Социализм как система. Введение, ч. 2
2. ВВЕДЕНИЕ
2.2 ИСКУССТВЕННАЯ ИЛИ ЕСТЕСТВЕННАЯ?
Все рассуждения предыдущего подраздела строились на предположении, что человеческое общество является, подобно кристаллу, не просто системой, а системой ЕСТЕСТВЕННОЙ. То есть, такой системой, ВСЕ свойства которой определяются ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО свойствами ее элементов и окружающей среды. Действительно, если есть налицо элементы будущей системы и внешняя среда, необходимая для их физического существования, то всё остальное "силы притяжения", действующие между элементами, сделают сами, ЕСТЕСТВЕННЫМ путем, БЕЗ помощи какой бы то ни было "руководящей и направляющей силы общества" (кто не знает, в советские времена это был официальный эпитет КПСС). Заметим в этой связи: то, что окружающая человеческое общество среда является частично искусственной, само по себе еще НЕ ДЕЛАЕТ искусственным и общество, поскольку возникновение такой среды было ПРЕДОПРЕДЕЛЕНО естественными, "врожденными" свойствами его элементов, т.е. людей. Конкретно, речь идет о ДВУХ специфических свойствах первичных элементов общественных систем. Это, во-первых, отмеченное в предыдущем подразделе стремление людей к максимальной личной свободе и, во-вторых, их СПОСОБНОСТЬ К ТВОРЧЕСКОМУ СОЗИДАНИЮ, без которой был бы невозможен научно-технический прогресс. Очевидно, что человеческое общество на протяжении почти всей своей истории развивалось (в полном согласии с марксистской теорией общественного развития) естественным путем, "стихийно", без какого-либо заранее разработанного плана. Занятно, кстати, что многие идеологи капитализма, авторы т.н. технологических теорий развития общества, фактически положили в их основу всё тот же "естественный" марксистский «закон соответствия производственных отношений уровню развития производительных сил». Притом, что некоторые из них (например, небезызвестные У. Ростоу и З. Бжезинский) зарекомендовали себя как ярые антикоммунисты и антисоветчики.
Однако уже сам термин «СТРОИТЕЛЬСТВО социализма» предполагает, что кто-то должен еще ДО начала его строительства СОЗНАТЕЛЬНО разработать ПРОЕКТ социалистического общественного устройства, а также ПЛАН воплощения этого проекта в реальность. Поэтому логично признать социализм ИСКУССТВЕННОЙ, а не естественной системой. Причем, если исходить из предположения, что возникновение социализма как искусственной системы ВОЗМОЖНО, то надо также признать, что социализму свойственно САМОсознание, которого НЕ БЫЛО у всех предыдущих общественных систем. Именно наличие самосознания дает возможность социализму не только возникнуть, но и развиваться дальше уже не под "СТИХИЙНЫМ" воздействием марксистского «закона соответствия», а в результате СОЗНАТЕЛЬНОГО следования "искусственному" принципу «от каждого – по способностям, каждому – по труду».
То, что такой переход общества с "естественного" на "искусственный" путь развития должен резко УСКОРИТЬ общественный прогресс, понимаемый как возрастание суммы личных свобод, едва ли не самоочевидно. Действительно, возможность для каждого трудиться «по способностям», т.е. с полной отдачей, служит необходимым условием достижения максимальной возможной на данный момент суммы личных свобод, а неуклонное соблюдение обществом (государством) принципа «каждому – по труду» дает каждому стимул трудиться «по способностям», чтобы обеспечить лично СЕБЕ максимальную свободу.
Отметим также, что полная, «по способностям», реализация созидательного потенциала общества возможна лишь при столь же полной и СТАБИЛЬНОЙ гармонии между «производительными силами» и «производственными отношениями». Другими словами, ПОДЛИННЫЙ социализм предполагает наличие постоянно действующего механизма "тонкой подстройки" структуры общества под его непрерывно растущие «производительные силы». Наличие такого механизма, "отключающего" принцип Ле Шателье-Брауна для общественных систем, сделает в будущем невозможными и ненужными социальные революции как "естественное" средство очередного слома и насильственной переделки консервативной структуры общества ради очередного приведения ее в соответствие с постоянно "убегающими вперед" «производительными силами». И, таким образом, сбудется известное "пророчество" Энгельса:
«Общественные силы, подобно силам природы, действуют слепо, насильственно, разрушительно, пока мы не познали их и не считаемся с ними. Но раз мы познали их, поняли их действие, направление и влияние, то только от нас самих зависит подчинять их все более и более нашей воле и с их помощью достигать наших целей».
А пока что приходится лишь констатировать, что, судя по данному высказыванию Энгельса, общественный строй, имевший место в СССР, социалистическим НЕ БЫЛ. Ибо с ПОДЛИННЫМ социализмом, как должно быть ясно из вышеизложенного, по определению НЕ МОГЛО случиться того, что случилось в августе 1991 года.
Свидетельство о публикации №217042100751
По иному подходит к этой проблеме исторический материализм.
"Общественная история людей есть всегда лишь история их индивидуального развития, сознают они это или нет" - эта ёмкая формула философии истории принадлежит Марксу.
Но что следует понимать под индивидуальным развитием?....
Индивидуальное развитие человека - это путь от почти полностью лишённой индивидуальных признаков особи в первобытной общине до способной к самостоятельному мышлению личности в современном гражданском обществе. На этом пути менялось не только содержание сознания людей - эволюционировали и психические процессы. Люди прошлого не только знали меньше нас, они и мир воспринимали и думали не так, как мы.
Добавим, менялись в процессе развития и физические параметры человека: изменялись и продолжают изменяться его осанка, размеры, вес, рост, изменялись и его внутренние органы, изменялась и продолжает изменяться продолжительность жизни человека!!!...
Схематизируя сложный процесс эволюции сознания, психология выделяет несколько его последовательно сменяющихся исторических типов:
мифологическое (магическое) сознание древности,
религиозное сознание Средневековья,
рациональное сознание современности."
А.Сирота (www.maranat.de)
Как, какими параметрами мы можем описать и доказать факт развития(деградации) человека и общества?...
Развитие, это постоянное повышение качества жизни человека, основанное на росте производительности общественного труда.
Повышение качества жизни человека обеспечивает возможность роста численности населения и повышения средней продолжительности жизни каждого человека.
Это процессы, которые поддаются статистическому описанию, т.е. они могут быть представлены в цифрах и графиках.
Развитие человека обеспечивает и развитие(застой или деградацию) общества, которое выражается в смене общественно-экономических формаций.(ОЭФ)
Первой общественно-экономической формацией можно считать первобытную общину.
Этапу рабской демократии соответствуют следующие ОЭФ:
1.города,
2.княжества,
3.государство,
4.империя.
Этапу либеральной демократии соответствуют известные нам ОЭФ:
1.феодализм,
2.капитализм,
3.социализм.
Но, история свидетельствует, что возможно и отсутствие развития(называется застой), или даже может наступить деградация человека и общества, если её не остановить, то происходит вырождение населения(исчезновение цивилизаций). Это всё - исторические факты.
Нас интересуют причины этих явлений и способы и пути их преодоления для обеспечения непрерывного и неуклонного обеспечения развития человека и общества.
Подводя итоги, отметим, цель развития человека и общества - постоянное повышение качества жизни человека!
Чем можно обеспечить это повышение?...
постоянным ростом производительности общественного труда!.
Геннадий Загрунный 21.04.2017 15:46 Заявить о нарушении
Юный Ленинец 24.04.2017 09:18 Заявить о нарушении
Юный Ленинец, именно так!...только для этого нужно пройти КАПИТАЛИЗМ и не попасть в ОХЛОКРАТИЗМ, как Россия после 1917 года, и в ОЛИГАРХИЗМ, как РОссия после 1991 года!
Геннадий Загрунный 24.04.2017 16:21 Заявить о нарушении