Гуру искусств
Облачившись в немыслимый наряд начала XX века, она плыла по залу впереди процессии, шурша длинной юбкой и указывая длинным мундштуком на картины.
- Меня зовут София Ивановна - я директор этого прекрасного музея, искусствовед, доктор наук, доцент, автор монографий и статей в альманахах "Золотая пора" и "Культурный N-ск"... А эту прекрасную работу художник Z создал в дни печали, - величественно возвещала она. - Обратите внимание на направление и структуру мазков, а также одинокий веник в углу, который как бы усиливает эффект грусти и пустоты. Композиция состоит из трех фигур, образующих условный треугольник...
Через пару минут публика смотрела на нее отрешенными, стеклянными глазами и дружно зевала. Меня тоже раздражал подход Софии Ивановны.
Во-первых, никому не интересны ее многочисленные титулы и заслуги, во-вторых, откуда ей знать, что думал художник, когда писал, тем более, если он жил лет четыреста тому назад? Не иначе, как предчувствовал рождение великого искусствоведа и оставил Софии Ивановне послание с подробным толкованием своих переживаний. И, в-третьих, я всегда поражалась, как человек, ни разу не державший в руках ни кисти, ни карандаша, может так смело рассуждать о мазках, фактурах и композиции. Меня возмущало, что подобные люди, не создав ничего, всю жизнь паразитируют на чужом творчестве, да еще получают за это зарплату. Но Софии Ивановне, конечно, было абсолютно наплевать на мое мнение.
А однажды произошел курьезный случай. Музей готовился к открытию персональной выставки замечательной петербургской художницы Эллы Парфеновны, и неугомонная София носилась по просторному залу, понукая студентов:
- Не вешай против света! Выровняй угол! Поменяй работы местами! Все должно пройти на высшем уровне.
Когда все приготовления были окончены, я так устала, что хотела было потихоньку улизнуть с церемонии открытия, но передумала: мне очень хотелось увидеть Эллу Парфеновну. Художница оказалась высокой полной женщиной с аккуратной стрижкой и степенной походкой. Она вышла в центр зала под аплодисменты зрителей, взяла в руки микрофон и заговорила приятным глубоким голосом:
-Дорогие друзья! Я благодарна всем вам, что вы пришли меня поддержать в эту важную минуту. Я впервые привезла свои работы в N-ск и вижу, какая здесь отзывчивая публика. Позвольте представить вам серию женских портретов в пастели. Вот этот, - она указала на одну из картин, - один из моих любимых. Наверное, многие узнали актрису Баранову. Она жизнерадостная, веселая и приятная в общении, очень хотелось передать это на полотне. Я использовала нежные тона: голубые, розовые, изумрудные, чтобы подчеркнуть молодость и легкость. Как видите, я оставила в картине много свободного пространства, и девушка кажется трогательной и беззащитной.
София Ивановна, до сей поры беспокойно ерзавшая на стуле, вдруг вскочила и буквально вырвала микрофон из рук художницы.
- Элла Парфеновна говорит, как мастер, - снисходительно заметила она. - С точки зрения профессионального искусствоведа, доктора наук, доцента, автора многочисленных монографий и статей в альманахах, работа выглядит в несколько ином свете. Эти бледные цвета с зеленоватым подтоном навевают грусть, пустое пространство подчеркивает одиночество девушки и ее депрессивное настроение. Кадровая композиция...
У Эллы Парфеновны вытянулось лицо. В публике послышался ропот возмущения, кто-то сдавленно хихикнул. - Позвольте, - протянула художница удивленно. - Думаю, если это моя работа, то я прекрасно понимаю, что именно хотела сказать зрителю. Не могли бы вы просто послушать, пока я говорю?
София Ивановна, ожидавшая оваций публики, а получившая полное неодобрение, сконфуженно кивнула и тихонько заняла место рядом со мной.
- Возомнила о себе невесть что, - буркнула она.
-Кто? - спросила я. - Элла Парфеновна?
- Конечно! - с жаром ответила директор. - Рассуждает о картинах! Да что она смыслит в подобных вещах?
Свидетельство о публикации №217042200804
Очень здорово!
Давыдов Александр 25.12.2017 02:26 Заявить о нарушении