было дело

Была очередная передача на тв, где ведущим был Артём Шейнин. Как же не хочется писать его имя с загланой буквы. Говорили всякие говоруны о всяком. Не очень точно помню момент, позволивший этому ведущему заявить с равнодушной, но вполне утвердительной интонацией, сказать: "Я тоже убивал, ну и что?!" Было коротенькое замыкание в студии, но этот шустрый ведущий резво продолжил "дискуссию". Мне много раз пришлось встречаться с воевавшими во время страшной Второй мировой. Это были люди всех рангов и заслуг. Это были и генералы армии, и менее титулованные офицеры и рядовые. Одним словом - полный срез (с маршалами накоротке не общался). Меня всегда озадачивало их нежелание обсуждать определённые детали их военной жизни. Замыкались тут же, как только просил их рассказать о том, как им воевалось. Общепринятые штампы произносили, но не рассказывали про их личные действия. Сразу надо было переводить разговор на более общие темы. Особенно тяжело воспринимали вопрос про неизбежность убийств. Все мои собеседники из военных времён тут же уходили в сторону после такого вопроса. Бестактность, допущенная мною, показывалась мне чётко. Много бесед было и за хорошей выпивкой, но каждый раз барьер возникал. Люди эти были, как правило, чудесные и добрые. Поэтому прощали мне мою неуклюжесть. Мы благополучно допивали, договаривали, допевали и расставались в дружеской позиции. Пару раз, правда, было, когда какой-то воитель начинал распускать перья, но потом через знакомых выяснялось то, что пламенный "герой" был примитивным штабистом, не видавшим подлинного ужаса войны. Орденочки и медальки всё же имел, потому и хорохорился. Теперь уж нет в живых моих чудесных ветеранов. Они ведь сражались на той войне, на которой для них выбора не было. За кого ты? Они без колебаний выбрали свою Страну. Но никода не позволяли себе хвастсться тем, что пришлось убивать. Это было запрещено их совестью. Но есть теперь новые "ветераны", могущие сказать на всю страну о том, что они убивали.


Рецензии