Без царя в голове - глава 9

У меня есть один друг, по имени Аркадий. Он большой поклонник спорта, особенно – футбола и хоккея. Когда я к нему приезжаю, он всегда устраивает для меня ликбез на тему нынешнего положения в основных мировых турнирах. Я не большой фанат спорта, особенно – футбола, однако слушаю, и даже иногда что-то понимаю.

А ещё у него есть увлечение магией имён. Он считает, что имя человека непосредственно влияет на его характер, и что у каждого из нас могут сложиться своеобразные отношения с людьми, названными определённым образом.

Говоря за себя, я не считаю магию имён абсолютной. В наше время имена превратились в клички, наподобие тех, которыми кличут собак. В них не вкладывают никакого смысла. О том, как соотносится с моей личностью значение моего имени, вы уже читали в самой первой главе моего рассказа.

Однако, есть одно имя, с обладательницами которого у меня связаны особые чувства… очень положительные и светлые.

Это имя финикийского происхождения, означающее буквально «финиковая пальма». По-еврейски оно звучит как «Фамарь», а в наш язык вошло в форме «Тамара». В моей жизни фигурировали и фигурируют три обладательницы этого имени, и все они стали очень дорогими для меня людьми. Поэтому и начну я рассказ о ближайших мне людях с них – моих пальмовых фей, уж простите за несколько корявую метафору.

В первую очередь, это, конечно же, моя бабушка по матери, Тамара Владимировна Чистякова. Нас сближают даже сходные дни рождения – она родилась 20 марта, а я 21-го. Но дело, естественно, не ограничивается только этим.

Я уже писал об интеллигентности, как об одном из важнейших моих качеств, повлиявших на мою личность. Так вот, именно бабушка Тома была главной носительницей интеллигентности у нас в семье. Её богатая библиотека была перечитана моей сестрой, а позднее и мною, буквально до дыр. Достоевский и Бунин, Ахматова, Ильф и Петров, Дюма, Джек Лондон, Лилианна Лунгина – не сосчитать всех миров и мыслей, которые я почерпнул, находясь у бабушки на отдыхе!

Как и моя мама, бабушка по образованию – врач. Сейчас она, конечно, давно уже на пенсии, но очень долго работала участковым терапевтом в Николаевской ЦРБ. Я имел несчастье попасть туда с переломом руки в детстве. Мне было шесть лет, я играл на бетонных блоках неподалёку от дома, и грохнулся с одного из них прямо на руку.
 
Боль была адской! Я думал, что умру. Кость тоже сломалась довольно сильно – я не мог пошевелить пальцами. Руку загипсовали в больнице, и я почти всё лето провёл в гипсе. Гипс, однако, оказался не такой уж и плохой штукой – на нём можно было писать и рисовать, им можно было лупить соперников, играя с ними в какие-либо подвижные игры, а главное – он оказался очень удобной штукой в плавании! Именно с гипсом я научился плавать, благо Волгоградское водохранилище, которое образует Волга в этом месте своего течения, довольно мелководное… Но я увлёкся, простите.

Вернёмся к бабушке Томе. Она живёт в Николаевске – небольшом городке прямо напротив моего родного города Камышина, на другом берегу Волги. Между этими городами ходит речной трамвайчик, поэтому Камышин является центром цивилизации для жителей Николаевского района. Неудивительно поэтому, что Николаевск стал для меня практически таким же родным местом, каким является Светлый Яр и Волгоград. И каждое лето мы старались приезжать в Николаевск, чтобы погостить у бабушки. В детстве это было практически целое лето, но в последнее время очень редко удаётся навестить её больше, чем несколько дней в году, в различное время.

Бабушка – это то, что ещё связывает меня с моим детством, которое безвозвратно ушло. Я молюсь о её здоровье, чтобы я ещё долго мог навещать её, и чтобы Николаевск продолжал оставаться для меня своим городом.

Да и что говорить! У всех были (а у кого-то – и сейчас есть) бабушки и деды, и не мне объяснять, как дороги для нас связи с ними. Недаром говорят, что внуков любят больше, чем собственных детей – я убеждён в этом.

Она стала моим ангелом-хранителем на большую часть жизни. Но случилось так, что и в университете я встретил ещё двух девушек с этими именами, и они обе навсегда остались в моём сердце.

***

Я уже рассказал о том, как познакомился с большей частью одногруппников, но кое-кого упустил из виду. И это я сделал намеренно.

Совершенно случайно мой взгляд вдруг упал на неё. Русые волосы, голубые глаза, веснушки. Средний рост, футболка и слегка мешковатые голубые джинсы. На вид – совершенно обычная девчонка, но при взгляде на неё, я почувствовал что-то очень тёплое в душе. Мне показалось (как потом выяснилось, не напрасно), что этот человек очень хороший, и с ним можно наладить контакт.
 
Но она сидела одна, ни на кого не обращая внимания. Должно быть, она была слегка взволнована, как и я. Было видно, что новая обстановка её не очень-то и веселит. «Видимо, она ждёт, когда всё это кончится», - подумал я.

Когда нам огласили расписание и отпустили по домам, все стали расходиться. Я провожал эту девушку взглядом, и, наконец, решил заговорить:

- Привет, как тебя зовут?

- Ну, Тамара, - ответила она.

Казалось бы, на этом было бы хорошо и остановиться для первого раза. Но я не был бы собой, если бы на ровном месте не вляпался в какое-нибудь говно. Чаша сия не миновала меня и в этот раз. Вспоминая эту встречу сейчас, спустя много лет, я думаю: и вот надо же было мне умудриться сморозить такую глупость! Но я это сделал, что было, то было…

- А можешь дать мне свой номер телефона? – спросил я, улыбаясь.

Прямое попадание! Она посмотрела на меня, как на кретина.

- А зачем он тебе нужен? – и, развернувшись, ушла.

..Аукался мне этот телефон ещё целый год. При виде меня она сразу закрывала лицо руками и убегала, как будто я – потенциальный маньяк! Я смеялся над этим поначалу, даже дал ей прозвище «Устрица». Оно нисколько не обидное, на мой взгляд – я знал, что многие устричные раковины прячут в себе драгоценный жемчуг, и нутром чувствовал, что эта русая ракушка не будет исключением.

Первое время я, как идиот, пытался пойти с ней на контакт, а она от меня убегала. Однако в 2013 году случился Евромайдан на Украине, а чуть позже – события в Крыму.

Я уже упоминал, что для меня Украина – вторая родина, земля моих предков. Но дело в том, что и Тамара Мирошниченко (а именно так звали мою застенчивую знакомую) была родом из Крыма, уехав к нам в семилетнем возрасте. И поэтому мы начали вместе общаться сначала на эту тему, а потом – и на все остальные. Мы могли говорить о чём угодно: от политики до последних новостей в шоу-бизнесе, и чувствовали себя превосходно. Потом это продолжилось и в личном общении.
И так, незаметно, она стала моим самым близким другом, с которым я мог поговорить, например, о смысле жизни. Как-то раз, когда у меня было плохое настроение, я спросил её:

- Тома, можно задать тебе пару вопросов? Скажи мне… нашла ли ты радость в жизни?

- Нет, - ответила она.

- А твоя жизнь принесла радость другим? – спросил я.

Тома долго думала, как ответить. Потом она произнесла:

- Хм… сложный вопрос. Я не знаю, как на него ответить. Наверное, нет… Не знаю..

- Понятно… я в пролёте по всем позициям, если тебя это утешит, - заметил я. – Нас с тобою не пустили бы в древнеегипетский рай. Знаешь, есть такая легенда, согласно которой, Осирис спрашивал этим два вопроса у каждого умершего египтянина. У меня нет радости в жизни, Тома. Что такого в том, что я существую? И радости никому не приношу…

И тогда Тома улыбнулась и сказала:

- Ну, подумаешь… Я вот тоже под критерии не подхожу.

И этого было достаточно, чтобы моё настроение стало хотя бы чуть-чуть лучше.

Среди девушек, она, быть может, единственная, кто хоть немного знает, какой я на самом деле и понимает меня. У меня нет и не будет от неё секретов, как не может их быть от того, кто всегда сможет понять, простить и поддержать, без насмешек и колкостей. И я старался быть для неё таким другом – у неё бывали иногда срывы. Она не переносит несправедливости, и сражается за неё даже тогда, когда это, казалось бы, гиблое дело. Но ведь именно поэтому нарушители порядка так нагло себя и ведут, что не встречают должного отпора! Этого её качества многие не понимают, но я понимаю и одобряю на все сто процентов.

Мне всё равно, какие у неё недостатки – с ней этого не замечаешь. Мы дружим так крепко, что иногда мне даже и не хочется с ней ни о чём говорить – просто сидеть с ней на лавочке, и молчать, ни о чём не думая. Я не могу позволить такую роскошь даже с самим собой, а с ней – запросто.

Тома очень дорога мне. Если бы я и женился на какой-либо девушке – то разве что на такой, как она. На такой, к которой можно вломиться в любое время и выплакать всю жилетку, или же рассказать самую нелепую мысль, которая только придёт в голову. На такой, которая будет с тобой до конца, и никогда не предаст. На такой, которая не бросит ни одного человека, находящегося в беде, и приложит всё, чем располагает, чтобы облегчить его участь. Именно это, а не смазливую внешность, я ценю в других людях, в том числе в девушках. По такому принципу отбираю себе друзей и круг общения. Тома в моих глазах – практически идеальная женщина.

Но другой такой нет…

 И дело даже не в том, что у неё тоже есть молодой человек, вовсе нет. Просто моё отношение к ней сравнимо не с любовью мужчины и женщины, но скорее с чувствами брата к сестре. Мне не хватало такой сестры в детстве, и я очень рад, что судьба подарила мне такого человека, как Тома, пусть и довольно поздно. Я даже могу сказать, что… люблю её.

И если любовь и существует (в чём я, после своих многочисленных неудач в личной жизни, не уверен), то пусть она лучше будет такой. Когда тебе радостно, если у дорогого тебе человека всё хорошо, даже если ты к этому не причастен. Когда это не причиняет тебе ни боли, ни грусти, а лишь радость и душевное равновесие.

Я регулярно поддерживаю с ней связь, и очень надеюсь, что она будет в жизни счастлива. С кем угодно, как угодно. Я готов содействовать ей в этом ровно настолько, насколько это ей необходимо. И я очень благодарен ей за всё, что она для меня сделала. Дай ей Бог здоровья и счастья!

***

Но есть и ещё одна Тамара, сыгравшая в моей жизни значительную роль. Тамара Кочубей, дочь богатого бизнесмена, переведшаяся к нам на втором курсе из Высшей школы экономики, что в Москве.

У меня плохое отношение к богатым людям. Нет, я не разделяю убеждения моего деда-коммуниста насчёт того, что все богачи – мошенники и воры. Я говорю о том, что, если ты хочешь узнать человека по-настоящему, а не за ширмой вежливости и такта – дай ему две вещи: деньги и власть. Ну, или хотя бы одну из них.

Большинство обеспеченных людей этот экзамен проваливают и превращаются в того, кого у нас презрительно называют «мажорами» - богатых уродов, которым на всё и на всех плевать. И такое же отношение к окружающим они передают своим детям. Что из этого получается, мы все видели, особенно на примере Москвы и Санкт-Петербурга. Гонщики на Гелендвагенах – прямое следствие отсутствия должного воспитания, помноженное на богатство, влекущее за собой гораздо большее количество возможностей, нежели у других.

Но Тома Кочубей – не из таких. Если Христос сказал, что проще верблюду пройти через игольное ушко, нежели богатому войти в царствие Небесное, то она с этой задачей справится. В первую очередь, благодаря её доброму и отзывчивому характеру, который не зачерствел из-за больших денег.

Я до сих пор не понимаю, почему однажды она решила мне помочь, поддержав меня морально, и, в некоторой степени, материально. Она утверждает, что увидела, что я хороший человек, а таким людям нужно давать шанс. Но чем я оказался так уникален в её глазах?..

Есть люди, которые учили меня терпеть. Есть люди, которые помогали мне переносить невзгоды и преодолевать их. А Тома… она стала для меня символом надежды и веры. Она показала мне, что человеку нужно очень немного, чтобы устойчиво чувствовать себя в мире – всего лишь поддержка тех, кто в него верит. И тогда, чувствуя эту поддержку, человек сможет поверить в себя и начать двигаться вперёд, осознав, что всё в его руках.

И, пожалуй, это – самый ценный урок, что я извлёк из своей жизни. Преподала мне его та, кто, казалось бы, не нуждается абсолютно ни в чём материально, да и духовно. Тома постоянно ездит по миру, знакомится с самыми разнообразными людьми на планете. И при этом, она может творить маленькие чудеса, помогая маленьким людям, вроде меня, найти своё место в жизни и перестать переживать по любому поводу.

Кто ещё на такое способен в наше время? Мне кажется, никто.

Никогда не забуду наш совместный шоппинг и посиделки, во время которых мы могли обсудить друг с другом абсолютно всё, что можно. Никогда не забуду то, что она сделала для меня – пусть для неё это ничего не стоило. Спасибо, моя добрая фея, что вовремя появилась в моей жизни и научила меня верить в себя.

***

Возвращаясь к магии имён, в которую так верит мой друг Аркадий, я могу сказать, что, если она и проявляется в полной мере на ком-то, так это на Тамарах. Отношения, связывающие меня с этими тремя женщинами, дали мне столько, сколько не смогли бы дать все остальные люди, встречавшиеся в моей жизни (не считая родителей, конечно).

Три Тамары, три финиковых пальмы, выкормившие меня, когда я голодал, три феи, возникавшие в моей жизни, и помогавшие мне тогда, когда я в этом особенно нуждался! Я не верю, что всё это было случайно. Быть может, вы были посланы мне свыше, чтобы я смог научиться ходить, и выстоять против этого жестокого мира... Постараюсь вас не разочаровывать.


Рецензии