Животворящая продуктивная сила...

Гений и продуктивность это очень близкие понятия. Ибо гений и есть та продуктивная сила, что даёт возникнуть деяниям, которым нет нужды таиться от бога и природы, а следовательно, они не бесследны и долговечны. Таковы все творения Моцарта. В них заложена животворящая сила, она переходит из поколения в поколение, и её никак не исчерпать, не изничтожить. То же самое относится к другим великим композиторам и художникам. Лессинг упорно отклонял высокий титул гения, но длительность его воздействия свидетельствует против него. В то же время нам известны по нашей литературе иные, достаточно значительные имена, при жизни считавшиеся гениями, воздействие которых, однако, кончилось вместе с их жизнью, а это значит, что они были не столь уж значительны, как полагали сами и как думали о них другие. Ибо я уже говорил: не может быть гения без длительно воздействующей продуктивной силы. Иоганн Гёте. // …у посредственного сочинителя Иуда просто предал бы своего Учителя. Ткнул бы в него пальцем, показал кивком головы, кашлянул бы, здороваясь с ним, а проще всего – сказал бы условное слово. Но он предал его поцелуем; и на века остаётся символ: поцелуй Иуды, предательский поцелуй. Казнь Иисуса могла бы быть проще. Отрубили же голову в темнице Иоанну Предтече. Но нет – крест; и вновь символ – крестные муки, распятие. Приговорённый к казни сам нёс на гору тяжелый крест, на Голгофу. И вот понятие – нести крест: «Неси свой крест», «каждый из нас несёт свой крест», «у каждого – своя Голгофа». А далее – терновый венец, а там – моленье о чаше («да минует меня чаща сия»), а там – «не хлебом единым…» Надо признать, что сочинитель этого мифа был гениальный сочинитель и великий поэт. Разбери на эпизоды, на притчи, на строки, и в каждой строке будет сквозить гений сочинителя, оставшегося безымянным. Владимир Солоухин. // Любой великий гений всегда актуален. Злободневны и Платон и Аристотель. Гениальным людям присуще то, что они неизменно присутствуют среди живущих и могут служить образцами или поучительными примерами. Морис Дрюон. // Люди талантливые являются всегда вовремя, ибо созданы духом и потребностями своей эпохи. Но их творения уже ближайшему поколению людей больше непригодны, и на смену им приходят другие, которые тоже недолговечны. Гений же бросает свои творения далеко вперёд, на путь грядущих столетий. Их произведения не только превышают творческую способность других, но и их восприимчивость. Оттого гений обычно не находит признания у современников. Артур Шопенгауэр.


Рецензии