Первая жертва - Иван Хмара

   
  Ранним утром 21 января 1956 года близ борта «Лены» едва не рухнул под лед трактор. Он завалился в разошедшуюся трещину и чудом завис, зацепившись кабиной. Трое седоков успели выскочить наружу. А уже поздним вечером погиб тракторист Иван Хмара.
 Вот что пишет об этом очевидец П.С. Воронов в своем дневнике.
 «В 23.40 около борта «Оби» произошел трагический случай: Антарктида взяла первую человеческую жертву.

Случилось это так. Когда я ходил по «Оби», около ее борта сквозь лед стал проваливаться трактор в каких - либо 15–20 метрах от скалистого берега. Тракторист мгновенно выскочил на лед. Трактор осел немного на левую заднюю  гусеницу и замер в таком положении. Начались работы по его вытаскиванию на лед. С корабля подали конец каната, укрепленного на корабельной лебедке. Было решено подтащить трактор к носу корабля.

Это было последнее, что я видел, т.к. мне пришлось уйти по делам внутрь корабля. Когда же я через 15 минут оказался вновь на палубе, то на месте трактора зеленела квадратная прорубь, заполненная кашицей из мелкого битого льда. Оказывается, произошло следующее. Канат привязали не за трактор, а за крюк тракторных саней, и когда корабельная лебедка начала работать, в кабину трактора вошел тракторист и включил мотор, чтобы помочь лебедке гусеницами. Это было роковой ошибкой. Гусеницы мгновенно размололи потрескавшийся лед, и трактор на глазах у всех ушел под воду, увлекая за собой и тракторные сани.

Над прорубью не появилась даже воздушного пузыря. Произведенные промеры показали глубину 72 метра. И это всего в двух десятках метров от берега!.. Погиб хороший молодой жизнерадостный человек. Погиб оттого, что хотел сделать лучше...».
Многие свидетели этого события оставили свои печатные свидетельства.

У мыса Мабус ту злополучную зону на льду вовремя обнаружили гидрологи и огородили красными флажками. Но трактористу Кудряшеву показалось, что ему скомандовали подъехать к борту «Оби» прямо через опасный участок. Едва он заехал за флажки, как его «Сталинец» с бортовым номером 4 завалился на левый борт. Кудряшев выскочил из кабины с лицом белым как снег (Сузюмов, 1958).

 Пока тракторные сани подцепляли тросом к судовой лебедке, к заглохшему трактору подбежал Иван Хмара. И было еще время остановить смельчака. Ему действительно кричали вслед, но Хмара ответил: «Машину надо спасать, утонет»(Барашев, 1957). Он открыл капот, крутанул пусковой движок, запустил основной двигатель и влез в кабину. Огляделся и распахнул обе дверцы.
 
Люди замерли в ожидании чего-то страшного. Завращались гусеницы, и в тот же миг трактор ушел вниз. Иван метнулся к дверце, но ледяные борта полыньи ее захлопнули. «Стоящие неподалеку видели, как Иван по-прежнему крепко сжимал в руках рычаги и, растерянно улыбаясь, глядел на людей через стекло кабины» (там же).

Лед на опасном участке достигал в толщину 80 см. Этого более чем достаточно, чтобы выдержать 12-тонный трактор, но лед оказался не монолитным, а снежно-водяным, к тому же ослабленным сквозными трещинами.
 
20-летний Иван Федорович Хмара, родом из Полтавщины, служил в стройбате на Диксоне, а затем направлен в 1-ую КАЭ. Это был невысокий плечистый паренек с мягким украинским говором, неутомимый гармонист и участник всех каютных посиделок. За день до своей гибели он получил телеграмму о рождении сына (Барашев, 1957).

Показательно, что эта первая гибель была под запретом для публикаций, по меньшей мере, четыре с половиной месяца. Первые печатные сообщения о ней появились в начале июня 1956 года в репортажах о прибытии «Лены» в Ленинград, когда этот факт уже невозможно было скрывать.

Основная причина трагических потерь у Мирного – поздний приход судов в район архипелага Хасуэлл. Тогда еще не знали, что самые оптимальные сроки для разгрузки на лед (а по-другому там невозможно), это период со второй половины декабря по первую половину января. Уже с 10-х чисел января припай из-за интенсивного таяния становится опасным. Спустя полвека в разговоре со мною участник 1-й КАЭ Владимир Ходырев справедливо заметил: «Хмара нам тогда доказал, что мы не знаем Антарктики».

Именем Хмары назвали потом небольшой островок архипелага Хасуэлл, на вершине которого поставлен ему памятный камень. Кроме того, имя Хмары присвоено небольшой бухте в районе станции Молодёжной.


Фрагмент из книги Лайбы Анатолия "Восхождение к Антарктиде" (2012) г.), которую можно назвать документальной летописью первых советских антарктических экспедиций 1955-1958 годов.


Рецензии
Интересная документалистика. Есть, что осознать. Спасибо!

Миланес Юлия   22.04.2017 22:21     Заявить о нарушении
Спасибо.И вам удачи.

Анатолий Лайба   22.04.2017 23:12   Заявить о нарушении