С доброй печкой жизнь наладилась

В селении Неудачино уезда Худородного никак дела не шли на лад и жизнь совсем разладилась. Все мужики подались в город на заработки, да там и прижились, жён и детей тоже в город вывезли. Остались от большего села три избы с тремя древними старухами.  И жил с тремя бабками всего один внучок Нечай, другие внуки не приезжали из города и писем не писали.
Как-то пошел Нечай на белую реку рыбу удить,  наловил мелких ельцов и сорог, положил в траву, приготовился чистить, чтоб не тащить домой с потрохами. Как вдруг кто-то крикнул: «Клюёт!»  Нечай оглянулся, он запамятовал, что удочка рядом на траве лежит. Тут из кустов выскочил огромный кот , всю рыбу сгрёб и унёс. Пришлось Нечаю снова удочку закинуть, и выловил рыбак за час трёх больших сигов и одного налима. Состряпали бабки пироги  рыбные, из хвостов и голов ухи наварили. Сидят за столом, уху хлебают, пирогами закусывают и вздыхают: «Едим хорошо, только печки наши дымят, чадят и скоро развалятся!»
На другой день взял Нечай ружьишко и пошел уток пострелять. Подстрелил двух уток, положил в сумку и уже собрался домой. Как вдруг кто-то крикнул: «Гусь!»  Нечай сумку бросил, развернулся с ружьем к заливу – нет гусей. Тут из зарослей выскочил лохматый кот , схватил уток за шеи, вытянул из сумки и унёс. Хотел Нечай догнать кота, но у того четыре ноги. А через полчаса к заливу прилетела стая гусей и охотник подстрелил одного.
Запекла бабка гуся в чугунной латке. Сидят старухи за столом, вздыхают: «Как выжить зимой, печи наши скоро развалятся! Когда молодыми были, сами печи били. А теперь сил нет, знать помирать пора!» Говорит Нечай: « Я вам печь сложу!»
- У тебя мастерства нет!
- Печника найду!
- Где найдёшь? Все деревни в округе повымерли. Старый мост давно обвалился.
- Я на другой берег реки поплыву, дорогу в город найду и привезу печника.
- За рекой  лес дремучий, там бродит жадная Яга, злобная карга, никому пройти не даёт. Там леший путников кругами к болоту уводит, а баба Яга в трясине топит.
- Охотнику лес, как дом родной, ягоднику болотную клюкву не впервой собирать, а бабу Ягу из двустволки подстрелю.
Переплыл Нечай белую реку на лодке, лодку в зарослях черёмухи спрятал и отправился по заросшей дороге в город. Вечер близок, а города всё нет. Видит Нечай на краю лес и поля, заросшего борщевиком, каменный столб стоит. На столбе важный кот сидит уши с кисточками, как у рыси, глаза горят. Вздыбил кот шерсть и заурчал: «Наточу булатные когти и непрошенному гостю я на голову прыгну, расцарапаю лицо, очи выдерну и съем!» «Добрый знакомый, кот Баюн, возьми гусиные лапы, только меня не ешь и не царапай! Иди ко мне жить, мышей душить, а я буду рыбку ловить, уток и гусей бить, а тебе потроха и головы отдавать!»  И промурлыкал кот: «Знаю, за чем пожаловал! Покажу моей хозяйки терем!» Спрыгнул кот со столба и побежал тропой звериной, а Нечай за ним следом. Расступился густой ельник, показались на высоком холме палаты каменные, вкруг палат ограда кованая, чугунная, по верху ограды вьётся литой виноград, стоят столбы железные, как копья острые. Зашли внутрь – чертоги царские, оконницы с разноцветными стёклами, светлицы, пестрыми каменьями изукрашены, одна орлецом, другая змеевиком, третья малахитом, четвертая лазуритом, в каждой светлице – печка. Печи чугунные с цветочными узорами, камельки малые, изразцовые, у каждой печки на дровах сидит домовой.
И привел кот Нечая в залу изразцовую, посреди залы громадная, кирпичная печь топится с двумя подтопниками, с чугунными плитами в шестках, по бокам печи кипят самовары медные трёхведерные.  Говорит печь человеческим голосом: «Дрова колите, быстрей топите! Опара поднялась, тесто убегает! Калачи крутите, маслом смазывайте и  скорее пеките, пока жар не ушел!»  Нечай дровишек в топку подбросил, а кочерга сама угли ворошит. Накрутил калачей, в печь поставил. А печь спрашивает:
- Как зовут тебя, новый пекарь?
- Нечай!
- Кофей?
- Нечай!
- Сбитень?
- Прозвище моё Нечай.
- Не хочешь пить чай, кофей и сбитень? Пей заморский напиток  - какао с молоком, калачом закусывай, калачи пропеклись. Как твоё в крещении имя?
- Егорий!
Тут калачи из печи сами на стол повыпрыгивали.
Пьёт Нечай какао с молоком, калачом румяным заедает. А кот из блюдца молоко лакает и приговаривает: «Молоко пить легко, а какао каково?»
Наелся Нечай и говорит: «Спасибо! Печь, кто тебя такую славную сложил?» А печь гудит: « У хозяйки под замком городские мастера сидят – печник, каменщик, литейщик, кузнец!» «Их что, четверо?» « Двое, мастера на все руки!»
Спрятался Нечай на чердаке за печною трубой, да и заснул крепким сном. А кот, влез на печную лежанку, взял хозяйкины спицы да стал вязать, все нитки перепутал, вместо платья связал штаны.
В полночь в терему стук да гром прилетела хозяйка баба Яга с тремя дочками и двумя внучками. Смотрит Нечай в щель, как баба Яга единым залпом выпивает трехведерный самовар: « Ух, устала! Хлеб выпечен – мыться пора!» Полезла она мыться в печку, смыла сажу и обернулась справной молодицей.
А в это время кот платок бабы Яги утащил: «Возьми Нечай, он волшебный, когда домой побежишь, над рекой им помаши и увидишь, что будет!»
- Я пешком не добегу!
- А ты садись на кочергу! Я бабе подолью в чарку «Спотыкач» у неё одна нога онемеет, а другая окостенеет.
А в это время ворота отворились и явились два зятя Яги – оборотни, один в медвежьей шубе, другой в волчьей. Шубы сняли и хвастать начали дурными делами, как овец чужих резали и свинью в посаде украли.
Яга в печку свинью затолкала : «Жарь печка хавронью целиком, да поскорей, мы голодны!»
И четверти часа не прошло, свинья зарумянилась.
Возопила баба Яга зычным голосом: «Всем ужинать!»
Стали они пировать, буженину драть зубами острыми, в кота Баюна кости кидать. Мясца коту жалеют, а песен требуют. Кот Баюн разливал им в чарки наливку, а Яге незаметно подлил «Спотыкач».
Когда Яга и оборотни захмелели, кот взял ключи , открыл подполье, выпустил печника и кузнеца. Кузнец и печник требуют:
- Дайте нам расчёт за работу!
- Будете на внучках Яги жениться, они чистое золото.
- Жениться на не хотим, хотим расчета за работу монетами серебряными.
- Так и я вам не ассигнации, а товар предлагаю, внучек моих!
- На такой товар мы не купцы!
Баба Яга кота бранит: «Ты зачем их выпустил и глаза не выцарапал. Даже волос ни клочка не выдрал! Как я теперь на них порчу – приворот наводить буду!»
А кот отвечает ей: «Я тебе не даром служу, а ты мне за три года жалованья задолжала и молока жалеешь! Жареными гусями, лебедями ни разу, ни угостила!»
- Да тебе мышей и крыс и так хватает!
-Нет, мышей я не ем, гусь он вкуснее! Я вольнонаемный кот, а не холоп твой!
- Ах, ты плут, я тебя за шкирку оттаскаю и самого в подвал сброшу!
Погналась за котом, а ноги не идут, спотыкаются.
Перегретая печь задула обратной тягой, выплюнула угольки, уголья по углам раскатились. Туши, заливай водой из самовара!
В суматохе кот договорные грамоты вместе с золотой шкатулкой из тайника выкрал и ступу угнал за белую реку.
От злости лицо у бабы Яги опять подурнело – нос крючком загнулся, до земли дотянулся, глазки сощурились и на лбу прорезались морщины. И челюсть набок перекосило:
- Ой пропала моя женская краса! Я тебя печь по кирпичу размечу, дверцы выдерну, плиты выбью, вьюшки и заслонки переплавлю!
- Не сумеешь! Я тебя головнями закидаю, заслонкой прихлопну и поджарю!
- А я у тебя трубу сломаю!
- Не сломаешь, зимой без меня окостенеешь!
- А я другую печь поставлю!
- Некому ставить будет, волшебные мастера сбежали  от тебя!
- А я простых мастеров найду!
- Простые мастера простую, обычную печь сложат. Обычная печь тебе женскую красоту не вернёт и готовить за тебя не будет!
И все чугунные печки, изразцовые камельки загудели: «Готовить не будем и греть не будем!»
Тут Яга поняла, что мастера убежали и как была простоволосая, кинулась их ловить, а ноги не идут, спотыкаются, а ступа угнана и на кочергах Нечай с мастерами улетели. Оборотни пьяные спят, подниматься  на хотят. Села Баба Яга на большое помело, дочки на метёлки, внучки на голики - и в погоню. Летят, а прутья из голиков, метёлок и помела падают, наверное кот проказник льняные бечевки перегрыз, медные проволоки размотал. Спешились дочки и внучки, одна Яга до реки долетела, а там метла и у неё рассыпалась. Скачет Яга по берегу на одной ноге, нет платка волшебного и мост через поток сгнил – одни опоры торчат.
Нечай и мастера кочерги побросали, над рекой летучее волшебство кончалось.
Нечай махнул волшебным платком перед собою  и обновился мост , перекинулся через белую реку, перешли мастера на другую сторону. Второй раз Нечай махнул платком - мост обвалился.
Яга кочерги в воду мечет, а они расколдовались , тонут. Выкликнула Яга заклинание и увидела рыбацкую лодку, спрятанную Нечаем.
Баба Яга села в лодку , гребёт, наклонилась и проткнула длинным носом днище, заполнилась лодка водой и потонула. Яга плывет, когтями дно скребет, ногой костяной толкается, от налимов и щук отбивается. Нескоро из водоворота бабу Ягу на её берег вынесло, водяные и русалки ей мешали, но ведьмы не тонут.
Бегает Яга по берегу у развалившегося моста и орёт: «Егорий объегорил, Кузьма подкузьмил, Демьян обвел меня вокруг пальца! Я им потом страшно отомщу, когда до своих палат доберусь!»
А мастера с другого берега кричат: « Ты вначале доберись,  а потом хвались!»
Пришлось мокрой карге домой за сто вёрст пешком иди через болото, под хохот лягушек и хихиканье головастиков.
А мастера в селе Неудачино три новые кирпичные печи поставили с чугунными плитами. Нечай печное дело освоил. Стали артельные мастера Демьян, Кузьма да Егорий на промысел ходить, зарабатывать и своим старушкам помогать. Бабки рады: «Был один внучок, а стало три!»
Кузнец Кузьма табличку сковал с надписью: « Село Удачино, уезда Дородного» Табличку поставили на въезде в село. Если село Удачино, значит приедут дачники. А мастера им наладят печки. С доброй печкой и жизнь наладится.
 
Примечание: Рисунок с сайта http://hudozka.karelia.ru/gallery/96------------------.jpg
Автора к сожалению не указали, работа участника конкурса рисунка «Печь всему голова», прошедшего в 2016 году. Другие работы http://hudozka.karelia.ru/page-38.html


Рецензии
Интересная сказка!

Алина Щеглова   07.05.2018 07:18     Заявить о нарушении
Спасибо!

Алла Авдеева   07.05.2018 11:02   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.