Собакина, Арина Матвеевна...
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 17 октября 2014; проверки требуют 2 правки.
Арина Собакина
Имя при рождении:
Арина Матвеевна Собакина
Дата рождения:
приблизительно 1762
Профессия:
артистка балета
Гражданство:
Flag of Russia.svg Российская империя
Амплуа:
комическая танцовщица
Театр:
Вольный Российский Театр (Петербург), Петровский театр (Москва)
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Собакина.
Ари;на Матве;евна Соба;кина (родилась около 1762 — дата смерти неизвестна) — русская артистка балета, комическая танцовщица конца XVIII века, одна из самых первых профессиональных русских балерин.
Биография
Балет в восемнадцатом веке
В восемнадцатом веке еще не было самостоятельных балетных спектаклей – балет в театре существовал постольку, поскольку был необходим при постановке очень модных и всеми любимых опер. Это могли быть вставные танцевальные эпизоды, продолжающие действие оперного спектакля. Но чаще танец вводился в оперу в виде дивертисмента – цепочки танцевальных номеров, связанных между собой формально: например, на балу или на свадьбе главных героев плясали представители разных народов. Часто ставились балетные интермедии – танцевальные сценки с самостоятельным сюжетом, отношения к основному сюжету почти не имеющие. Иногда балет или пантомима коротко повторяли содержание только что показанной оперы. Но бывало, что небольшие балеты, которыми обычно завершался вечер в театре, ставились как отдельное произведение .
Только в шестидесятые годы восемнадцатого века балет вырос в самостоятельный жанр и стал многоактным спектаклем. Танцовщики и танцовщицы того времени показались бы нам по меньшей мере странными. Если сегодня от балетного премьера или балерины требуется высокий шаг, безупречная выворотность, высокий прыжок, идеальная растяжка, ловкость при исполнении пируэтов, туров и жете, то от солистов Парижской оперы во времена Луи XV ждали прежде всего грации, умения принимать изящные позы и выразительно жестикулировать, делать красивые поклоны и реверансы. У них была своя прыжковая техника, основанная на невысоких прыжках с заносками – антраша руаяль, антраша труа, антраша катр. Интересно, что любой придворный мог потягаться с профессиональными танцовщиками – детей из знатных семей с детства учили сложной технике бальных танцев, а между бальным и театральным танцем тогда не было особой разницы. Быстрый, сложный и динамичный танец был невозможен и по причине костюмов. Они были объемные, на наш взгляд – громоздкие и неуклюжие, а парики, головные уборы с перьями и маски еще усугубляли беду.
В конце концов, образованная публика решительно выступила против чинных и однообразных балетов. Тогда ученые-просветители выдвинули лозунг: театр должен быть школой нравов. Это относилось и к балету. Чтобы приобщить балет к высоким жанрам искусства того времени, нужно было превратить его из забавы аристократов в синтез всех искусств, имеющих к нему отношение, и главной целью поставить общественное признание. Как писал знаменитый энциклопедист Дени Дидро, «нужно выделить его из других подражательных искусств, тесно связать пантомиму с драматическим действием, придать танцу форму настоящей поэмы».
Полигоном для задуманных реформ стали небольшие театры, где начинали карьеру многие молодые танцовщики и балетмейстеры, ставшие впоследствии признанными мастерами. Это были Джон Уивер в Лондоне, Франс Гильфердинг в Вене и Жан Жорж Новер в Париже.Еропкин, Иван Лаврентьевич
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Еропкин.
Иван Еропкин
Имя при рождении:
Иван Лаврентьевич Еропкин
Дата рождения:
1764
Место рождения:
Москва, Российская империя
Дата смерти:
1814
Место смерти:
Харьков
Профессия:
артист балета
Гражданство:
Flag of Russia.svg Российская империя
Амплуа:
комический танцовщик
Театр:
Вольный Российский Театр (Петербург), Петербургская императорская придворная труппа
Ива;н Лавре;нтьевич Еро;пкин (1764, Москва — 1814, Харьков) — артист, один из первых профессиональных танцовщиков России.
Биография
Происходил из Московского сиротского воспитательного дома, где по величайшему императорскому повелению стали готовить артистов для нарождавшегося русского театрального искусства. Еропкин был определен в балетный класс, который вел французский балетмейстер и танцовщик Леопольд Парадиз [1], пришедший преподавать танцы в Воспитательный дом в 1778 году. Он с самого начала поставил работу на очень высокий по тому времени уровень: скрупулезно отобрал учеников, а его педагогическая методика соответствовала индивидуальному внутреннему складу ученика — он присматривался, к какому танцу более тяготеет конкретный ученик — к серьёзному, полухарактерному и комическому[2]. В 1780-м Леопольд Парадиз выпустил первых учеников своего балетного класса — семь танцовщиц и девять танцовщиков, среди этого первого выпуска были, помимо Ивана Еропкина, Арина Собакина, Василий Балашов, Гаврила Райков[3][4].
По окончании курса у Л.Парадиза И.Еропкин вместе с другими соучениками был направлен в Петербург в Вольный Российский Театр. Этот театр был открыт лекарем Воспитательного дома Карлом Книпером, но поскольку достаточного количества нужных артистов в России еще не набиралось, он заключил контракт с Воспитательным домом о поставке к нему на сцену выпускников сценических классов. В 1782 в театр пришел Иван Афанасьевич Дмитревский, который не только возглавил постановочные работы, но и вёл актерские уроки. Артисты работали в театре под его руководством. Однако внутри театра были сложные проблемы, из-за крайне неудовлетворительного отношения хозяина к актёрскому составу Воспитательный дом прекратил поставлять юных артистов в театр, в результате в скоро времени театр развалился и 1 сентября 1783 года Вольный театр был взят в структуру императорских театров. Труппа разделилась, часть артистов уехали обратно в Москву, а часть вместе со всем театром и его имуществом перешла на казенный кошт. Иван Еропкин был оставлен в Петербурге и перешел в структуру придворных казенных театров[1].
На Петербургской придворной сцене он проработал десять лет в 1783—1792 гг. солистом и, по мнению Энциклопедии балета, считался одним из лучших исполнителей комических ролей[5]. Балетовед Ю.Бахрушин отмечал, что Еропкин и его соученик Балашов, работавший с ним на одной сцене, «были первоклассными комическими танцовщиками и удивляли зрителей легкостью и высотою, прыжков»[2].
В 1810—1814 гг. преподавал бальные танцы в Харьковском университете[1].
Уивер, которого позднее назвали «отцом английского балета», выступал за балетные спектакли, основанные на действенной пантомиме, за обращение к сюжетам, требующим больших страстей и событий, за разрыв сценического танца с бальным. Он сам и сделал первые шаги в этом направлении – поставил в 1717 году сюжетный балет «Любовь Марса и Венеры», в котором танец был тесно связан с пантомимой. Он же, полагая, что танцы должны быть построены на знании человеческого организма, опубликовал в 1721 году свой труд «Анатомическое искусство» – это была первая попытка научного подхода к хореографии
Молодые балетмейстеры мечтали о реформе балетного костюма – его помпезность и пышность шли во вред танцу. Они призывали снять размалеванные маски, мешающие видеть выражение лица танцовщика, выбросить на свалку объемные парики, перестать изображать пасторальных пастухов в шлемах с султанами. Любопытно, что маски продержались на балетной сцене довольно долго. Впервые снял их с танцовщиков Гильфердинг. Это произошло в 1752 году.
Наконец знаменитая Мари Камарго первая укоротила юбку и отказалась от высоких каблуков. А в 1790-х годах появились и бескаблучные туфельки. Стала совершенствоваться пальцевая техника, а вскоре изобрели пуанты (от франц. pointe – острие) – специальную балетную обувь с жестким носком, с помощью которых танец приобрел характер полетности. Но об экспериментах с пуантами известно очень мало. К концу восемнадцатого века балетный костюм под влиянием моды, навеянной подражанием античности, стал значительно более лёгким и свободным, что в немалой степени способствует бурному развитию техники танца.
Новер, балетмейстер парижской Комической оперы, прославился книгой «Письма о танце и балете», которая принесла ему европейскую известность. Основой его спектаклей стали танцевальные пантомимы, богатые напряженными ситуациями и бурными страстями. Он изгонял с балетной сцены то, что называл «плоскими карикатурами» и «неуклюжими фарсами».
Главные принципы того балета, который для нас привычен и понятен, были заложены Новером. Немалую роль в торжестве его идей сыграла победа в искусстве сентиментализма. В литературе и драматургии главным героем стал человек, а не античный бог или герой. Балетный театр стал общедоступным зрелищем горожан и появился свой тип спектакля, в котором на первом плане оказалась пантомима. Она, отодвинув в тень танцевальность, превратила балет в хореодраму, в связи с чем возрос интерес к литературной основе действия. Тогда же появились первые балетные либретто.
Первыми профессиональными русскими артистами балета мы обязаны… императрице Анне Иоанновне. Опытный учитель танцев Жан Батист Ландэ, выступавший в молодости на сценах Парижа и Дрездена, стал преподавать танцы в Шляхетном корпусе, и так удачно, что его воспитанники-кадеты блистали в придворных спектаклях. В сентябре 1737 года Ланде подал на имя императрицы челобитную. Он просил дать ему в обучение шесть мальчиков и шесть девочек, обещая сделать из них профессионалов «широкого профиля» – не только танцовщиков, но и драматических артистов. В 1738 году была открыта первая в России балетная школа. Императрица расщедрилась – Ландэ получил двенадцать мальчиков и двенадцать девочек, детей дворцовой челяди.
Вот имена лучших учеников первого набора петербуржской балетной школы: Аксинья Баскакова, Авдотья Тимофеева, Елизавета Зорина, Афанасий Топорков, Андрей Нестеров. Ландэ ставил с ними так называемые «серьезные балеты» на пасторальные и мифологические сюжеты. Вот пример. В 1742 году к коронации императрицы Елизаветы Петровны был поставлен торжественный придворный спектакль «Россия, по печали паки обрадованная». Музыку сочинил придворный скрипач Доменико Далольо. Пролог спектакля завершался балетом «Радость народов по поводу появления Астреи на Русском горизонте и восстановления золотого времени». К этому же событию был поставлен балет «Золотое яблоко на пиру у богов и суд Париса».
Сведений о первых русских профессиональных танцовщиках сохранилось немного. Известно, что Топорков уже в шестнадцать лет исполнял ведущие роли в придворном балете, а затем был назначен придворным танцмейстером. Искусство Аксинии Баскаковой тоже высоко ценилось современниками, но в 1753 году она покинула сцену по болезни и вскоре умерла.
Конкурентами русским танцовщикам были итальянцы – мастера прыжков и пируэтов. Когда императрица Анна Иоанновна в тридцатых годах восемнадцатого века выписала в Санкт-Петербург итальянскую оперную труппу, вместе с певцами прибыли артисты балета – хореограф и комический танцовщик Антонио Ринальди по прозвищу Фузано (что значит – вертун) и его труппа. В отличие от Ландэ, Фузано ставил главным образом комические балеты – непритязательные по содержанию, с персонажами итальянской комедии дель арте, с «крестьянскими» плясками. Именно Фузано принес на балетную сцену страстное увлечение прыжками. Его жена Тонина Константини была замечательной танцовщицей, но выпускницы Ланде, в особенности Аксинья Сергеева, ни в чем ей не уступали
Впоследствии в Россию приехали и другие итальянские танцовщики. В 1756 году прибыл Джованни Батиста Локателли со своей оперно-балетной труппой. Он выступал и при дворе и в Летнем саду. Публика была в восторге от мастерства танцовщиц Анны Белюцци, Либеры и Андреаны Сакко. У каждой из них появились свои поклонники среди придворных и знатных жителей столицы. Эти первые российские балетоманы приносили в театр дощечки, перевязанные лентой с именем избранницы, и треск этих дощечек заменял рукоплескания.
В 1741 году дочь Петра I Елизавета издала указ об учреждении в Петербурге русской балетной труппы. Таким образом, русский балетный театр перешел от эпизодических спектаклей гастролеров к регулярным выступлениям собственной труппы, с собственным репертуаром, совместно с наиболее талантливыми гастролерами.
Через тридцать пять лет после основания петербургской балетной школы, в 1773 году, появилась и московская. Ее история довольно необычна. Еще в 1764 году в Москве был открыт Воспитательный дом. Туда принимали сирот, подкидышей и беспризорных детишек, не достигших четырехлетнего возраста. Предполагалось, что к восемнадцати эти дети будут обучены ремеслу и, получив небольшое «приданое», начнут взрослую жизнь. Вскоре императрица Екатерина и главный покровитель Воспитательного дома Иван Иванович Бецкой решили, что там вполне можно воспитывать будущих артистов. В 1773 году была построена сцена для танцевальных упражнений, на которой занимались 54 воспитанника, как мальчики, так и девочки. Их учили танцам четырежды в неделю по четыре часа – то есть достаточно серьезно, преподавали им музыку и пение. Из детей готовили балетных солистов и фигурантов – так назывались танцовщики кордебалета, делавшие «фигуры», то есть составлявшие на сцене красивые группы. Позднее прибавились уроки актерского мастерства. То есть Воспитательный дом понемногу становился театральным училищем. Поскольку танцам детей обучали итальянские педагоги, на первом плане оказались техничность и виртуозность, вращения и разнообразные прыжки.
В 1780 году московский Воспитательный дом выпустил на сцену первую группу старших питомцев – семь танцовщиц и девять танцовщиков. Среди них выделялись главная комическая танцовщица Арина Собакина, главный комический танцовщик Гаврила Райков, первый комический танцовщик Василий Балашов, второй комический танцовщик Иван Еропкин. Все они были отправлены в Санкт-Петербург, в театр частного антрепренера Карла Книппера. Несколько лет спустя балетная школа при Воспитательном доме перешла в ведение московского Петровского театра.
В конце восемнадцатого века в России появился крепостной балет. Сперва домашние театры устраивали знатные вельможи для демонстрации своего богатства, поражали воображение зрителей пышными декорациями и роскошными костюмами артистов. Потом мода на балет проникла и в провинцию. Особенно известен театр графов Шереметевых. Туда приглашали лучших учителей и балетмейстеров того времени, а танцовщиков и танцовщиц очень рано отбирали от родителей и воспитывали строжайшим образом. При Николае Петровиче Шереметеве труппа не знала себе равных. Он давал прозвища своим актерам и актрисам по названиям минералов и драгоценных камней – и вот лучшие шереметевские танцовщицы: Татьяна Шлыкова-Гранатова, Мавра Урузова-Бирюзова, Авдотья Аметистова, Матрена Жемчугова, Арина Хрусталева.Впоследствии дирекция московских театров выкупала, а то и получала в подарок самых талантливых крепостных артистов.
Из Московского сиротского воспитательного дома. Там же обучалась танцевальному искусству под наставничеством французского балетмейстера и танцовщика Леопольда Парадиза[1] — он заступил на работу в Воспитательный дом в 1778 году, а в 1780-м выпустил первых учеников своего балетного класса — семь танцовщиц и девять танцовщиков, среди этого первого выпуска были Арина Собакина, Василий Балашов, Гаврила Райков, Иван Еропкин[2][3].
Арина Собакина была направлена в Петербург в Вольный Российский Театр. Этот театр был открыт лекарем Воспитательного дома Карлом Книпером, но поскольку достаточного количества нужных артистов в России еще не набиралось, он заключил контракт с Воспитательным домом о поставке к нему на сцену выпускников сценических классов Воспитательного дома. Арина Собакина, попав в театр Книпера, сразу стала на этой сцене главной комической танцовщицей[1]. В 1782 в театр пришел Иван Афанасьевич Дмитревский, который не только возглавил постановочные работы, но и вёл актерские уроки. Арина Собакина работала в театре под его руководством. Однако внутри театра были сложные проблемы, из-за крайне неудовлетворительного отношения хозяина к актерскому составу Воспитательный дом прекратил поставлять юных артистов в театр, в результате в скоро времени театр развалился и 1 сентября 1783 года Вольный театр был взят в структуру императорских театров. Часть труппы перешла на казенный кошт, а часть отправлена в Москву. В этой последней группе, отправленной обратно в Москву, была Арина Собакина.
К этому времени в Москве тоже появился публичный театр. В 1780 году он был открыт англичанином — предпринимателем и инженером Майклом Медоксом на улице Петровке в Москве и потому получил название Большой Петровский театр (из него позже родился сегодняшний Большой театр). В этот театре, переехав в Москву, и перешла Арина Собакина. Балетмейстерами и постановщиками там работали французские и итальянские хореографы, но балетная труппа в основном набиралась из русских артистов — выпускников воспитательного дома, где специально занимались их подготовкой[2]. Репертуар московской труппы, находящейся вдалеке от столичного императорского двора, был более демократичным и предназначался не только для великосветской публики, поэтому включал в себя много комических балетов и бытовых жанровых сценок, близких творчеству А. Собакиной. В 1784-1785 гг. она была одной из ведущих актрис Петровского театра[1]. Основным партнером стал её соученик, наравне с ней занимавший первое положение в балетной труппе театра Медокса — Гаврила Райков[4].
Больше про неё ничего не известно.
Литература
Всеволодский В. (Гернгросс). История театрального образования в России. — Т. 1. — СПб., 1913.
Красовская В. Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века. — Л.-М., 1958.
Примечания
Театральная энциклопедия (страница 397)
Воспитательный дом
; Валерия Васильевна Носова. Балерины. Жизнь замечательных людей
; САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ ТЕАТРЫ и САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ РЕЖИССЕРЫ. Мир театра, балета, кино (Великое наследие. Т. 10)
Арина Собакина
Имя при рождении:
Арина Матвеевна Собакина
Дата рождения:
приблизительно 1762
Профессия:
артистка балета
Гражданство:
Flag of Russia.svg Российская империя
Амплуа:
комическая танцовщица
Театр:
Вольный Российский Театр (Петербург), Петровский театр (Москва)
Свидетельство о публикации №217042201832