Сублимация

/Катарсис и избавление от боли/


Сентиментально-поэтические излияния



Моно-пьеса




Художница спит.
Женский голос "за кадром":
(порывисто)Андрей!   
(Девушка открывает глаза, делает движения губами, но при этом не проговаривает слов. Мыслепоток)
Ну, вот каждое утро одно и тоже, я просыпаюсь с твоим именем на устах…
(поднимает глаза к потолку)
Господи, как мне его не хватает…  Эта мука, эта боль, эта ежеминутная тоска и надрыв… Это сумасшествие…
(приподнимается на локти)
Но так или иначе надо вставать …
(изгибается в пояснице, потирает ее одной рукой)
Почему так ломит все тело?..
(медленно присаживаясь на кровать, спуская ноги на пол)
Ночью не заснуть, утром проснешься вареная, что за наказание… Где она радость бытия? и где ты, Андрей?...
(задумчиво, сидя на кровати, и сложив руки на коленях)
Не скоро, да не скоро…
(внезапно удивившись)
Почему, не скоро? Осталось ведь всего… какое там сегодня? …
(Приподнявшись на локтях, ищет рядом на столике телефон)
Где эта игрушка? Вечно пропадает…
О-о, нашелся, проклятый… Так… И зачем ты мне?
А! Осталось три дня… Да, это бездна…
(опять падает на подушку)
Черт подери, что я  буду делать эти три дня? Впрочем, тут без вопросов…
Про-смо-отр!… И две недели до просмотра! Нет, это немыслимо! Я забываю даже об этой выставке, которую жду уже год! Андрей, ты сволочь! Из-за тебя такие жертвы и провалы в памяти… А сам-то поди у моря загораешь… Хотя, конечно, ему не до валяний на песочке. Пациенты, операции… Ты ж у нас профессор… Ладно, Андрей, прости….Злюсь немного, сам понимаешь, тебя нет и перед просмотром напряг… Если б ты был рядом!.. 
(бессловесно глядит в потолок, хнычит)
Ладно надо готовиться…
Буду стоически ждать и ты вернешься…
(спускает ноги на пол, сидя ногами ищет тапочки)
Ни эмоций отчаяния, ни жалоб, ни …не знаю чего еще … Ни тебе тапочек!..
(заныривает под кровать) А-га, попались! Уж, вы-то не предатели, верные спутники и друзья.
Ладно, умываться…
(идет в ванную)

(меланхолично, как будто что-то припоминая)
Да, я знаю, как ты серьезно относишься к работе тебе не до валяний. И еще три недели….
(внезапно, выйдя из задумчивости)
Фу, какая холодная! Какие три недели? Причем тут три недели? Что за бред у меня в голове? Тут не знаешь, кончаться ли эти презренные три дня… О-о, тепленькая пошла…
Моем ручки, моем глазки, чистим зубки, чистим ушки...
Чтобы чистой-чистой быть, чтоб Андрюшка мог любить!
(Внезапно плачевно-детская)
Я его хочу и немедленно! Видеть, обнять…
(Прикрывает лицо руками)
Какие три дня? Кто только выдумал эти три дня?
(выходит из ванной)
(более строже, сдерживая эмоцию:)
Уж, месяц как-то прожила, уж за три дня поди копыта не отбросишь…
(совсем ругательно:) А-то, сколько можно? «хны-хны-хны…» Забот что ли нет? Иди, в конце концов, рисуй. У тебя просмотр через две недели… Впрочем, позавтракать, видимо, не повредит…
(идет в кухню)
Это ж надо еще приготовить… Советуешь выпить стаканчик теплой кипеченки… Ну, ты, Андрей, не исправим… Хорошо, Дрю, ты у нас в доме врач – тебе и поверим…
(пьет)
Не, а что-то ты не объяснял, зачем этот стакан воды… Или я не спрашивала… Ладно, приедешь, поговорим… Что в нашем друге-холодильнике? … А-ха, понятненько… Нет, это я не хочу… Это тоже лучше к обеду… Какой-то напряг с молоком… Нет, в доме есть совершенно нечего… А вроде вчера за продуктами ходила…
Да, кишечник, нормально у меня работает… Причем тут кишечник, мы еще не поели… Опять хаос в голове…
Ладно зарубаю вчерашнюю морковку с бутербродами и, видимо, опять в магазин, а то провизии на три часа выживания…
(садиться завтракать, продолжая рассуждать)
Нет, не полюбила… Андрей, ты же знаешь, что я люблю только тебя…
Ой, какая тоска по Андрею опять напала… Что-то, видимо, я вчера с охранником переусердствовала…
Боже мой, только сейчас вспомнила!..
М-да… Ну, я и дрянь!
Так это он значит ближе к вечеру придет позировать! Сама не понимаю, как это вышло? мне, действительно, так захотелось запечатлеть его физиономию или я от скуки и тоски?
Вот, Андрей, я… Х-м… Ну, почему тебя так долго нет!
Какая нестерпимая тревога!... И я злюсь!... Я не понимаю, это «чудо» придет сюда? Андрей, клянусь, он позвонит и я ему не открою, или открою, но даже не пущу на порог и скажу, что занята, больна, у меня грипп, диарея, и, может быть, ветрянка… Андрей, я…
Нет, определенно, я тебя изменила… в моральном плане… Да-да, во мне всплыла вся вчерашняя ситуация… Он был, действительно, мил и учтив… Да, у меня не открывался замок на их дурацких шкафчиках… А тут он – улыбается и так далее… Мы перекинулись парой фраз…
Ты же знаешь, как я чахну от немоты в мастерской, когда не работаю и нет тебя!
Я ему ни с того ни с сего  просто предложила позировать… Да-да… Вернее, нет. Теперь я припоминаю... глядя на его наклоненную фигуру у меня сразу возник образ… Пожалуй, еще чаю… Сама не заметила, как проглотила этот дурацкий бутерброд…
Что ли почитать, чтоб не чахнуть от немоты. Книга какой-никакой собеседник…
Да, Андрей, я знаю, что во время еды – лучше думать о еде…
Ты небось исключительно о еде думаешь во время завтраков!
Что я на тебя так злюсь?!
Как приятно разливается тепло от чая по телу…
(успокоено:)
Впрочем, действительно – раз художественный образ – никакой измены нет…
Это ж понятно… И понятно, почему понятно. Я же люблю профессора…
Тоже мне рыцарь сердца! Со скальпелем в руках… Из чего следует, что рыцарь сердца, но, к сожалению, не моего… И где тут ирония?
Ты небось сейчас операцию делаешь… (мечтательно) И думаешь об мне… (разозлясь, полупародийно:) «Конечно, любимая!» 
А-ха, так я и поверила – во время операции и обо мне, если ты даже во время завтрака думаешь только о еде!
Пожалуй, не буду гнать этого охранника… Что я? Не отвечаю что ли за себя? Порисую часок-другой и прогоню… Я же себе доверяю… и тебе доверяю… Я же не думаю, что ты там со своими пациентками… Ты же все-таки моего сердца рыцарь, когда без скальпеля…
Тем более выставка «Портрет. Автопортрет»… Нет, определенно, все удачно складывается… И время пролетит, и возможно, картина получиться… И молодой человек весьма приятный… Студент, наверно. Да, глазки у него выразительные… И, видимо, не лишен интеллекта… И любитель душевных бесед… И, определенно, он бы не согласился, если б не хотел чего-то большего…
Вот люди – идиоты, если в телесной близости видят «что-то большее»!
Нет, нет, Андрей – оно хоть и не большее, я об этом даже думать не буду… Ну, и хватит об этом.
Что-то завтрак затянулся, надо глянуть старые работы… Может, что отобрать уже из готового и не мучится особо…
(идет в сторону мастерской)
Вот они художники. Тут бы спокойно творить и творить, сублимировать по полной программе…
Да, шутила, что без тебя хоть вдоволь нарисуюсь…
А тут выяснилось, что без тебя-то я как раз и отвыкла…
Да, я вчера рисовала, но помню, что вышла полная дрянь…

(просматривая холст за холстом)
Вот. Мое вчерашнее творчество.. Ха-ха – а выглядит впечатляюще… Андрею, верно, понравиться, он любит экспрессивные вещи… Но, однако ж, излишне тоскливо… Я сейчас разрыдаюсь… Смотреть не выносимо… Лучше я его к стенке пока отверну…
И не хочу я такую боль писать… Я так потеряю репутацию жизнерадостной художницы. Андрей, вернись, иначе меня-таки начнут выставлять на «взрослых» выставках…
Да-да, теперь меня вряд ли обвинять в «пристрастии к пастельным тонам»…
Это вот писано неделю назад – а смысл примерно тот же – и эти угнетающие оттенки коричневого, эта дробная линия, эти полуразмытые силуэты – оно, конечно, сильно, но мое сердце устало рваться на части – я хочу радости!
А до радости еще три недели! В смысле дня… прицепились эти недели…
Наверно, путаница из-за выставкома…
Где мои прошлогодние работы?
Это мы показывали в том году… Господи, как такое вообще можно было выставить!?
Нет, однако ж какая тревога, Андрей…
Нет, это никуда не годиться!
«Портрет. Автопортрет.»
Боже а из портретного ничего приличного и нет… Определенно, когда изливается состояние, на цель не срабатывается… А надо бы, наверно, сработать для выставки… Все-таки региональная… Для вступления в союз весьма-весьма…

… (чистит палитру)

Вот, чувствую, вернешься и опять – восемнадцать часов на работе, остальное на сон и на меня!
Нет, Андрей! Ты не выносим – тебя всегда нет!...
(движения мастихина по палитре порывисты и резки, «нервны»)

Да-да, ты вернешься, «еще три операции и я у ваших ног»…
Боже, ну вот опять! Какие еще три операции?
Ого! Кто-то пришел! Неужели охранник?
Это же дети!…
Что там у них сегодня?
А вчера об этом подумать нельзя было?
(открывает дверь)

(Закрывает дверь)
Да-а, хочешь развеселиться, заставь детей рисовать друг друга…
Пока тебя нет, дорогой, я закадрила ученика…
И немного ученицу…
Нет, ну ты сам понимаешь, эротическая энергия… И все такое… Импульсы любви надо ж куда-то направлять…
Я заразительно смеялась?
(оправдательно:) Нет, я даже ни разу не улыбнулась…
Да, я заразительно смеялась и несколько раз плоско пошутила.
Зато стопроцентно, они непременно придут на следующий урок…
Да, дети и сами безмерно повеселились – они же рисовали друг друга…

Идем продолжать сублимировать?
Идея не плохая. Тем более, что выставлять пока особо-то нечего…
Так, и что мы будем рисовать? Идей – ноль…
(ходит задумчиво по мастерской)
Может, портрет Ариши? Она сейчас тоже весьма «заразительно  смеялась». Ямочки на щечках…
Нет, как-то с ямочками на щечках сейчас не справлюсь… Хоть и смешно, а как-то невесело…
Кирилл вот грустил…
Да-да, такой сосредоточенный вид, весь ушел в рисунок и наблюдение, даже не понятно, ему было приятно рисовать или смотреть на Аришу? У-у, Кирилл-то каков! М-да… Впрочем его облик был действительно грациозен и выразителен…
Весьма-весьма…
Такие тонкие пальцы, плавные движения длинных рук… Грациозная шея… Легкая курчавость…
Я бы пожалуй, удлинила бы волосы…
Точно…
Эдакий складывается образ – «отрок со взором задумчиво-печальным»… и девушка с лукавой улыбкой… Кирилл и Ариша на одном полотне…
И никакого охранника нам совсем не надо…
Что ж, мысленно я уже вижу эту композицию…
Дернул же черт вчера – с этим охранником…
Что ж тянуть – к холсту, к холсту,- как говорил преподаватель в училище: «Думайте с кистью в руках»…
Та-ак… Вот наш мольбертик, моя палитра… кисть...
(смотрит озадаченно на холст)
 Но, что-то меня останавливает…
Вроде и «отрок со взором печальным», и «девочка лукаво улыбалась»…. А как-то не идет… не вдохновенно…
Ладно, аппетит приходит во время еды… За работу…
Две недели осталось, а надо чтоб просохло…
Или ну их с их региональными портретами? с их союзами… или нет… лучше за работу …
Вот, тут будет мальчик,  тут девочка…
Или нет?..
Наоборот…. Тут девочка, тут мальчик…
Лирически сентиментальная сцена непременно найдет отклик в сердцах зрителей…
Нет, я творю не специально для выставки, но хочется принять участие чем-нибудь достойным…
Тем более, сцена не такая уж сентиментальная… Если б и отрок и девица с печально отпущенными ресницами, тогда сентиментальщина, а так… Нет, картина определенно удастся…
Ну вот, кого там принесла нечистая! Блин, это ж таки охранник… Я попала…. Меня нет, я работаю… У-у, какая настойчивость… Может, кто другой?.. Ни Андрей ли?.. Вдруг раньше вернулся?... Да-нет.. А вдруг?... И глазка, как назло нет, И сердце так заколотилось… И этот звонок… Вдруг, действительно Андрей?...
(бежит к двери)


(хлопнула дверь)
Боже, меня трясет… Какой неприятный озноб…
Нет, я его прогнала!.. Поцелуи? Какие поцелуи?.. Именно, после поцелуя и прогнала!
Да-да, тело жаждет ласки…
Вот, дерьмо! Стало еще хуже!... Теперь у меня и все тело горит. И до сих пор ощущаю его губы на своих… Ох, ну и дура же я… Нет, Андрей, я почти не нарочно… Не знаю, как так и получилось…
Не знаю!.. Оставь!.. Иначе я этот дурацкий поцелуй не прощу тебе никогда… Конечно, ты виной – ведь тебя же нет!..
О, я – эгоистичное существо! Как такое можно и подумать-то! Андрей, прости… Обещаю, подобного больше не повториться… Да студент больше и не заявится…
Я его выгнала в полной истерике. Нет, это даже смешно… У бедного мальчика так округлись от неожиданности и удивления глаза… Если б ты видел, Андрей. А я еще как закричу: «Отойди от меня, идиот!»
Впрочем, смешного мало…
Прости, Андрей, я чуть было не наделала глупостей… Какая опять боль сдавила грудь… Слезы так и душат меня…
(Плачет, отирает слезы рукой)
Прости… Дрю … Как только вернешься, я брошусь тебе на шею и буду молить о прощении… Ты там…
Спасаешь людям жизни… А я… Нет… Это не выносимо….
…Конечно ты меня простишь…. Нет! нет! нет мне прощенья…
Как вышло? Да, говорю ж, что не знаю!... Ди и ничего пока не вышло!.. Поцелуй почти ни в засос… Да, чтоб поцеловаться надо подойти очень близко!..
Естественно он!..
(раздраженно) Я знаю! знаю… (пародийно) «чтобы понять почему, надо найти начало»… Ну, хорошо, идем к началу… А с чего все началось?
(более успокоено) Я открыла дверь… Он улыбался… Сначала я очень разочаровалась – потому что это был не ты… Потом?.. Нет, не могу я это вспоминать… Какое идиотское тошнотворное состояние… И я, как дура, полностью возбуждена, черт подери!.. Этот огонь у сосков!.. Проклятое тело! Ну, я и дура!..
А-а, он еще спросил: «Ну, и как у нас сегодня с вдохновением?» - не знаю, каким образом, но эта сволочь попала в цель… У меня только что ни черта не шло… И он так сразу… Ни тебе «здрасти», ни тебе «привет!», а так сразу непринужденно и игриво «Ну, и как у нас сегодня с вдохновением?»… Эта какая-то легкость меня сразу расслабила и я упала в полное к нему расположение… Сволочь! что ж он, зараза, такой эротичный...
И, Андрей, почему у нас до сих пор нет глазка на двери - пол года в квартире, а мы без глазка - позор… Если б я знала, что это он, я бы не открыла!
Не открыла!
– Не открыла!
(рыдает)
Советуешь, прекратить истерику?..
Господи, Андрей, если б ты знал какая мука разливается по всему моему телу!... И почему на меня опять падает воспоминание о нем?! Нет, вы падаете на меня оба сразу! Вот ты – добрый, спокойный, безмерно нежный… И он…
 
Да, мне давно пора пообедать… Семь часов?.. В смысле поужинать…
Да, нет, мы выпили с охранником по чашке чая… Я же долго обычно работаю… Он принес пирожные … Эти пирожные… Уж ни от них меня так подташнивает?.. Да, нет скорее с голодухи…
Что в нашем друге-холодильнике?...
(наливает чая, делает бутерброды)
Господи, Андрей, какой ты у меня… Помнишь, как мы познакомились?..
Да, в летнем кафе... Мы с подружкой отмечали сдачу какого-то экзамена... И как тебе могла понравиться такая пьяная дура?.. Впрочем, я такая милашка, когда выпью, болтаю, не весть что... А потом появилась эта старушка с букетиками... Да, и ты купил один для меня... Я от неожиданности даже протрезвела. "С чего вдруг?" - говорю, а ты так иронично и легко: "А понравилась."   
Что-то воспоминания упали на меня... Сейчас, кажется, тоже трезвею...

Но все-таки полегчало внутри… Боль утихла…
Нет, Андрей, ни за что не прощай меня… Это стопроцентная измена… Потому что во все три часа я напрочь забыла о тебе….До того толчка – ты словно вышел из моего сердца… Да-а, меня остановило что-то очень похожее на удар… откуда-то из грудной клетки в мозг… И это
«Отойди от меня, идиот!»
Как странно… Скорее хотелось крикнуть «Отойди от нее, идиот!» Как будто что-то вне меня…
И, кажется, на меня саму напала волна влечения… И было приятное расслабление… Стыдно? По-моему сейчас мне даже и не стыдно… Но это не укладывается в моем мозгу… Андрей, я знаю, что люблю тебя и чувствую это ежеминутно… и сейчас… Но на меня напала какая-то истома… Приятное тепло разливалось по телу… Его речи… Он каким-то бальзамам вливался мне в уши… Я его писала, а он все время говорил… И спрашивал...
Нет, умом я помнила… или напоминала? «У меня есть Андрей»… Но ощущение тебя… Да-а – «вышел из сердца»… Потом, и ум перестал напоминать… Нега, нега… На меня упала такая нега…
Если бы не тот словно толчок…
Да-а… Он взял меня за руку – как друг… Как давно знакомый друг… И потом резко привлек к себе… Как то даже грубовато…
Но меня еще абсолютно покинула ясность мысли… затуманилось… так сладко затуманилось…
(садиться на пол, обняв колени, опершись спиной)
Теперь я как будто жалею, что я его оттолкнула…
Что за напасть…
Я, наверно, схожу с ума…
Я уже ненавижу эту квартиру! Я ненавижу ее без тебя!... Эти мысли водоворотом падают на меня… То ты, то он… Такое чувство, что он у меня за спиной… и это желание, да это даже не желание – жжение в области рядом с сердцем, чтоб он пришел сюда завтра… Это ужасно, Андрей! я какой-то мукой жажду его прихода, а не твоего возвращения…
(плачет)
Схожу с ума!... схожу с ума…
(более успокоено и вбирая в себя безразличие)
Лучше отогнать эти мысли прочь… Да это и не мысли… А, скорее наоборот… Охранника нет, а меня опять охватывает этот сладкий туман…
Нет-нет, надо это как-то отогнать…
Это приятное помешательство…
(ложась на спину на пол, раскинув руки) 
Уж, приехал бы Андрей поскорей, что ли… Завтра… а лучше через секунду…

…(несколько секунд лежит расслабленно, потягивается)

Что я там сотворила-то? Пойти глянуть…
Какой удачный портрет, однако…
(внимательно рассматривает портрет, ставит работу на пол, сама ложиться напротив и продолжает всматриваться)…
Красив… Чертовски красив…  Но… Да-а…
(поворачивается на спину, смотрит в потолок)…
Но… «отойди от нее идиот…»… Но отойди… Всего лишь притягательное тело… ?... Я же не знаю его души… Хотя при чем тут она? … А если душа также прекрасна…? Если душа тепла?... Ах, как тепло и уютно с Андреем! … Да!... Но умопомрачительная красота!...
(резко встает – отворачивает портрет к стене)
Для выставки! … Для искусства!......

(подходит к мольберту c незаконченной работой )
А здесь, как обычно, больше вытворила, чем сотворила… Ладно, сейчас мы это безобразие исправим…

(Берет кисть, палитру и начинает писать)

(отходит от мольберта, садиться на табуретку)
Какое странное состояние, такое легкое отупение… и обессиленность… кто-то выжил из меня все соки…
(садиться на пол)
И не понятно, что теперь делать-то…
Я как будто отсутствовала. И вот теперь вернулась в комнату…
Какой беспорядок…

Такое чувство, что тут вечно кто-то парит, так и кружит над головою… Отойди нечистый, я смертельно устала… Как хочется выспаться, лечь и упасть непробудным сном! А утром проснуться бодрой, свежей и чтоб ты был рядом… И это навсегда…

Андрей… Когда же ты вернешься?

С кем я вообще говорю?
Ну, вот Андрей, честно, я хотела спросить это у тебя… А вышло так... Нет, во мне засел этот вопрос, а он просто подвернулся…
Слушай, ты там ни с кем не флиртуешь? Ты ж любитель этого дела…
Когда же ты вернешься, наконец…
Нет, ну с пациентками, конечно, надо быть доброжелательным и быть в состоянии любви, но ты, конечно, не переходишь христианских проявлений …

Как  мне надоело состояние постоянного мысленного трепа… Хоть бы минутку полежать в мысленном вакууме…
(Закрывает глаза, слушает дыхание и сердцебиение. Вдруг внезапно мужским голосом:)
–Марина!
–Андрей! (вслух)


2007, Новокузнецк


Рецензии