечтать о таком не смела; гордилась им, новым, лощёным, хрустящим, полюбила запах его краски. Вышла на улицу и, как на грех, повстречала Витку; она пригласила её к себе поиграть в куклы. Уходя, Аллочка забыла платок, а когда вспомнила, опрометью кинулась назад. Но было поздно: подруга порезала его на куски, сидела на печи и шила своей кукле платье. Девочка онемела от горя. Изрезать такой чудесный платок? В голове не укладывалось: Как можно? Что скажет бабушка? Она никогда у неё ничего не просила. Даже голубую панамку за 70 копеек, как у двоюродной сестры Оли. А как хотелось её иметь!

                В конце лета у них, как всегда, гостил дядя Митя, шахтёр из Кривого Рога. К концу отпуска на Чёрном море, прогуливавший почти всё до копейки, приезжал к ним на подножный корм. Опять забыл про обещанный подарок: «Ничего,  привезу в следующий раз, ты только скажи, что ты хочешь или пойдём сейчас в сельпо». Она с радостью согласилась пойти в сельский магазин. Там на прилавке стояли деревянные и пластмассовые игрушки, резиновые мячики. Но Аллочка показала пальчиком на панамку. Дядя Митя приценился и… купил ей роман-газету. В.Овечкин. «Трудная весна». Сказал бабушке: «Камень с души свалился, подарил!» Этот роман, по иронии судьбы, пригодился ей позже, когда она училась на библиотечном отделении института культуры. Разочаровал тогда Аллочку своим подарком дядя Митя.
 
                Время шло, а родители так и не появлялись. Маленькая девочка научилась любить своё одиночество. Ей не было скучно и грустно. Мечтала и сочиняла сказки для себя и о себе под названиями «Лев и Девочка», «Девочка с Собачкой». И самую любимую –  «Белый Лебедь летал с Девочкой». В селе везде много укромных местечек, где можно вдоволь пофантазировать. Например, в высоких лопухах пряталась другая, замечательная страна! Солнечный свет рассеивался под листьями, казалось, что это царство неслыханное, невиданное! Однажды она спряталась там на целый день, потому, что боялась прививок. Рассматривала червячков, божьих коровок, жужелиц. Потом заснула, а, придя домой узнала, что фельдшер не приходил делать прививки.

                Незаметно наступала студеная, снежная зима. Но несмотря на холод Аллочка по привычке ранним утром выбегала на крыльцо. Сметала веником снег со ступенек,  белое покрывало укутывало землю, мороз посыпал деревья блестящим инеем, а речку делал стеклянной. Любила рассматривать под первым тонким, прозрачным льдом зелёные водоросли, маленьких снующих окуньков. Отгадывала следы животных, птиц, зверей на снегу, каталась с горки на санках или картонке. Потом отогревалась на большой русской печи.

                А больше всего Аллочке нравилось наблюдать свадьбы. На улицу выходило всё село! Во дворе жениха играла гармошка. Невеста ехала к жениху с приданым на санях, запряжённых тройкой лошадей с бубенцами и разноцветными лентами в гривах. Бабы краснощёкие, пьяные, весёлые подбрасывали на ходу подушки в воздух, пели частушки, колокольчики звенели. Все кричали: «Горько! Горько!», а молодые целовались.

                Но счастливое детство резко оборвалось в связи со смертью бабушки. Больше никто не гладил её по головке, не усаживал на колени, некого ей было обнимать крепко-крепко... Теперь её стали называть круглой сироткой, хотя жила она с родственниками: тётей Зиной, дядей Колей и полуторагодовалым Серёжкой, по просьбе бабушки, вернувшимися в село из Кургана перед её смертью. В обязанность девочки входило присматривать за двоюродным братом, таскать за собою повсюду.

                Однажды в жаркий, знойный полдень, прихватив племянника в охапку, она побежала на речку купаться. Спустившись с горки, пошла лугом. Совсем  запыхавшись от тяжести, с облегчением посадила малыша на бережок,  расстелила ему голубое одеяльце под кустом лозы, разделась и опрометью – в воду! Плавала, ныряла, брызгалась с другими детьми, а про него забыла. Вспомнила, когда проголадалась. Прибегает под кусток, одеяльце на месте, а Серёжки нет. Стала метаться, искать по кустам, в воде у берегов. На помощь пришли дети, но поиски оказались безрезультатны.
       
                Наступила темень, весёлая ребятня разбежалась по домам, а она сидит на бережку и горько плачет, как сестрица Алёнушка причитает: «Откликнись, Серёженька,  как же мне вернуться без тебя домой?»  Уже взошла луна, смотрит  Аллочка на мутную тёмную воду: «А что если нырнуть в неё и тоже утопиться. Пусть знают, как она страдала, боялась возвращаться домой без Серёжки. Они расплачутся и простят её». С этими мыслями аккуратно сложила своё платьице на одеяле, закрыла глаза и полетела камнем вниз! Растопырила маленькие ручки-ножки на песчаном дне, постепенно выпускает воздух, на душе становится легче… Но, вдруг, что-то мерзкое, скользкое коснулось её. От ужаса дёрнулась и оказалась на поверхности. Повторить свой подвиг больше не смогла. Расплакалась ещё больше, затряслась от холода и страха. Чтобы согреться, побежала в гору к селу.

                "Всё равно меня  никто не увидит, – думает, – пойду посмотрю под окошко, что там, дома делается?" Взошла оранжевая луна. Пахнет дымком. Собаки лают. Уютный свет везде в окошках, люди ужинают. Только она одна несчастная бредёт по улице. Влезла на родную завалинку, заглянула в окно и... о чудо! Серёжка сидит. Жив, здоров и невредим лопает оладьи. Осмелилась, вошла в комнату. Её стали ругать, спрашивать: «Ты где была? Почему мокрое платье? Садись ужинать, молчунья». Но Аллочке теперь было не до ужина. Она сняла платье, нырнула под ватное стёганое одеяло и провалилась в крепкий, глубокий сон. 
               
                Без бабушки и коровы в доме стало голодно, а на душе холодно. Приходилось помогать тёте Зине не только по дому. Однажды, работая на буряках в поле, они увидели в небе кукурузник, который сделав два круга над полем, стал приземляться рядом с ними. «О, чудо! Самолёт! Прилетели, наконец-то!» – Аллочка была уверена, что это её родители! От радости голова закружилась так, что чуть не упала на кучу буряков! Лётчик в чёрном шлеме и блестящей кожаной куртке подошёл к ним. «Значит, отец прилетел за ней один, без мамы. Какой он большой и красивый!» – залюбовалась пилотом. Счастье перехватывало дыхание, сердечко учащённо и предательски громко билось. Он стал что-то спрашивать у тёти Зины, а Аллочка стояла молча, она вообще, не отличалась болтливостью. Её не по возрасту умные, печальные, с зеленцой глаза, умоляли: «Возьми меня с собой».
— А чья это девочка, такая глазастая? – спросил с улыбкой лётчик.
— Да, это сиротка, не наша. Вот живёт у нас, самим трудно, бедно-голодно, а тут ещё она на нашу голову.
Аллочка стояла не шелохнувшись, сцепив пальчики и дрожа всем тельцем. Она догадалась, что это не её папа, но всё же надеялась на чудо: «А, вдруг, он меня заберёт с собой, хотя и чужой…»

                Лётчик достал из коричневого кошелька три рубля, подал тёте Зине и пошёл к своему кукурузнику. Потом взлетел над полем, улыбаясь махнул им рукой и крылом. У Аллочки не было сил и желания помахать ему в ответ. Она побежала домой к своему тополю, забралась на крышу и навзрыд расплакалась. А потом во сне часто видела чудесный самолёт с папой и мамой, которых так и не дождалась...

На фото: Русская деревня. Из Интернета.


Рецензии
Очень тронул, Галина, этот рассказ. Написанный простым языком, со знанием деревенского быта, описанием природы и драматизма детской души. Оставляет щемящее чувство...
Спасибо!
И удачи, Вам, в творчестве!
А.

Алёна Вереск   19.12.2022 20:13     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 24 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.