Читая книги Наринэ Абгарян

Кто-то сказал, что в книге Наринэ Абгарян "Люди, которые всегда с тобой" законсервировано детство. Я согласна с ним на все сто, нет, сто пятьдесят, нет - на все существующие в мире проценты! Когда я читала эту книгу, я вспоминала свое детство, особенно вспоминала прабабушку, к которой мы ездили каждый год летом на Украину. Там я, ранняя птаха, вскакивала на рассвете и, тихо ступая по уютно поскрипывающим деревянным полам, выскальзывала мимо спящих родителей на крыльцо. И вот она - утренняя песня украинского хутора. Я задирала голову - а надо мной густо сплетались кроны старых грецких орехов. Прабабка уже была на ногах и кормила кроликов. Я хватала корзинку и помогала ей кормить этих красноглазых белых ушастиков. "Дытыночка, як хорошо, шо я теби бачу", - ласково смотрит на меня прабабка. Она уже тогда знала, что у этого пятилетнего кузнечика, то бишь меня, в жилах вместо крови бурлит смола...

После обильного завтрака - вареники с картошкой, сыр, молоко, колбаса-кровянка и очень много вишневого душистого компота(все свое, все натуральное!) развязывали веревки на калитках (это чтобы я не удрала), и я, с тяжелым пузом, вылетала пулей из прабабкиного сада - мимо прохладных ветвей цветущего чубушника, хлопая зеленой парадной калиткой, где висела красная звезда - мой прадед Лексей воевал на войне. Когда-нибудь я напишу и о нем. Только соберусь с мыслями.

И вот я из сада (хуторок сразу брал меня на мушку - "щоб знать, дэ дытына") бежала в сторону заброшенной панской усадьбы. Грецкие орехи, яблони и груши, одичалые кусты шиповника и - вот тут я переведу дух. Ибо после тенистого прабабкиного сада - целая вереница деревьев: грецкие орехи, тутовник, яблони, вишни, черешни, калина, арония и другие - здесь в середине сада был кусочек степи, заросший полынью и шалфеем. И рос огромный колючий куст кизила. Он был таким огромным и таким щедрым, что его ягод хватало всем жителям деревни на варенье и компоты. Бывшие хозяева привезли из Кавказа малюсенький росточек кизила... Он пережил четыре поколения панской семьи. И вот что удивительно: у него не было отводков. Словно он не хотел обзаводиться потомством в чужом краю. Вся деревня мечтала откопать себе хоть мизерный росточек - да куда там!

Я срывала спелые продолговатые ягоды - темно-рубиновые, почти черные, кисло-сладкие, с неповторимым вкусом - и ела их. И набирала еще целое ведерко. Потом из них варилось душистое варенье. Я захлебывалась слюнками.

...И каждый год я ищу на рынке торговцев кизилом - и скупаю у них все ящики с ягодами, как правило, они привозят мало, два-три ящика. Дома я варю варенье, запах его разносится на всю округу. Это один из ароматов, что напоминают о детстве. Так же, как и книги Наринэ Абгарян.


Рецензии