Три сестры в постановке Эфроса 1970й

Людмила Корина
Анатолий Васильевич Эфрос -великий театральный режиссёр, истинный интеллигент Чеховского масштаба (3.7.25 - 13.1.87)
Отрывки из неопубликованной статьи Вадима Гаевского

Начало 90х. Я пришла на спектакль на Малой Бронной. Давали "После бенефиса" в рамках Чеховского фестиваля.В одном продолжительном акте играл Лев Дуров с молодым партнёром.Это были отрывки из спектаклей, поставленных его другом -выдающимся театральным режиссёром Анатолием Васильевичем Эфросом.

Эфрос скончался на гастролях в Польше 13.1.87 от инфаркта.Травля Эфроса актёрами театра на Малой Бронной, а затем на Таганке достигли апогея. Я перечитываю его книгу "Профессия -режиссёр", вспоминаю виденные мной его незабываемые спектакли.

Мне созвучны слова из неопубликованной статьи Вадима Гаевского -
"Театр Эфроса - какое напряжение чувств и мысли! Он, как и любимый им Хэмингуэй, это таинственная и глубокая вода. В искусстве такое приходит от напряжения чувств и мысли, а она родится от накала всей жизни.
В книге его рассказ о работе над спектаклями - это приключение мысли, литература будущего, творчество о творчестве. Он анализирует, изучает образ в неуловимых нюансах чувств.Каждая мысль отчётлива и рельефна, от строчки к строчке втягивает в себя этот смысл. Он прослеживает переход персонажа из состояния в состояние, логику чувств и поступков. Для этого нужна тонкая психофизическая организация самого режиссёра.

Он писал о святой смеси нежности и мужества;"О, как ужасно, когда в искусстве принимают видимое за сущее! Надо, чтобы в пьесе было заложено что-то предельное"
На этом пределе жил и работал он сам -истинный интеллигент Чеховского масштаба.
В его постановках не слепок жизни, а рисунок выстраданных чувств и мысли. Он весь открыт, не скрывает потрясения:"Когда ты в сомнении, важен советчик- с кем поговорить. Таким для меня был Лев Дуров.И не только. С годами я так сработался с группой актёров. Прекрасно сидеть и не бояться, что за чьими-то словами прячется скрытый смысл".

Начало 70го. Милая сотрудница в театральной кассе Интуриста предупредила:
"Спешите  ещё раз посмотреть "Три сестры" Чехова в постановке Эфроса на Малой Бронной. Его скоро снимут с репертуара театра. Степанова и мхатовцы ведут  бои за своё понимание Чехова.

И я пошла прощаться с этим незабываемым спектаклем,  посмотрев его три раза. Запомнился он навсегда, как десятилетием ранее "Идиот" в БДТ со Смоктуновским.

Знакомый театральный критик очень талантливый Саша Демидов, зная мою любовь к театру Эфроса, подарил мне гранки статьи Вадима Гаевского, тоже сотрудника журнала "Театр", под названием "Приглашение к танцу". Блестящая статья! Сейчас по прошествии почти полувека я цитирую несколько отрывков этой статьи, которая в своё время не была опубликована, ибо спектакль был оболган и закрыт.

"Этот мучительный спектакль о людях, вынужденных ставить на себе крест, начинается таким радостным, таким сверкающим прологом, какого не довелось нам видеть не только в постановках драм Чехова, но и комедий плаща и шпаги.
На сцене 3 дамы в зелёном, будто одеты Сомовым и Бакстом в платьях с экзотическими высокими заострёнными рукавами. Присмотревшись, мы поймём сколько простоты, горького знания жизни несут в себе эти эти три бабочки, три царевны, три невесты, и как унижены, как биты жизнью их спутники - весёлые мушкетёры в зелёном, как они беззащитны, нуждаются в поддержке и утешении. Зелёный цвет заново раскрывает нам цвет Чехова - импрессиониста.

Необычный смысл получает не только цвет, но и танец.Чеховские герои- неискоренимые говоруны, говорят в этом спектакле неохотно, но танцуют, пока им танцуется, радостно и увлечённо. Их влечёт танец, а слово разъединяет- от неосторожной шутки до смерти полшага.Стихия танца входит в дом Прозоровых. Жест Тузенбаха приглашения к вальсу, открывает спектакль.

Сколько изящества и театрального блеска в этом неожиданном бальном вальсе, в котором все чувствуют себя красивыми и молодыми. Вспышки вальса  в исполнении духового оркестра где-то вдалеке в городском саду, становятся лейтмотивом спектакля. В левом углу на сцене стоит граммофон. Персонажи всё время ставят
одну и ту же пластинку.

В спектакле много полемики с традиционным понятием  Чехова. В лирическую ткань пьесы режиссёр вводит гротеск - не об этом ли в своё время мечтал Вахтангов?. И лирика Чехова звучит с удвоенной по контрасту силой, а гротеск привносит необычную ранящую остроту своими шутками, розыгрышами и наконец апофеозом - канканом Чебутыкина в 3м акте. Спектакль бросает вызов вовсе не классике старой постановки МХАТа, а псевдокультуре, мещанской культуре не идей, а манер. Наташа и Солёный сыграны неожиданно неагрессивно. Соколовский здесь самый воспитанный, а Богданова чуть ли не самая церемонная.Страшно в них не оголтелое хамство, а претензия на благородство, сознание своих исключительных прав.

Кто меньше всех серьёзен, тот подлинный интеллигент. Таким показан барон Тузенбах. Следует доверять не словам, а поступкам.
В канкане Чебутыкина осмеяние торжествующей псевдокультуры, крик отчаяния культуры подлинной, но опустошённой, потерявшей свой лицо.

"Думают, что я доктор!Умею лечить всякие болезни, а я не знаю решительно ничего! Всё забыл. Ничего не помню" - кривляясь и выплясывая свой макабрский танец, выкрикивает Чебутыкин-"Кое-что знал 25 лет назад, а сейчас не помню ничего, всё забыл! Недавно женщину уморил...Ничего не помню. Ни-че-го!". М.б я не существую? Мне только кажется, что я существую?"

Мы не ожидали увидеть столь ироничного Тузенбаха(Лев Круглый).В шляпе-котелке он внешне напоминает клоуна и поддерживает тон удачливого человека. Но в сцене прощания с Ириной сбрасывает маску - и мы слышим внезапный судорожный вопль:
"Ирина, ну скажи мне что-нибудь!", обнажая всю меру его страдания. Это один из главных нервных узлов пьесы, обнаруживает другую пьесу, где не говорят, а молчат и гибнут от своего и чужого молчания.

Ирина(Ольга Яковлева):"Ну что сказать, что сказать? Что?"
Ирина -главная героиня этой драмы молчания. Она молча ходит, молча сидит, свернувшись  в комочек, молча стоит,прислонившись к стене -эта сюита поз обладает сумеречным очарованием. С мольбой и отчаянием она вторит крику Тузенбаха:"Что, что сказать?" В этот момент мы видим подлинную большую актрису.

В эту обитель молчания, в симфонию недоговорённости врывается,как лязг джазбанда, громкая орущая исповедь Чебутыкина. Это режиссёрское прозрение и Мочаловский миг в творчестве Льва Дурова. Запой Чебутыкина - возможность вывести себя на чистую воду. Его танец - исповедь, макабрская пляска отчаяния. Благостный 19й век на сломе встречается с веком 20м -благопристойный век с веком бесчинствующим, джазовым, пропащим.

Танцующий выход со сцены Тузенбаха- высшая точка спектакля, его моральное завершение. Такой тишины мы давно не слышали в зрительном зале, такую тонкую актёрскую работу не часто встречали. Спектакль поднимается на высоту подлинного очищения и трагедии. Мы в последний раз видим добрый жест приглашения к танцу. Венчание без любви и прощание без надежды. Звучит музыка вальса. Бегом солдатки побежит за Тузенбахом Ирина. Нет!- закричит он ей. Нет-нет-нет!, возвращая её обратно, и каждое НЕТ будет менее громким и более решительным. Этот спад крика почти до нежного шёпота, это нарастание воли, внутреннее крещендо - незабываемый эффект и тот поэтический миг, в котором танцующий мальчик становится мужчиной, берущим ответственность за себя.

Спектакль "Три сестры"  опередил своё время 1900й год. Ему ещё предстоит великое будущее. Спектакль Эфроса 70го года - шаг к нему. Тоска по полёту, ввысь, вдаль, в дорогу.

Это пьеса о стойкости и компромиссе, на которые жизнь склоняет порядочных и честных людей. Эти люди стремятся выполнить долг перед жизнью, призванием, перед своим талантом. Этими людьми держится культура - духовная жизнь народа".
(Здесь заканчивается смысловая цитата статьи Вадима Гаевского, которая не была опубликована в своё время. Моя дань восхищения творчеством выдающегося театрального критика).

В середине 80х я приходила в театр на Таганке, когда режиссёром туда был назначен Эфрос, а Любимов работал заграницей. Ранее поставленный Эфросом в  начале 70х "Вишнёвый сад" с  актёрами Таганки видела 4 раза. Эфрос писал:" Что я могу противопоставить Любимову на его же сцене, ведь в его распоряжении такие мощные средства. Показная стихия его актёров ворвётся в нежную ткань Чеховского спектакля..."
Эфрос любил этот театр и этих актёров, создав удивительный спектакль, музыкальное сочинение - симфонию в белом.Художник Левенталь.

Я на другом его спектакле 80х -"На дне". Новое прочтение талантливо, актёры органичны. Но в программке нет упоминания имени Любимого как руководителя театра. Тихо в фойе. Поселилась тревога и не покидает предчувствие надвигающейся беды.
Вспомнились слова Эфроса из его книжки о другом трудном моменте его жизни:" Меня не тревожило самолюбие. Я был уверен, что мою слабость они (актёры) не используют как повод для дальнейшего разрушения". И ещё- об Отелло -интрига разрушительна. Сама мысль работает трудно, когда нет никого рядом".
Неумелое сопротивление надвигающейся беде.

Подробности снятия "Трёх сестёр"  с репертуара в 70м и назначение Эфроса в театр Любимова  в 84м мне известны- как астролог я вижу в них предопределённость  в судьбах двух великих режиссёров -Эфроса и Любимого.

Я вижу кадры кинохроники - на прощании с Эфросом в  январе 87го. Анатолий Васильевич в гробу - рядом  сидит неподвижна в горе главная актриса  Театра Эфроса Ольга Яковлева.Как непросто устроена жизнь -"Ну скажи мне что-нибудь, что-нибудь!"

Р.S. В  90е в Бахрушинском музее мне удалось найти плёнку  записи спектакля в отрывках- "Три сестры" - прощание Тузенбаха, канкан Чебутыкина,вальс, сцены с участием Ольги Яковлевой, Николая Волкова(Вершинин),других актёров. Плёнку отреставрировала в ДЗЗ, оставив фонду копию, записав радиорассказ как Элегию  в моей режиссуре и исполнении текста статей- в полном погружении в судьбу спектакля и Эфроса. Эта моя работа в звуковом варианте ждёт публикации много лет.


"Три сестры» в постановке Анатолия Эфроса (Радиорассказ о постановке пьесы в театре на Малой Бронной в 70м году, звучат восстановленные в ДЗЗ отрывки спектакля, сохранённые в Бахрушинском музее. Запись 1994г, звукооператор Любовь Кравченко)5.12.17

Радиотеатр Людмилы Кориной передачи 2 http://www.radioteatr.su/Files/3s.mp3


Людмила Корина 22.4.17 Генуя


Рецензии