Путеводитель по Мумбаи

                Немного о Мумбаи...

Сначала единый человек ногами и волей прокладывает путь. После же сами дороги, превратностями и прихотями своими уводят за собой людей.
В Мумбаи ведёт много дорог. Некоторые, вертясь по предгорьям Гхат, приносят на себе босые и не очень ноги жителей южной и центральной Индии. Иные, тешась славой королей и принцев, ведут путника через распоротое португальцами и англичанами брюхо Арабского моря к величественным "Воротам Индии" в мумбайском порту. Мы же с вами, оставляя романтику на потом, прибываем в международный аэропорт Мумбаи им. Чатрапати Шиваджи. Призапомним это имя - здесь оно будет встречаться на каждом шагу. Этот герой маратхов являет собой ныне символ отчуждения индусами английского влияния, с претензией на обособленность самого штата Махараштра. После того, как двери аэропорта закроются у вас за спиной, а шумная толпа встречающих откроется через пять шагов - остановитесь, вдохните глубоко. Этот вдох пригодится вам на время всего путешествия. Что же в нем скрывалось?
Помни:
- индус не будет спешить исполнять не только твои желания, но и свои обещания,
наберись терпения!
- вера имеет решающее значение для большинства людей в этом городе,
наберись терпимости!
- еда, вода и езда в этом городе могут быть одинаково опасны,
наберись осторожности!
Если ваш отель не предоставил трансферт или вы вольный путешественник, тогда к услужению все прелести местного такси.
- моторикша. экзотично, но не практично. Данный вид транспорта не пускают в центральные районы города, в которых расположена львиная доля достопримечательностей, отелей, ресторанов и т.д.
- черно-желтое такси в английском стиле. Практично, демократично, но для любителей комфорта не подходит - нет кондиционера. Эти такси вхожи во все районы города и пригородов. Средняя цена от аэропорта до центра города (ок.1 часа езды) 500 - 700 рупий.
- сине-серебристые такси, зеленые и иных цветов, имеющие кондиционер, за тот же маршрут возьмут 1300 -1500 рупий.
Мы выберем бравого усатого водителя на стареньком черно-желтом такси с приветливо раскрытыми окнами, в которых нестройные звуки флейты и ситара перемешиваются с дымом благовоний перед идолом Ганеша. Сильно мятый и еще сильнее выправленный капот старенького фиата украшен 2-мя гирляндами цветов, цветная бахрома той же гаммы свисает с бамперов. Счастливо-детские глаза Кришны, Шивы, Ханумана смотрят на тебя из уголков салона.
Так рождается твое первое слово - намаскар Индия!!!!
Цветы на капоте вздрогнули - мы выехали на первую улицу Мумбаи. Внутренности твои повторили движения капотных цветов... и вот, отвлеченный переживаниями перелета и таможни, ты очнулся, пропустив первые минуты поездки ... и к лучшему. Вместе с раскаленным воздухом, клубами пыли, гулом стройки, царящей вокруг, сотнями гудков машин, вьющейся вдоль дороги пестрой людской толпой, врывается к тебе голос и запах Индии.
Мы выехали на широкую магистраль - вперед, только вперед, а больше пока и не куда. По бокам дорога прочно обросла убогими лачугами городской бедноты, мелкими магазинчиками, мастерскими, закусочными. За всей этой одноэтажной массой каменно-картонных построек, крытых синим полиэтиленом и густой растительностью тарелок спутникового ТВ, высятся многоэтажки современного Мумбаи, часть из них еще строится, как пересекающие наш путь гигантские опоры эстакад и развязок будущего надземного метро и шоссейных дорог.
Через некоторое время, весело блестя красными зубами, таксист спросит (на языке, похожем на английский) везти ли вас через Си линк или в объезд. Соглашайтесь на Си линк - это величественный мост через бухту. Вот и она - глубоким полумесяцем раздвинула берег, а под колесами уже разматывается тонкий и длинный холст моста, уходя в белесую дымку у горизонта. Справа - океан, слева развалины старого английского форта, вместившего в свое развороченное нутро разноцветье рыбацкой деревни. Пестрят оранжевые флаги на корабликах и домах, мелькают яркие сари и голопузые малыши. А в рассеивающейся дымке проступают небоскребы деловой столицы индии. Здесь мы, простившись с мостом, спешим по набережной Ворли к центру города. Око океана закатилось в набежавшие кварталы, слезящиеся ручейками нечистот, чтобы затем вынырнуть с белесым солнцем в районе Махалакшми. И здесь, о диво! в 400-стах метрах от берега, выбросив к нему длинную руку пирса, изредка пережимаемую волнами, врос в море мавзолей и мечеть мусульманского святого Хаджи Али. Вереница паломников ежедневно спешит туда,  сопровождаемая шумом океана, призывными криками муэдзинов и торговцев. Царственные нищие, изувеченные проказой и ленью удивительно смиренны - распевают религиозные гимны, не обращая внимания на отсутствие твоего им подношения. Посещение не возбраняется представителям других конфессий, но удержите себя от прихода в пятницу и в иные мусульманские праздники.
На побережье бухты, в которой приютился Хаджи Али, нежится в аристократическом тумане мумбайский ипподром.

                Доби гат.

Прачечных в городе много. Ютят они свои нехитрые бассейники у рыбацких деревушек, в кварталах городской бедноты и у жилищ среднего класса. Но есть среди них одна - царица, чьи владения простерлись на целый квартал, во славу которой трудятся ежедневно тысячи прачек, разносчиков, сушильщиков, гладильщиков и сотни иных диковинных мастеров.
Раскинулось это царство незримой чистоты у ж/д станции Махалакшми и носит название доби гат (доби - стирать, гат – угол, место, ступень).
у входа вас встретит предприимчивый индус и предложит свои услуги гида - не откажите скромному пожилому юноше заработать 100 рупий, дабы ненароком вы не забрели в места, где стирают вещи больных.
Здесь свой мир, в котором работают, стареют, рожают детей представители преимущественно двух деревень из-под Хайдарабада. Иным сюда путь тернист.
Прямоугольником, состоящим из 826 маленьких бассейнов (1.5 на 1.5 м) со стоящим в середине камнем с косым срезанным верхом для обмолотки белья, раскинулся их анклав, обрастая неприхотливыми жилищами, кухоньками, магазинчиками и свалками. Арендная плата за 1 такой бассейн в мес. ок.300 рупий. стирают в нем круглосуточно от 4 до 6 человек. цена за единицу белья от 2 до 5 рупий. а цена за пожизненное владение прачкоместом - 600 тыс.рупий.
Стирается все: и великолепные наряды Болливуда, и рабочие спецовки, и одежда б/у, предназначенная на продажу, вещи после пошивки попадают сначала сюда, а уж затем в ателье, магазины и дома мод.
Все это происходит в нескончаемом шуме сушильных центрифуг, под шлепки о камни стираемого белья, текущей под ногами мыльной пене, паре кипятилен. А над головой развиваются на ветру сотни парусов чистых рубашек, сари, брюк и прочих цветных тряпочек хитроумного назначения. Прищепок на белье нет - сами вещи искусно вплетены между двумя скрученными натянутыми веревками.
И сами камни, выглядывая косым щербатым зубом из мыльной воды, провожают тебя удивленным взглядом позапрошлого века.
Пора передохнуть.

                Банганга.

В вершине малого рога бухты Бэк бэй на стыке улиц Валкешвар и Джаг Мохандас, устав от будущей городской суеты, воткнул разомлевший Кришна в землю свою смертоносную стрелу… ба, о, чудо!!! Забил живительный родник и вынырнул из земли голубой лик озерца. В который раз подивился Кришна необычности вершащегося с ним и, возблагодарив богов, соорудил из песка маленький алтарь на месте сём («валука ишвар» в пер. с санскрита значит «идол из песка»).
Со временем благодарные люди опоясали берега каменными ступенями, построили вокруг десятки алтарей и храмов, да не смогли сохранить истлевшую стрелу – заменили стволом дерева, по ныне торчащим из середины озера.
Боги бессмертны, долговечны и деяния их рук, человечий же предел скор. Вот уже съёжившимся пеплом из глиняной урны рассыплет тебя остающийся родственник над священными водами Ганга («бана» в пер. с санскрита означает «стрела» + название реки Ганг).
Ежедневно тысячи паломников и скорбящих омываются в чудесном водоеме.
Охраняемые святостью места и вегетарианством жителей, многочисленные стайки лебедей, гусей, уток и откормленных подношениями огромных вислоусых сомов, с неугасимым азартом жаждут новых даров, хватая их прямо из рук. Здесь же прах обретает не упокоение, но сливается с новой кипящей жизнью, продолжая свое вечное перерождение.
Приходят сюда школьники и воспитанники, чьё поведение слегка напоминает здешних уток. Спускаются к воде религиозные гуру со своими учениками, это птицы иного рода.
Подойдем к воде и мы, отдавая должное богу, птицам и людям.


Рецензии