Памяти эстонского певца Олега Мельника

Однажды, во время школьной перемены я подошел к высокому, курчавому парню в темных очках, с которым меня никто не знакомил, и неожиданно для самого себя я сморозил абсолютную глупость. Я сказал ему: «Хочешь, я тебя сейчас перепою?»…

Дело было в том, что Олег пел в школьном оркестре старшеклассников и обладая прекрасным тенором, пользовался авторитетом среди наших школьников. Его за глаза прозвали «Певчей птичкой». Стиль моего обращения к нему объяснялся не наглостью, а элементарным отсутствием опыта в общении со старшеклассниками у совсем еще «зеленого» юноши. Очень уж мне хотелось, чтобы он прослушал и оценил мое пение.

Олег, проигнорировав то, как я к нему обратился согласился меня прослушать. Я сходу что-то пропел и как мне показалось пропел неплохо. Он внимательно прослушал мое пение и тут же заметил: «Хорошо поешь». Сняв свои очки он принялся их тщательно протирать платком, и после небольшой паузы  язвительно добавил: «Через нос».

Так я впервые в жизни услышал про нюанс в пении, о котором до того я не имел ни малейшего понятия. Его замечание я запомнил навсегда. Я понял, что пение совсем не такая простая вещь, как мне казалось до того. Стало ясно, что своим пением я не произвел впечатление на Олега и честно сказать – услышав его комментарий я приуныл, а зря, он ведь был абсолютно прав…

С тех пор я сам не пою и на дух не переношу певцов, поющих через нос. А таких исполнителей, уж поверьте - много и к сожалению не только среди художественной самодеятельности, но и среди звезд.

Нередко грешат подобными ошибками и талантливые композиторы, путающие свое прямое предназначение - сочинять хорошие песни с искусством вокала. Их пение при полном отсутствии певческого голоса, годится разве, что для исполнения в небольших семейных кампаниях, где-нибудь на кухне, но ни в коем случае не на телевизионных каналах, охватывающих огромные аудитории слушателей.

Есть еще одна характерная и распространенная ошибка заключается в том, что во время исполнения завершающей ноты во фразах, если она попадает на гласную букву начинающие певцы слишком рано закрывают рот и вместо продолжительных гласных букв: А, У, О, И, Е, Я -  начинают  звучать соответственно: АМ, УМ, ОМ, ИМ,  ЕМ, ЯМ,  Слушать такое пение лично для меня - просто пытка.

Людям такие детали просто необходимо знать, для того, чтобы не заблуждаться, думая, что именно такое пение в исполнении авторитетных музыкантов и является идеалом.

Есть конечно, исключения. Такие, всемирно известные певцы, как Bob Dylan, Gilbert  О”Sullivan, Eros Ramazzotti - поют исключительно через нос и это почему-то не вызывает у меня отторжение.

Есть и совсем уж безголосые певцы, такие, как  Bryan  Adams, Mick Jagger, Rod Stewart, Sting. Природа не одарила их певческими голосовыми данными. Ни один преподаватель вокала не стал бы заниматься с такими не перспективными с позиции классической школы вокала певцами.

При этом, в их репертуаре есть множество не просто хитов а настоящих шедевров, которые я готов слушать именно в их оригинальном исполнении - снова и снова. Все они поют песни из своего уникального репертуара и поют так, как уже не споет никто и никогда. И все же любое исключение - это лишь подтверждение правила, а неотразимая магия их исполнения для меня была и остается большой загадкой.

СтОит им выйти за рамки собственного репертуара и сразу бросаются в глаза их серьезные недостатки а иногда и полное отсутствие голоса…
Так например случалось не раз в их совместном исполнении мировых шедевров с легендарным оперным певцом Luciano Pavarotti. Их исполнение известных замечательных песен в дуэте с гениальным вокалистом нередко представляло унылое зрелище, не достойное звезд мировой величины.

На мой субъективный взгляд, пение это наука, не базирующаяся на точных математических  формулах. При этом в ней присутствует большое количество параметров. Среди них, такие, как например - интонация, дикция, артикуляция, экспрессия, вибрато, правильное дыхание, динамика, звуковое давление, пользование естественными резонаторами головы, груди и брюшной полости, а так же масками, создаваемые лицом- и это еще не все. Как мне однажды сказала преподавательница вокала: " У мужчины голос берет свое начало из мошонки"... Профессиональные певцы просто обязаны знать эти и прочие нюансы и хорошо уметь ими пользоваться.

                ***
Олег был ярким, не ординарным, темпераментным и очень талантливым музыкантом, хорошо владевшим основами искусства вокала.

В общении с друзьями он любил вставить жаргонные словечки, как: «По-боссовски», что означало –классно, «Профи», что означало профессионал, а также немало острых выражений в Одесском стиле, и все это получалось у него очень стильно и эффектно.

Он закончил музыкальную школу по классу скрипки и проучился 2 года в консерватории по классу вокала, но вошел в конфликт с преподавателями, и прекратил учебу, так как нарушил запрет, наложенный на всех студентов консерватории- учась в которой нельзя было работать музыкантами  в ресторанах.

В дальнейшем он самостоятельно очень неплохо овладел игрой на рояле, гитаре и электронных клавишных инструментах. Замечу, что все, кто учился игре на скрипке при желании легко овладевают игрой на гитаре.

Со слов его сестры Светланы я узнал, что проживая в Финляндии он даже некоторое время заменял свою супругу, пианистку, работавшую аккомпаниатором в театре города Турку.

Олег не стал инструменталистом, потому, что сконцентрировался на вокале. На этом поприще он, начав петь в самодеятельном школьном оркестре старшеклассников под руководством моего будущего аккомпаниатора, Мирослава Миловского, со временем  стал известным в Эстонии певцом, наряду с такими звездами, как:
                Яак Йоала,
                Тыннис Мяги, Иво Линна,
                Все они изображены на фото, крайний справа - Олег Мельник.

Как я узнал позже от самого Мирослава, 11- ю школу, что в самом центре города, где учился Олег- расформировали. Поскольку семья Олега проживала прямо на ратушной площади, они вместе с сестрой Светланой должны были продолжать обучение в ближайшей к его месту жительства 19-й школе. Но Мирослав сделал все, чтобы Олег перешел именно к нам в шестую школу. Уж очень хотел Мирослав заполучить себе в оркестр такого яркого и уникального певца…

Олег обладал яркой, запоминающейся артистической внешностью и искрометным темпераментом. Внешне он был похож на итальянца, в его репертуаре наряду с советскими, английскими, американскими песнями было много и итальянских песен, которые в его исполнении звучали очень органично. Записи Олега много крутили на эстонских радио и телевизионных каналах. Он успешно пел на эстонском языке, хотя на мой взгляд все же лучше всего ему удавались именно итальянские песни.

                ****

Наше сотрудничество с Олегом  началось в нашем школьном оркестре. Как это началось и почему - я теперь уже при всем желании вспомнить не в состоянии.

Олег уже успел войти в состав и внести свою лепту в репертуар одного из самых популярных ансамблей Таллинна того времени, носившим название «Холостяки». Я был большим почитателем этого коллектива. Случилось так, что голоса участников этой группы великолепно звучали при исполнении песен Beatles. Закрыв глаза легко можно было представить, что поют сами Beatles…

Несмотря на это, по неизвестной мне причине он продолжал петь и играть со мной в школьном оркестре. Помню когда я в очередной раз пришел в клуб «Двигатель», который все тогда называли «Движок», во время перерыва он подошел ко мне и с изрядной долей оптимизма сказал, что эту самую, только, что классно исполненную «Холостяками» песню «Мisery» он покажет мне, и мы ее должны взять в наш совместный с ним репертуар. Их исполнение мне казалось идеальным, и все же это обещание меня вдохновило, и уже на следующем школьном вечере мы с Олегом  исполнили эту песню*.


Хорошо помню, как однажды на наше совместное выступление в школе он принес мне электрогитару, полностью изготовленную его друзьями. Олег вручил мне очень эффектный по тем временам инструмент со словами:
«Смотри какую классную гитару я тебе принес!». Его глаза излучали при этом откровенное удовольствие. Гитара была отлично сделана, и сверкала лаком. Я был очень благодарен ему и ощутил полный восторг. Следует иметь ввиду, что в то время хороших музыкальных инструментов просто не продавалось, а про электромузыкальные инструменты и говорить не приходилось…

                ****

Однажды звезды расположились так, что нас вместе с Олегом пригласили записаться на Эстонское радио. Мы ничего умнее не придумали, как прийти на эту запись с рок композицией «Cadillac».**
И это в середине 60-х годов  !!!


После того, как наша запись прозвучала в эфире, ведущая передачи кокетливо заметила «Не слишком ли это модно?» И тут же для смягчения впечатления предложила прослушать лёгонькую песенку под названием «Летка Енька».

В течение жизни после неоднократных и весьма долгих пауз мы несколько раз снова пересекались с ним на почве совместного музицирования.
Мы вместе побывали на республиканском Комсомольском слете в Нарва Йыэсуу. Туда были приглашены только старшеклассники. Я же в качестве исключения оказавшись среди них был самым молодым. Олег был заводилой и центром в любой кампании, Мы много дурачились, помню как он поборол и побросал по кустам всех, кто попытался с ним помериться силами, в том числе и меня…

Там вместе с Олегом мы  у костра исполняли такие песни, как:

Песня из репертуара Жана Татляна «Уличные фонари».***

песня из кинофильма «Цепная реакция».****

Песня «Костер на снегу». *****


Он прекрасно пел в программе ресторана Астория.

Долгое время Олег проработал в ресторанном оркестре Отеля Виру. Там с ним однажды случился скандал. Во время исполнения песни он манерно пропел «Сняла решительно пиджачок наброшенный а он прощения, Сволочь - не попросил». Кто-то из гостей возмутился, и Олегу пришлось проявить чудеса дипломатии чтобы потушить скандал. Он воспользовался тем, что директор ресторана прекрасно понимал, что второго такого певца им больше не найти и очень вежливо, но с изрядной долей юмора  сумел выйти из неприятного положения. Ведь этот ресторан не в последнюю очередь именно из-за Олега очень любили гости из Финляндии…

Однажды Олег пригласил нашу группу «Falling stars» на репетицию к себе в отель Виру. Мы зашли в ресторан и я был поражен его дизайном, это был настоящий уголок запада. Красные кожаные диваны, белый рояль, темные стены из литого бетона со следами от опалубки из досок- все это выглядело потрясающе.

Посетители встретили музыкантов с восторгом. Они подумали, что оркестр пришел играть, а мы всего лишь пришли репетировать, и все же публика была очень довольна нашим приходом.

В тот день Олег предложил нам выучить две новых песни: «Love story» и «Speak softly love» из фильма «Крестный отец». 
       https://www.youtube.com/watch?v=Xisf82vLy_Y&index=...

Другие записи Олега:
https://www.youtube.com/watch?v=PY5RT4DkeNg&index=...

                ****
В 1978 году Олег в составе эстонской делегации побывал на фествале молодежи и студентов в Гаване.

Позднее Олег успешно проработал в популярном эстонском ансамбле «Лайне».

                ****
Одна из последних встреч с Олегом произошла в ресторане Пирита–ему понравилось мое исполнение песни из репертуара Demis Rusos-a, и Олег, будучи большим почитателем греческого певца, попросил меня спеть ее еще раз…

В последний раз мы случайно встретились с Олегом рядом супермаркетом, я предложил ему записать дуэтом песню из репертуара всемирно известного певца Al Jarreau, под названием «Boogie down», оказалось, что эта композиция очень нравилась, и ему. Он заметил, что только, что прилетел на самолете и всю дорогу слушал именно эту замечательную композицию.

Олег дал мне свой номер мобильного. Я был очень рад этой, неожиданно возникшей перспективе. Но не случилось.
Я позвонил Олегу, чтобы уточнить что-то, но как видно в неподходящий момент. Он, будучи уже больным человеком ответил мне, очень раздраженным голосом, что мы ведь уже обо всем договорились. Я будучи легко ранимым человеком, решил взять длительную паузу и позвонить когда остыну. Однако пауза затянулась, а мы так ничего дуэтом и не записали. К несчастью через некоторое время из-за тяжелой болезни Олег  ушел навсегда…

* https://www.youtube.com/watch?v=4Rl3Wi2RUX0
***https://www.youtube.com/watch?v=vOpbDMOHAHk
****https://www.youtube.com/watch?v=UZmPK5WRzBc
*****https://www.youtube.com/watch?v=8UDVTf0-SlM


Рецензии
Олега помню хорошо, хотя друзьями (и даже приятелями) мы никогда не были. Просто учились в параллельных классах и изредка оказывались за одним столом во время празднований дней рождения общих знакомых. Запомнился эпизод застолья на шестнадцатилетии Лены Ревенко (позднее она была женой покойного поэта Бориса Штейна). Матушка Елены поставила на стол (помимо всего прочего) бутылку портвейна. И разлила всем присутствующим по рюмочке. Я обратил внимание на потёртую этикетку у бутылки портвейна (что в те времена редкостью в торговой сети не было), и подумал, что на торжественный стол бутылка попала не просто так. После того, как был поднят первый тост за именинницу, Олег сказал, что можно перейти к более серьёзным напиткам и потянулся к пузатенькой бутылке болгарского "Солнечного бряга". Остальные участники застолья одобрительно поддержали, а я рассыпался в восторженных восхвалениях вкусовых нюансов необычного вина, которое только что довелось отведать. Матушка Елены просто расцвела: "У вас необыкновенно хороший вкус", - сказала она мне.
- "Я купила эту бутылку в первую неделю после рождения Леночки и берегла её именно на шестнадцатилетие". Так я завоевал симпатию этой женщины. Надо сказать, что мама Лены Ревенко работала в Торговой палате ЭССР, где проводила экспертизы всех новых продовольственных товаров, которые поступали на прилавки Эстонии.
Честно говоря - лучше бы она любой коньяк купила для длительного хранения (да и то - без дубового бочонка толку немного). А выдержанное вино далеко не всегда становится лучше на вкус - много нюансов влияет.
С Олегом после школы встречался ещё раза три-четыре, и общение было весьма непродолжительным, хотя и вполне благожелательным. Долгое время у меня в архиве лежали фотографии всего первого состава "Холостяков" с автографами. Но лет десять тому назад где-то затерялись. А вот в ресторане отеля "Виру" в начале семидесятых годов мне доводилось бывать достаточно часто. И песни в исполнении Олега Мельника всегда производил впечатление на публику. В те времена у Олега (из-за того, что он постоянно ходил в тёмных очках) было прозвище "Слепой музыкант. И в те времена мы ещё здоровались при встрече. А потом я (в очередной раз) уехал на Дальний Восток и в Таллин приезжал только изредка, во время отпусков. После моего возвращения в Эстонию (в начале девяностых годов) я Олега уже не видел. Но воспоминания о нём остались тёплые - певец он был неординарный.

Мальхан   23.04.2017 21:20     Заявить о нарушении
Привет Сергей,
спасибо за твои воспоминания.
Когда я позвонил сестре Олега, она была приятно удивлена и глубоко тронута тем, что кто-то еще вспоминает об Олеге, и тем более тем, что я припомнил много деталей и нюансов.

С уважением, Юрий

Юрий Урм   23.04.2017 21:29   Заявить о нарушении