Май - приезд Троцкого. Июнь - назначение Брусилова

И 4 мая в Петрограде также торжественно, как и Ленина, встретили Троцкого, который тоже жаждал ринуться в бой. С Финляндского вокзала Троцкий сразу отправился на заседание Петросовета, председателем которого он был еще в 1905 году. А сейчас ему предоставили только место в Исполкоме с совещательным голосом.
И уже во время июльских волнений «межрайонцы» Луначарский, Антонов-Овсеенко, Урицкий, Володарский, Иоффе (птенцы гнезда Троцкого) в полном составе присоединились к Ленину, который на столь поздний приход Троцкого к большевикам заметил, что этому мешали «амбиции, амбиции и только амбиции».

Лейба Бронштейн (Лев Троцкий) родился в семье землевладельцев-колонистов Херсонской губернии 26 октября - запомните эту дату! - 1879 года и был на 9 лет моложе Ленина.
Отец Троцкого старался дать детям приличное образование. В реальном училище мальчик значительно выделялся среди сверстников сообразительностью, красноречием и, главное - способностью  обращать на себя внимание. Его привлекали оригинальные яркие идеи, которые он схватывал на лету, а потом размахивал ими в спорах со сверстниками.
По окончании реального училища он стал посещать марксистский кружок. Эта впечатлительность молодых людей при виде призрака коммунизма часто оставляла молодежь без высшего образования. Но Троцкому не нужен был университет – он хотел ваять мир сам, придавая ему такие формы, которые сверкали бы без доказательств. Поэтому, легко поступив на физико-математический факультет Новороссийского университета, Лейба также быстро его и бросил, поскольку  в свои 18 лет он стал лидером полулегальной организации «Южно-русский рабочий союз», за что через год оказался в одесской тюрьме.
В Одессе тогда говорили: «Вы помните Лейбу, который жил напротив тюрьмы?...Так теперь он живет напротив своего дома…»
Следствие по делу Троцкого длилось два года, потому что он так умело запутывал следователей, что в конце допросов те уже оправдывались сами.
Наконец Троцкий был отправлен в Восточную Сибирь на четыре года ссылки. По пути к месту отбывания он близко сошелся с революционеркой Соколовской, которая была на семь лет старше него, и их брак, заключенный в 1900 году в пересыльной Бутырской тюрьме, значительно облегчил им условия ссылки в Иркутской губернии.
В ссылке Троцкий быстро установил связь с агентами газеты «Искра», начав писать под псевдонимом «Перо», и в 1902 году, получив приглашение в газету, бежал за границу. «На память и на удачу» он вписал себе в фальшивый паспорт фамилию старшего надзирателя одесской тюрьмы Троцкого.
Встретившись в Лондоне с Лениным, Троцкий стал постоянным сотрудником «Искры». Луначарский писал: «Заграничную публику Троцкий поразил своим красноречием и апломбом… По его молодости к нему серьёзно не относились, но признавали выдающийся ораторский талант».

Во время первой русской революции 1905 года Троцкий, как и многие заграничные революционеры, прибыл в Санкт-Петербург и стал одним из руководителей городского Совета рабочих депутатов. В декабре 1905 года он вместе с большой группой депутатов был арестован и после суда отправлен на вечное поселение в Сибирь, но по пути бежал от вечности.
В 1908 году Троцкий начал издавать в Вене газету «Правда». Но в 1912 году большевики взяли это название для своей газеты. При этом Ленин, успокаивая обиженного Троцкого, сказал, что в большевистской газете правды больше.
С 1912 года, когда меньшевики и большевики разошлись, Троцкий занял примиренческую позицию, чтобы не терять ни тех, ни других.
В том же году, скрываясь от Столыпинской реакции, Троцкий поехал военным корреспондентом от киевской газеты на Балканскую войну, проработал там два года и написал около 70 репортажей с места боев. В этой поездке он сумел приобрести значительный военный опыт, который помог ему в создании Красной армии.
Вернувшись в Европу, Троцкий тесно сотрудничал с Лениным и Зиновьевым, меньшевиками Мартовым и Аксельродом, эсерами Черновым и Натансоном, и швейцарским социалистом Платтеном.
За пропаганду против войны Троцкий в январе 1917 года был выслан из Франции в Нью-Йорк. Работал с русскоязычными левыми газетами, где познакомился с Бухариным, Володарским и Коллонтай.
Нью-Йорк Троцкий характеризовал: «На улицах торжествует эстетическая теория кубизма, а в сердцах — нравственная философия доллара. В этом городе долгие годы будет выковываться несчастье всего человечества».

Троцкий, как и все левые революционеры, не ожидал проведенной в России буржуазной революции. Узнав о ней, он в конце марта 1917 года вместе с группой товарищей отплыл на пароходе, направляющемся в Норвегию, чтобы оттуда добраться до России. Но США решили, на всякий случай, придержать эту «всепроникающую бациллу мировой революции» в концентрационном лагере в Канаде. И только по ходатайству российской демократии, пришедшей к власти, Троцкому разрешили отплыть в Швецию, откуда он благополучно прибыл в Россию.

Относительно характера Троцкого Луначарский отмечал его властность и отсутствие обаяния, которое всегда окружало Ленина. В то время, как по оценке Молотова, «Ленин умел всех использовать — и большевика, и полубольшевика, и четверть большевика, но только дельного и грамотного». Вообще Ленин считал, что политическая партия не институт для благородных девиц. Ей приходится сталкиваться со всем спектром человеческих отношений.
Только Ленин мог придержать около себя Троцкого и дать раскрыться ему в блестящего лидера. Со смертью Ленина исчез с небосклона и Троцкий.

18 апреля 1917 года в Петрограде рабочие вышли на демонстрацию, чтобы широко отпраздновать 1 мая по европейскому календарю. Под этот шумок министр иностранных дел Милюков сделал заявление, что Россия будет продолжать войну до победного конца. Среди военного гарнизона Петрограда это вызвало такой протест, что Милюкову и военному министру Гучкову пришлось уйти в отставку. Вместо них военным и морским министром стал Керенский, а министром иностранных дел – крупный владелец земель и промышленности Терещенко.
В правительство для успокоения публики было добавлено шесть министров-социалистов. Так образовалась первая правительственная коалиция, которая не улучшила никаких кондиций, потому что министры-социалисты всегда оставались в меньшинстве..
Главной задачей Временного правительства был созыв обещанного в марте Учредительного собрания, которое в конце концов избавилось бы от Советов. Тогда был бы создан двухпалатный парламент европейского типа - наилучшая «подушка безопасности» для власти, потому что верхняя элитная палата, контролируемая властью, всегда могла бы подправить нижнюю, более народную.

Получив пост военного министра во втором Временном правительстве, Керенский начал активно подготавливать обещанное союзникам наступление. Будучи одаренным оратором, он постоянно ездил воодушевлять военные части на фронтах, получив за это прозвище «главноуговаривающего», а на должность верховного главнокомандующего Керенский назначил героя войны генерала А. Брусилова.

Алексей Брусилов родился в 1853 году в Тифлисе в семье генерала, поэтому проблем с дальнейшей карьерой не имел. В 1872 году он окончил Пажеский корпус - учебное заведение с военным уклоном, куда, как и в Царскосельский лицей, зачислялись по высочайшему повелению. По окончании в чине прапорщика был зачислен в драгунский полк, шефом которого был брат Николая I. По протекции командующего гвардии Великого князя Николая Николаевича Брусилов в 1901 году был произведен в генерал-майоры, а в 1909-м стал командовать гвардейским корпусом в Польше.
В начавшейся войне Брусилов показал себя мастером маневренной войны, которая уже начинала преобладать над позиционной, а в начале 1915 года был причислен к императорской свите с присвоением звания генерал-адъютанта. Николай II поручил Брусилову командование Юго-Западным фронтом.
Наступление русской армии в 1916 году планировалось начать с середины мая одновременно на трех фронтах, чтобы к началу наступления союзников русские уже оттянули на себя значительную часть немецко-австрийских войск. Северный и Западный фронты начали свои наступления по плану, а Юго-Западный, по срочной просьбе итальянцев, изменил направление главного удара на более южное, при этом расходясь с направлением удара Западного фронта. Наступление на юге получилось неожиданным для противника и успешным для Брусилова, но Западный фронт попал в тяжелое положение и остановился. 
Уже на пятый день наступления 4 брусиловские армии, в составе которых было много гвардейских частей, прорвали австро-венгерский фронт и взяли в плен 1300 офицеров и свыше 80 тысяч нижних чинов. В результате этого Брусиловского прорыва Юго-Западный фронт занял почти всю Волынь, Буковину и часть Галиции. А союзники за счет русского маневра весьма улучшили свое стратегическое положение.
Огромные потери, понесённые австро-венгерской армией, подорвали её боеспособность. А прорыв Брусилова остался единственной яркой стратегической операцией русской армии. Но к концу августа наступление Юго-Западного фронта выдохлось, потери русских составили до полумиллиона солдат и офицеров (практически вся гвардия и забайкальские казаки), и войска отошли на исходные позиции. 
Брусилов писал: «Никаких стратегических результатов наша операция не дала, ибо Западный фронт главного удара так нанести и не смог».
С точки зрения военного искусства, наступление Юго-Западного фронта ознаменовало собой появление новой формы прорыва – стратегически случайного. Когда войска долго и нудно готовятся к наступлению в одном месте, о котором уже разведал противник, но вдруг без подготовки посылаются на другое направление и от неожиданности для противника имеют успех. В результате после сражений 1916 года немцы и австрийцы уже не предпринимали активных действий против русских войск до конца войны.

Не имея интереса к политике и ее интригам, Брусилов после Февральской революции подал в отставку и переехал в Москву. Там он узнал об Октябрьской революции и во время Московского восстания отказался возглавить части, верные Временному правительству.
Брусилов писал: «Я больше 50 лет служу русскому народу и России, хорошо знаю русского солдата и не обвиняю его в русской трагедии. Утверждаю, что русский солдат при разумных началах воинской дисциплины вновь окажется на высоте своего долга».
Из всех бывших главнокомандующих российской армии в революционной России остался один Брусилов. Скитаться за границей в роли эмигранта он не считал для себя достойным. Генеральское прошлое послужило причиной ареста Брусилова в августе 1918 года, но, благодаря ходатайству бывших царских генералов, уже служивших в Красной Армии, Брусилов был освобожден.
В это время его сын, офицер-кавалерист, вступил в ряды РККА. Честно сражавшийся на фронтах Гражданской войны, он в 1919 году попал в плен к Деникину и был по его приказу повешен. Узнав об этом, Брусилов добровольно вступил в Красную Армию, сначала возглавив комиссию по использованию опыта первой мировой войны, а затем был назначен главным кавалерийским инспектором РККА и проработал на этой должности до своей кончины в 1926 году.
Брусилов был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве рядом с могилой начальника штаба своего Юго-Западного фронта генерала Клембовского.

С 3 по 24 июня 1917 года в Петрограде проходил I Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, на котором присутствовало свыше тысячи делегатов. Большевиков среди них было только 140 человек.
Съезд поддержал Временное коалиционное правительство и принял решение о продолжении войны. На предложение Ленина о передаче всей власти Советам, лидер меньшевиков Церетели заявил, что в России сейчас нет таких политических сил, чтобы выполнить эту задачу.
«Есть такие силы!» - воскликнул с места Ленин, и весь зал разразился смехом. Но Ленин продолжил: «Если буржуазия сумела свергнуть царизм и приспособить власть под себя, то почему рабочий класс в союзе с солдатами и крестьянами не может этого сделать?»
ВЦИК съезда был избран в количестве 320 человек под председательством меньшевика Чхеидзе.

Сразу же после съезда началось наступление русской армии все на том же Юго-Западном фронте против Австро-Венгрии, но оно выдохлось уже через два дня - вся страна, кроме Съезда, хотела мира. Солдаты отказывались идти в бой и массово дезертировали с позиций. Временное правительство тут же, вопреки мартовскому обещанию Петросовета, попыталось отправить на фронт ряд частей Петроградского гарнизона, наиболее сильно подвергшихся антиправительственной агитации. Особенно это относилось к Первому пулёмётному полку, по численности соответствовавшему дивизии — 11 тысяч солдат и 300 офицеров. В ответ полковой комитет постановил маршевые роты не отправлять. И в Петроградом между правительством и войсками возникло напряжение.


Рецензии
Ленин написал в 1917 году в записной книжке:"Мелкая буржуазия колеблется:
Троцкий, Ларин..." и другие фамилии.

Татьяна Буторина   18.06.2018 01:05     Заявить о нарушении
Спасибо! Не читал...

Дмитрий Соловьев   18.06.2018 20:27   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.