Перевал Нижний скат
- Ого, народ, гляньте, - тоже вроде бы без особого волнения, но с интересом сказал Андрей, указывая несколько вниз, и призвал общее внимание, - ни дать, ни взять, дождь к нам наяривает. - Прищурил близорукие глаза, подергал начинающую отрастать щетину.
- А чего там? - нетерпеливо спросила Ксюша: в кане только-только начинала закипать вода, а тон руководителя в эту секунду ей не понравился. - Ну чего там, не слышно ведь ничего странного, - уже нервно сказала она, впрочем, глядя только на горелку, выкрутила её, высыпала пару пригоршней чая, но глаз не подняла.
- Вот оно, к нам идёт, - коротко бросил Андрей и поставил свою кружку к кану, наливай, мол. - Эх, прогнозов тут нет.
- Облачище, - прокомментировала Оля, - о, я должна сфоткать. - И унеслась в палатку за фотоаппаратом, а вернувшись, начала снимать и так, и сяк, и сбоку, и снизу. - Вась, и тебя щас на фоне, - скомандовала она, толкая высокого рыжего парня в сторону огромного плотного туманного клока. - Открой рот, будто ты ща его проглотишь! Ну...
Вася послушно разинул рот и стал позировать, пока его не толкнул Георгий, внушительного размера мужчина, к которому всех тянуло обратиться на вы. Даже Андрея, а ведь руководителем был он, да у Георгия опыта было побольше.
- Ну, голубки, - как будто бы даже добродушно сказал он, - всего не переснимаете, вы б лучше делом занимались, - на это Георгий и сам был мастер. - Ну, хотя б рюкзаками - Андрюх, к слову, девушку бы разгрузить. Да хоть на Васька пару кил накинуть. Почему она уже второй день на левую ногу хромает...
- Ну, хромает потому, что голеностоп перед походом надо тренировать, - едва слышно пробормотал Андрей, - но да, тут ты прав, чего-то я заманался с картами. Их же мать, как можно было столько объектов не помечать?! Вот ты можешь с уверенностью сказать, где мы сейчас?!
- Мы на перевале Нижний скат, ждём, пока нас накроет гроза, - ответил вроде бы саркастически Георгий и, поставив и свою кружку на раздачу, вернулся к палатке и буквально через две минуты уже запихивал её в свой рюкзак. - Ребята, я, наверное, неясно выразился? - теперь рассерженно спросил он, наконец отхлебывая чай. - Вы не знаете, что такое гроза в горах...
И эти его слова, видимо, прозвучали так, что Оля, едва не потеряв по дороге фотоаппарат, носилась уже по всем палаткам, громогласно передавая им приказ-не приказ: командовать-то должен Андрей, а тут выступил Георгий.
Группа скоро-скоро выметалась из палаток, и лица у всех были словно бы серые. На перевал медленно наползало гигантское облако, в горах неудивительное, да сейчас было в нем что-то особенно жуткое.
- Молнии, - проронил Валя, мужичок лет тридцати, небольшого роста, ткнул пальцем в серую махину. - Андрей, нам же все железо тут бросать?!
- Точно, а лучше все в одну кучу, пока мы отсюда не успели уйти, - зло проорал Андрей, но сразу испугался, что его неправильно поняли, - вашу мать! С себя все металлические предметы снимайте и в вещи все остальное заверните, - усилием воли он заставил себя успокоиться, понизил голос. - Даю всем три минуты на сборы, и мы спускаемся. Быстро, но осторожно, мы же не хотим, чтобы камнепад нас ускорил?
Нижний скат окружала крупная осыпь, и предостережение Андрея было далеко не безосновательно: они слышали пару раз, как внизу, точно табун лошадей, грохочут камни.
Оля отдала Васе пару пакетов гречки - разгрузилась - и теперь, когда полностью сложенный рюкзак валялся у её ног, с ужасом увидела, как поблёскивают совсем близкие разряды молний, а Георгий и Ксюша преспокойно попивают чай.
- Ну черт возьми, черт возьми, черт возьми! - подбежала она к ним, разумеется, крича не "черт возьми". - Мы готовы! Все? Идём?! Почему вы пьёте чай?!
- Ты у нас, как всегда, умничка, - как-то равнодушно похвалил её Георгий, - а мы сейчас, не беспокойся, - он вздохнул коротко, а Ксюша опрокинула кан и вручила его Вале. - Знаешь, что такое молнии на высоте? - сказал Георгий Оле, когда им на каски уже начали падать крупные капли дождя, - молния на высоте бьёт не точечно, а ореолом. Потому и страшно...
- Ну Георгий, что ж ты девочку-то пугаешь, - посетовала Ксюша, - может, теперь и в горы совсем не пойдёт, а все из-за какой-то маленькой грозочки.
- Так, я не понял, почему из тебя торчит ледоруб?! - Андрей догнал Пашу, вытащил этот самый ледоруб и наставительно постучал им по ближайшему камню. Стук этот сейчас же поглотил оглушительный раскат грома, и Оля взвизгнула, схватилась за Васину пенку, да так и держалась за неё ещё минут пятнадцать, пока спускались.
- Да чего ж ты, я ж упаду, не стремайся ты так, - почти беззлобно наконец отодвинул её Вася, говоря это уже гораздо спокойнее, потому что высота стремительно убывала, молнии сверкали где-то в недосягаемой вышине, и только гром напоминал о том, от чего они бежали. - Главное, чтобы шаровых молний не было, а то я читал...
А дождь лил стеной, его капли затекали в широко раскрытые глаза, промачивали глубоко спрятанное железо, но мало-помалу гром становился все нереальнее, молнии уже совсем прекратились и настала тишина, перемежаемая стуком капель. Андрей скомандовал вставать лагерем, прямо так, под дождём.
- Поднялись мы как-то на перевал, на Памире это было, - задумчиво произнёс Георгий; сняв с себя футболку, он отжимал её, высунув руки в тамбур. - Фото сделали, шоколадку едим и смотрим, металлическая табличка висит. Здесь, говорится, в таком-то году во время грозы погибла украинская группа, 14 человек.
- Четырнадцать человек, - хрипло проговорила Оля, - из-за того, что, как говоришь, бьёт не точкой? А это как, ну?..
- Да, смотри, условно, тут группа вот, - Андрей расчертил на своей коленке круг, - ударит в центр и всех накроет. Нам повезло, понимаете, да?
- На себе не показывают, - то ли в шутку, то ли сердито сказала Ксюша. - Не думали, что все путешественники суеверные?
- Тогда поднимем за это тост безалкогольный, - торжественно заявил Паша, выудив пакет сухофруктов, и поставил его в центр палатки, - налетай народ. - И тогда кто засмеялся, кто ничего не сказал, но все начали жевать. Лил дождь.
Свидетельство о публикации №217042100574