Технарь, конструктор, человек. ч. 7 Проектная

Часть 7, Проектная.

Мысль материальна (поговорка конструктора)

Карандаш:
  Это сейчас не актуально, а в до-компьютерную эпоху инженера-конструктора можно было выявить по тому, как у него карандаш заточен.
  Особый шик заточка "лопаткой", текст чертежа ведь писался от руки, получалось все горизонтальные части букв были утолщенные, красиво.
 Точность черчения тоже требовала от карандаша своей заточки, острый конус ~ 25-30 мм. Покупной детской карандашной точилкой (чинилкой) угол получался тупее чем надо.
  Верхом совершенства были карандаши Kox-i-Noor чешские, твердостью Н, HB и т.д. Точить такой карандаш одна приятность, материал древесины очень соответствовал твердости грифеля. Были конечно и русские карандаши "Конструктор", но качество значительно уступало...
  Точили карандаши скальпелем, или острым ножом, левой рукой держишь карандаш, а большим пальцем левой руки толкаешь по карандашу скальпель, который в правой руке. (Ну если не левша конечно).
  Да, к слову про левшу, раньше их столько не было или практически не было, а сейчас "весь такой" пишет левой рукой, но как "кура-ряба", уж писал бы тогда справа налево.

Линейка логарифмическая:
  Это вообще шедевр, на ней чего только не было, из справочных материалов, правда точность была 0,2. Хотя попадались образцы и 0,1.
  У студентов пользовались спросом маленькие ~ 12 см линейки. Помню, на спор, показывал студентам, как с помощью логарифмической линейки числа складывать!

Кульман, пантограф, чертежная доска:
  Кульман Reis, Германия в 70 годах был верхом совершенства, были и советские, но они все требовали настройки эксцентриков, чтобы линии были строго параллельны на всех точках чертежной доски, которая тоже была наша или импортная, в нашу кнопки надо было забивать. Размеры досок тоже различались от А0 и выше.

Ватман:
  Да, ватман (чертежная бумага) ватману рознь. Главное достоинство - следы от резинки (от стирания и перечерчивания) должны быть минимальны. Отличался также по цвету и толщине. Лучшие сорта раньше назывались Александрийская бумага.

Резинки стиральные (ластик):
  Лучше чешских не встречал. Наши быстро высыхали.
Были сдвоенные с одной стороны для мягкого карандаша, с другой для твердого. 

Проектные отделы:
  Видел не много вариантов, но в основном к окнам были поставлены письменные столы, а перпендикулярно к оконной стене ставили у каждого стола кульманы, чтобы свет слева падал.
  Когда перешли на компьютеры это стало неактуально, деталировщики практически не нужны и стали отделять рабочие места перегородками, для уединения, так сказать мысли.

Проектные группы:
  Есть такое правило, для проектной группы необходимо минимум трое:  1 - проектировщик, 2 - генератор идей, 3 - критик.
  Характер работы оставлял отпечаток на личности человека. Начальник, если не дурак, как правило критик. Для личных целей его надо было подводить к нужной тебе мысли, все что не предложишь он сначала тупо отвергает, поэтому, свой вариант никогда не предлагать первым.
  Генератор идей, он же иногда и конструктор тоже. На идеи надо особый склад ума, который может генерировать варианты, из любых невыполнимых ситуаций.
  Проектировщик, он же конструктор - это рабочая лошадка. Правда, были еще деталировщики, которые снимали размеры с твоего сборочного чертежа и проектировали детали.
  Помню при больших проектах приходилось держать в голове сотни размеров, и по окончании проекта, ходишь с этим грузом. Лучший вариант был "напиться", и следующий проект, как с чистого листа.

Проект:
  После очередной выставки привезло начальство проспект станков групповой клепки. При проектировании аналога оказалось, что наши подшипники для такой нагрузки нужны в 2 раза большие по габаритам.
  Проект получался громоздким и не конкурентным. А плюс ещё и технология не опробована, клепка качающимся инструментом (уменьшает нагрузку на инструмент).
  И вот решили сделать макет, на подшипниках скольжения, и оказалось очень даже неплохо, затем родилась головка для групповой клепки, клепала одновременно несколько деталей к корпусу затвора фотоаппарата. А первый проект уже раздеталирован был и готов в печать.
  Порвали все чертежи и спроектировали новый станок, со сменными головками. Отдел рёвом ревел, когда старые чертежи рвали, труда жалко было.
  Получили авторские на станок и промышленный образец.

Стадии проекта (конструкторского):
   Вообще говоря их от двух до пяти:
 1. Идея.
 2. Макет.
 3. Эскизный проект.
 4. Технический проект.
 5. Рабочий проект.
 Затем начали экономить, в абсурде: - это один Рабочий проект.

ГОСТы, ОСТы:
   В СССР: "Нарушение Государственного стандарта преследуется по закону!" - надпись в тексте каждого стандарта. И кому понадобилось заменять наши Стандарты "Техническими регламентами"? Предприятия могли сами создавать отраслевые стандарты. Стандарты были конкретнее, а регламенты более вольная песня. Байка такая была: «Найди ошибку в стандарте, заяви и получишь 10 рублей!»

Изготовление:
   Главное в конструкторской работе - авторский надзор. Рационализаторов у нас хватает, как говорил мой отец: «Рассчитывай все на сталь 3. Любая замена хуже не будет».
   Отдел разработал автоматическую линию пайки печатных плат, на пневматике, для военного завода.
   Послали конструктора из другого отдела разбираться, почему линия не работает, как включили, все механизмы задвигались в хаотичном порядке.
   Оказалось, нарушен был принцип блокировки и оптимизации схемы управления.
   После исправления рядом с линией лежала огромная гора ненужных пневмо-элементов (распределителей и т.п.).

Монтаж (байка: «А как правильно?»):
   Строительство завода, монтаж ведут несколько бригад: финские, русские.
   При обнаружении нестыковок в проекте у русских начинается кипишь, отсебятина, в лучшем случае остановка работ. 
   Финны делают все по чертежу и в срок. Правда не работает. Потом исправляют проект, уже в дополнительные сроки, и за дополнительные деньги.
   Поговорка: «Что б не было п***ежу, делай все по чертежу!»


Рецензии