Исторические романы. Из книги Мысли не вслух

         Исторические романы. Не дай Бог им поверить. Вот пример фривольностей музы Клио. Эдвард Радзинский – роман «Железная маска». Канонические литературные образы Дюма, в частности, Д`Артаньян, подвергаются суровой критике. Радзинский видно изрядно покопался в мемуарной литературе, вдобавок заглянул в архивы. Получился еще один роман, страшно многословный, с перечислением многочисленных пороков «Галантного века». Собственно, это свой, авторский взгляд на историю Франции от Генриха Четвертого, до Людовика Пятнадцатого. Со многими сексуальными заморочками, хотя и вполне в пристойном выражении. Опять-таки роман. С многочисленными версиями. Остроумными сентенциями. Но роман!

       Надо сказать, что этот период средневековой истории Франции просто лакомый кусок для романистов. Навскидку, это и Генрих Манн со своей трилогией «Детство, юные и зрелые годы короля Генриха IV», и предшествующая эпоха в серии романов Мориса Дрюона «Проклятые короли», и тот же Дюма, перевравший все факты в угоду замысла романа, и многие другие. Это целый пласт исторической и псевдоисторической литературы.

      Кстати, если Радзинский пишет о проклятии рода Бурбонов с таинственной «железной маской», то это уже, как минимум, второе проклятие. Первое произнес публично, уже горящий на костре, магистр ордена тамплиеров Жак де Моле. И оно таки сработало. Далее, того же Генриха IV дружно проклинали и католики и гугеноты. Прибавьте сюда проклятия множества брошенных королями «Галантного века» женщин, крестьян, задавленных налогами – получится сплошное проклятие. Вот короля и зарезали как свинью прямо на улице.

       Что же касается подлинной истории – мы ее никогда не узнаем. При жизни любые королевские дворы умели прятать концы в воду. Все придворные и при жизни-то никогда не говорили правду. После их смерти, да еще спустя 6-7 веков ее и вовсе невозможно узнать. Так что, дерзайте господа романисты. Хорошо поданные исторические выдумки (исторические романы) всегда имели читательский спрос. Большие тиражи приносили приличный доход не только издателю, но и автору. По-моему, первым это понял Вальтер Скотт. Его последователей - всех авторов исторических романом можно разделить на две категории.

      Представители первой претендовали на историческую достоверность. Яркий пример этой когорты – Валентин Пикуль. Он даже снабжал свои произведения рецензиями (отзывами) профессиональных историков. Возьмем его роман «Моонзунд». Общая канва романа вроде бы основана на исторических фактах. Но есть явные натяжки и преувеличения. Возьмите бесстрастные данные о потерях германского флота на Балтике в Первую Мировую войну, они явно завышены Пикулем – взгляните хотя бы на имеющиеся в интернете документы. Не смотря на это, ни пафос, ни блестящее описание событий, столь украшающие текст воспринимаются как должное. Роман, от этого ничего не теряет.

       Представители второй категории выбрали для своих исторических романов время, письменных источников о котором сохранилось или столь мало (или вообще не сохранилось), что можно говорить об этих временах, как о «темной эпохе». Или же сохранились только легенды и мифы, верить которым или нет - решает каждый самостоятельно. К ярчайшим представителям или представительницам этого направления относятся две талантливые английские романистки. Я имею ввиду Мэри Стюарт с романами «Полые холмы» и «Последнее колдовство». Ну и Мэри Рено с романом «Тезей». Возможно сюда же надо добавить Лиона Фейхтвангера с романом «Лже-Нерон» и исторические экскурсы в романе «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова.


Рецензии
В детстве читал повести Бориса Изюмского о средневековой Руси. В одной из них два "мусья" обсуждают Ярослава Мудрого: какой он, однако, нецивилизованный деспот - родного брата двадцать лет за решёткой держит. И ладно, если бы их речь - на публику: между собой треплются. Деспот! Даже глаз не выколол. По тому времени - это несказанный либерализм: люди младенцам выкалывали (венгерский король Кальман, к примеру). В другой повести ситуация навроде: Ленин Сталина поздравляет с убийством Троцкого. Имена, понятно, не те: Иван Калита и прочие. Перечитал уже взрослым: клюква развесистая! Это в семидесятые годы писалось, если не раньше. А что про наши дни говорить? Прозарушные чудо-историки многих ли хуже "признанных", тех, кто книжки печатает? Не всегда разберёшь: круглый дурак пишет или бессовестный жулик. Чаще всего - и то, и другое вместе.

Михаил Струнников   18.09.2018 18:09     Заявить о нарушении
Вы правы Михаил - спекуляций на тему истории несть числа. И, если у Вальтера Скотта все покрыто романтическим флером, то у нонешних просто целеноправлшенный обман и ложь. В принципе этот вид литературы правильней было бы назвать исторической фантастикой. Тогда бы и претензий к авторам не было.
Благодарю за отзыв

Юрий Юровский   18.09.2018 18:38   Заявить о нарушении