Национальный вопрос. Разговор с подругой
С момента добровольного присоединения Казахстана к России появлялись русско – казахские интернациональные семьи. В середине 19 века сюда, после неудавшихся восстаний, в ссылку отправили много поляков, кто-то из них потом возвращался на Родину, но многие остались. В 20 веке, после Гражданской войны и бело - чешского мятежа здесь оставались пленные или добровольно перешедшие на сторону Красной Армии венгры, чехи, австрийцы.
Годы репрессий – новые волны прибывающих, хотя и несвободных людей. Предвоенные годы дали республике переселённых с Западной Украины, а в годы войны здесь появились репрессированные народы Кавказа, Крыма, немцы Поволжья, корейцы с Дальнего Востока.
На освоение целинных и залежных земель приехала молодежь из всех республик Союза. Все вместе переживали горе и радость, голод и праздники. По-моему, людей оказавшихся в великом котле народов, под названием Казахстан, в последнюю очередь интересовала национальность.
Не буду лезть в дебри этого вопроса. Но какой национальности моя дочь? Правда, для неё самой здесь нет вопроса - русская. Как говорят - это не национальность, а состояние души. Ведь один из её прадедов австриец, другой русский, третий украинец, четвертый поляк, а прабабки – русская, чешка, венгерка. Их дети женились и выходили замуж за русских, украинцев, немцев, татар.
В нашем классе маленькой сельской школы учились казахи, русские, немцы, украинцы, мордва, поляки, финны.
Моя дочь, как-то, перед окончанием второго класса, взволнованно рассказывала мне:
- Мама, а знаешь, оказывается Гуля – казашка!
Гуля – девочка, с которой дочь сидела за одной партой с первого класса.
Делаю такие – же круглые глаза, сдерживая смех, спрашиваю:
- Да ты что! А как ты узнала?
- А за ней мама приходила!
То есть, когда Гулю забирал из школы старший брат, никаких вопросов не возникало.
Удивляю дочь еще больше:
- А знаешь, что ваша учительница, Айман Шаматовна, тоже казашка?
- Не может быть!
Вспомнилась одна история. Когда тема религий перестала быть запретной в школе, на урок по истории религий в шестой класс пригласили имама. Он пришел с большой корзиной яблок и рассказывал, что в исламе, как и в христианстве главные ценности - жизнь человека и чистота души. Один из учеников спросил:
- А почему же тогда, кто-то молится Иисусу, а кто-то Аллаху?
Имам улыбнулся, достал из корзины яблоко:
- Что это?
- Яблоко!
Имам достает второе яблоко:
- А по-казахски?
- Алма!
Вот, третье яблоко в его руке:
- А по-английски?
- Эппл!
хором кричат дети.
Имам порезал яблоки на дольки и угостил детей:
- Вкусно? Теперь скажите, кто съел яблоко, а кому попалась алма?
Сын моих русских друзей женился на девушке из мусульманской татарской семьи, их четырехлетний мальчик, проходя мимо православного храма молится:
- Бисмилля благослови!
Почему вдруг, мы начали выяснять, чья вера более правильная? Кто из нас ближе к Богу? Какой народ самый главный? Может это от душевной ущербности тех, кто нас сортирует? Может сначала нам всем надо повзрослеть мыслями и душой?
А пока:
- Бисмилля благослови!
Свидетельство о публикации №217042200844
Порядка двадцати лет прожил а Алма-Ате (Алматы)и с теплом вспоминаю своих друзей разной национальности.
С уважением,
Анатолий Шнаревич 28.04.2018 14:27 Заявить о нарушении
Тамара Деменкова 28.04.2018 17:02 Заявить о нарушении