Чего не едят крокодилы

    Ростовский Зоопарк - один из крупнейших зоопарков в России. Площадь этого парка составляет около  90 гектаров. Расположенный  в Ростове-на-Дону данный парк, интересен и разнообразен. Отличительной особенностью Зоопарка является обширная парковая зона, что делает его особенно популярным среди жителей города местом отдыха. Насаждения Ростовского Зоопарка – в подавляющем большинстве своем - памятники природы.
 Зоопарк,   как таковой, был  основан летом 1927 годa в прошлом веке на базе живого yголкa школы имени C. M. Будённогo, благодаря ученикам и учителю одной из ростовских школ. Сейчас же это гимназия № 43 на пр. Будённовском, 64. Осенью 1929 года школьную коллекцию животных перевезли на окраину города, где под неё были выделены пять городских дач. Первым директором Зоосада стал Владимир Кегель – простой  школьный преподаватель и основатель натуралистического кружка. В 1930 году в зоопарке появились экзотические животные такие как  слон, лев, тигр, пума, леопард, крокодил, морские львы, питон, обезьяны, попугаи, ламы, страусы и многие другие. Теперь вам может и дня не хватить, чтобы как следует рассмотреть и познакомиться со всеми  обитателями Зоопарка. В настоящее время ростовский  Зоопарк - один из крупнейших по территории зоопарков России, в котором содержатся около 5 тысяч животных.
  Но речь пойдет в этом рассказе вовсе не об этом замечательном уголке природы, находящемся теперь уже не на окраине, а совсем не далеко от центра города, а вот о чем.
  Двое мальчишек - Игорек и Славик проживали неподалеку от вышеописанной  ростовской достопримечательности. Было им лет по 14, но они не выглядели на свой возраст. Их принимали за пятиклассников   из-за худобы и невзрачного вида.  Жили они в двух пятиэтажках, стоявших рядом,  что напротив Зоопарка, по переулку  Старочеркасскому. Вроде бы  обычные пацаны, только вот детство у них складывалось какое-то не детское. Родители подростков  были, мягко говоря, не благополучны. У Игорька мать когда-то работала в кафе, том самом, что на площадке перед входом в Зоопарк. Была официанткой, кассиром и еще кем-то. Позже спилась, а кафе разорилось. Отец был неплохим слесарем в одном из таксопарков города, да тоже был подвержен тяге к алкоголю. В середине девяностых,  прошлого века, а именно тогда и случилась эта история, оба родителя уже никому были не интересны, и промышляли на жизнь, чем могли. Мать убирала производственные помещения «Южгеологии» находившиеся не так далеко от их места проживания. Отец «шабашил» по разным автомастерским, т.к. руки у него росли правильно, и клиенты ценили его за это. Правда оплата за работу иногда была натуральным продуктом, и домой отец уже приходил крепко «хваченным». У родителей Игорька  частенько домоуправление отключало свет за неуплату. Отец Игорька не стал стесняться и каким-то образом присоединился к столбу, стоящему напротив. Городские власти не очень-то поняли отца Игорька и отрезали провода, оштрафовав родителя. Отец стал в воровстве электроэнергии  более аккуратен и позже нашел еще один источник тока, но уже в подвале дома, где он проживал. Пока везло. Коммунальные платежи по-прежнему не оплачивались, а свет каким-то чудодейственным образом в квартире Игорька был. В общем, Игорьку было чему поучиться у своих предков.
           У Славика в семейном плане было поинтересней. Его родители были лишены родительских прав. Мать где-то «сидела» в Краснодарском крае за то, что как-то по пьянке посредством  обычного кухонного ножа  объяснила отцу Славика, что он был в чем-то там неправ. После объяснений маму арестовали за тяжкие телесные, повлекшие смерть, и теперь лет 7 она будет вспоминать об этой грустной истории в казенном учреждении. Отца Славика, провалявшегося в реанимации с пробитой в нескольких местах спиной и так и не пришедшего в сознание, его родители похоронили в оной из станиц, где-то под Ростовом. Славик теперь жил с бабкой по линии матери. Бабка вахтерила в одном из проектных институтов.
  В свободное от вахт время, женщина торговала на Центральном рынке котятами, которых регулярно ей приносила совсем обычная, но очень симпатичного вида  кошечка. Животное, жившее у нее последних пару лет,  будто знало, что бабке Славика крайне тяжело жить на вахтерские копейки, а потому кошечка помогала, как могла.  Ну а  Славик с Игорьком собирали цветной металл в виде антенн, проводов  кастрюль и прочего хлама, и всего того, что плохо лежит, сдавая  это в многочисленные приемные пункты по приему цветмета и распоряжаясь деньгами по своему усмотрению. Шел 1995 год. Совсем недавно развалился Союз, в стране царили бардак и неразбериха. В такой обстановке никому, включая школу, абсолютно не было никакого дела до двух мальчишек, которые практически не учились, болтаясь в поисках заработков.
   Подростки никогда еще не оказывались в Зоопарке за деньги, т.е. они не покупали билеты, а решали проблему попадания внутрь по-своему, перелезая через забор на территорию парка.
   В одно из подобных посещений, проходя мимо места, откуда иногда выпускали на улицу крокодилов из террариума, они увидели рабочих, ограждавших место прогулки рептилий обычной сеткой рабицей, убрав ранее имевшийся забор. Шел ремонт помещения, где содержались рептилии. Один небольшой крокодильчик зацепился лапой за сетку, оказался обездвижен. Славик неожиданно понял сетку, и, схватив крокодила за хвост, вытащил его. Игорек опешил. Славик уже оборачивал рептилию своей порванной курточкой, а другой рукой тянул Игорька за собой. Крокодильчик был небольшой, с метр. Это случилось в считанные минуты. Никто не обратил на мальчишек никакого внимания. Людей по близости не было. Пробежав до забора, они уже оказались по другую сторону Зоопарка. Игорек спросил товарища, зачем тот взял крокодила. Тот ответил ему, что намерен его продать и выручить приличные деньги, и они пошли в квартиру Славика. Бабка была на дежурстве, ее не будет еще сутки, т.к., сменяющая ее женщина, попросила бабку Славика, подежурить за нее дополнительно и не бесплатно. Такая мотивация бабку устраивала и она всегда на подобные предложения отзывалась охотно . У мальчишек было 2 дня. Крокодила разместили в ванной, залив на четверть водой. Славик начал вспоминать, чем кормят крокодилов и кроме мяса ему в голову ничего не пришло. Дети практически не учились в школе, откуда им было знать такие премудрости из крокодильей жизни и питания.
    Обращение о пропаже крокодила из Зоопарка в милицию поступило под вечер. Дежурный Октябрьского ОВД Валентин Бакланов сначала не понял ничего и переспросил звонившего, убедившись, что это не шутка, стал собирать наряд. Помощник дежурного удачно пошутил, что похитили не одного, а несколько крокодилов. Так новость пошла гулять по зданию райотдела милиции, обрастая подробностями, которые выдумывались на ходу и которых толком то никто и не знал.
    Он мило беседовал с идээнщицей Катей. Катя пришла к нему в гости, болтали о рыбках, за которыми он ухаживал. Аквариум был одной из достопримечательностей  райотдела, создавая уют в небольшом кабинете. Чай уже выпили, время медленно ползло к концу дня. Катино дежурство заканчивалось. Представитель инспекции по делам несовершеннолетних находился до 22-23 часов, но дежурный отпускал раньше. «Так, наверное, будет и сегодня», подумал он. Катя уходить не хотела. Он вспомнил, что у нее ребенок, муж, служивший в полку ППС сержантом. Сплетни, ходившие по райотделу, о том, что капитан милиции Катя из ИДН - лакомый кусочек и довольно простой объект для завоевания, создавали неудобство и будоражили его самолюбие. Тут все мысли оборвал звонок дежурного, и он вышел из кабинета, Катя пошла к себе. Катя была старше его лет на пять, она ему симпатизировала,  считала его интересным человеком, и он это знал. Он был женат, она была замужем. Но она вела себя так, будто у нее  не было семейных обременений. Пока они просто общались по мере возможности. Теперь они увидятся через пару дней, когда у нее снова будет дежурство. Какое-то чувство неловкости не покидало его. В отделе начинали шептаться, обращая внимание на их частое общение. Кате, похоже, было плевать. Да и ему тоже, семейная жизнь у него с такой работой  не очень-то  ладилась….
    Опрос сотрудников Зоопарка ничего не дал. Никто  не видел ни похитителей, ни похищенный экземпляр, стали даже подумывать о том, что никакой кражи и не было, если бы не руководитель отдела, отвечающего за содержание рептилий, который знал точное количество находившихся в вольере хищников.
   Вернувшись, он подробно доложил все дежурному и позже уехал на заявку, поступившую из военного госпиталя на Военведе. Матери убиенных в Чечне солдат требовали выдачи тел и перекрыли движение. У кого-то не выдержали нервы. Пострадал сотрудник госпиталя из-за непочтительного общения с убитыми горем родителями. В то время это было страшное место. На территории госпиталя солдаты сутками паяли цинковые гробы с погибшими, которых привозили в вагонах-холодильниках прямо с боевых действий , и отправляли в регионы. Шла первая Чеченская кампания. Ее позорные результаты ростовчане видели ежедневно, а некоторые  испытывали на себе. Так прошли его дежурные сутки.
   Игорька  колотило, он испугался всей этой ситуации в целом. Это не провода алюминиевые воровать, хотя однажды они  со Славиком оказались свидетелями страшной картины. Их конкурент, пытавшийся снять со столба провода, которые были под напряжением, отрубая их топором, получил сильный ожог кистей рук и остался еле живой, без нескольких пальцев, упав и сломав ногу. Они после этого пару недель не прикасались к проводам, потом стали скручивать только разорванные.
   Здесь же Игорек понимал, что  безнаказанным это не останется. Рептилию будут искать, хотя казалось, кому этот чертов крокодил был нужен. Преступление, соучастником которого он оказался, получило широкий общественный резонанс, о нем написали в газете, в новостях по ДонТР подробно сообщили краже. Так оно и вышло.
   А тут еще Славик, не отличавшийся большим умом, пошел вечером в Зоопарк, потащив с собой Игорька. Подойдя к воротам, мальчишка стал спрашивать у сторожа, что едят крокодилы и чего они не едят. Сторож сказал, что крокодилы едят морковку, капусту и людей, но таких придурков, как они - крокодилы точно не едят. Про придурков, так это он точно. Все бы, наверное,  так и осталось выглядеть шуткой, если бы сторож пропустил вопросы подростков мимо ушей, но он подумал о том, что это не простой интерес и доложил об этом старшему смены. Тот вспомнил часто болтающихся вокруг Зоопарка пацанов, после которых всегда что-нибудь пропадало, и решил на следующий день обратиться в милицию. А милиция сама уже сама к нему ехала. Желания совпали.
  Через день материал по краже из Зоопарка начальник отписал именно ему, и он поехал на улицу Зоологическую 3, где, собственно, вот уже 70 лет и находился Зоопарк. Его уже ждали. Старший смены охраны, в прошлом военный, крепкий седоусый дядька старался выглядеть солидно и основательно. Он подробно рассказал ему всю информацию, снабдив своими умозаключениями, которые приехавшему оперу были совсем неинтересны. Поблагодарив отставника за информацию, он сообщил намерения своему руководителю и пошел расспрашивать жильцов домов, тех, что были  напротив Зоопарка, на предмет предполагаемого проживания похитителей. Опросив соседей, установили квартиры похитителей и их установочные данные. Нашелся и свидетель, видевший, как мальчишки тащили на днях в тряпке толи рыбу, толи еще что-то похожее. Не крокодил ли это был?
    Мальчишек нигде не было видно. Подъехавшая группа встретила у квартиры бабку Славика, возвращавшуюся с работы. С ней-то и зашли в квартиру. В нос ударил резкий запах зловоний. Выедало глаза. Дверь ванны была подперта стулом. Стало понятно, крокодил находился там.  Участковый приоткрыл дверь ванной комнаты, а  хозяйка успела открыть окна квартиры, и весенний воздух разбавил неприятный запах, наполнивший старенькую двушку. Крокодил пытался выбраться из ванной, в которой помимо морковок и порезанного вилка капусты все было в отходах жизнедеятельности  молодой  рептилии. Этот симбиоз и давал такой тошнотворный запах. Глубина ванны не позволяла вылезти, и рептилия отчаянно колотила хвостом, разбрызгивая по сторонам мешанину из собственных фекалий и продуктов, которые крокодилу, видимо, есть не хотелось.
    Кое-как, набросив на пасть крокодилу валявшееся на полу  тряпье, участковый и  милиционер-водитель дежурки достали крокодила из ванны. Закутав его в приготовленный бабкой мешок, вынесли из квартиры и понесли к постоянному месту жительства. Дознаватель наскоро оформил материал и документ о передаче рептилии сотрудникам Зоопарка. Счастливый директор зоологического учреждения рассыпался в благодарностях. Кража была раскрыта на 2-е сутки.
    Закончив принимать объяснения, он увидел, как Катя, подъехавшая  чуть позже, опрашивает виновников, трепет одного из них за плечо. Это был Славик. Размазывая сопли и слезы, он что-то лепетал о том, что не хотел этого делать и т.п. Игорек стоял рядом, потухший. Скоро все разъехались.
   Уже в райотделе он узнает, что ему и компании удалось вернуть Жору, так, оказывается, звали похищенного крокодила. Интересно, а знал ли это сам Жора. Понимал ли он, что с ним произошло? Но все закончилось удачно, и, самое главное, для Жоры  потому - что он был очень редкий. Начальника милиции поблагодарит Глава района, а начальник ГУВД РО объявит благодарность коллективу райотдела за хорошую работу и быстрое раскрытие резонансного преступления. Малолетних негодяев поставят, в очередной раз, на учет в Инспекции по делам несовершеннолетних. Уголовное дело возбуждать не станут. Родители Игорька сильно изобьют его за случившееся. (странно, правда, его то за что??!!) Потом  разлучат его с другом, устроив в одно из ПТУ где-то на Чкаловском. Игорьку придется учиться на слесаря. Славика, как сироту, бабка отдаст в Новочеркасский казачий кадетский корпус, с постоянным проживанием и обучением, из которого тот сбежит, и найдут его спустя пару месяцев  в Волгограде. Вернут, конечно, но толку со Славика так и не будет, он свяжется с дурной компанией и очень скоро окажется в Азовской детской исправительной колонии за серию краж из дачных домовладений и другие не менее интересные события. Катя переведется в ГУВД, как и он,  и у него с ней случится непродолжительный роман, но все это будет потом.
    А сейчас он идет со своей дочерью по абонементу, выданному ему на год, для посещения Зоопарка в любое время. Они проходят в затемненный террариум, чтобы посмотреть на Жору, но Жоры на этот раз нет, его обменяли  на какого-то редкого бегемота. Жора теперь в другом Зоопарке. А он в который раз рассказывает девочке историю о том, как крокодил Жора путешествовал через дорогу и как благополучно вернулся, спустя пару дней к своим родителям назад. Родители Жоры, закрыв глаза, лежат здесь же под приглушенным светом в бассейне террариума.
     Они с ребенком  выходят на улицу Девочка, увидев, как в клетке тигр грызет кость, спрашивает его о том, что едят крокодилы,  и он ей с интересом рассказывает, что крокодилы едят все, что угодно. Эти рептилии часто могут полакомиться первым, что попадется им на глаза. В статье, которую он как-то прочел о змеях, крокодилах и других рептилиях, автор подробно описывал случаи, где крокодильи особи поедали друг друга, когда им нечего было есть. Челюсть крокодила построена таким образом, что животные не пережевывают попавшуюся им пищу. Они разрывают жертву на куски и частями ее заглатывают. Тут он ловит себя на мысли что все это рассказывать не стоит. Девочка на минуту задумывается, представляя себе это,  и говорит ему, что ей страшно, и они больше не придут к крокодилам,  да и потом, Жоры ведь здесь больше нет, он уехал. «А Жора был добрый?»- спрашивает она. «Как он там»??    Подходя к вольеру, где живут обезьяны, они забывают про Жору.
20.04.2017г.      


Рецензии
Читал и чувствовал, что изложенный в рассказе криминальный случай, описан сведущим человеком, который в курсе не только главных событий, но и мельчайших подростей. Всё это делает рассказ интересным и запоминающимся.
Спасибо. Понравилось.

С уважением,

Сергей Пивоваренко   25.02.2022 21:50     Заявить о нарушении
Спасибо Вам за прочтение . Успехов, добра.

Алексей Николаев 3   09.11.2022 07:22   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.