C 22:00 до 01:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Национальный вопрос. Разговор с подругой

 В счастливые времена недавнего прошлого национальный  вопрос  не был таким болезненным, как сейчас.  Не могу вспомнить проблему, возникшую на национальной почве.

С момента добровольного присоединения Казахстана к России  появлялись  русско – казахские  интернациональные семьи. В середине 19 века сюда, после неудавшихся восстаний, в ссылку отправили много поляков, кто-то из них потом возвращался на Родину, но многие остались.  В  20 веке,  после Гражданской войны и  бело - чешского мятежа здесь оставались пленные или добровольно перешедшие на сторону Красной Армии венгры, чехи, австрийцы.

  Годы репрессий – новые волны  прибывающих, хотя и несвободных людей. Предвоенные годы   дали  республике  переселённых  с  Западной Украины,  а  в годы войны  здесь появились  репрессированные  народы   Кавказа, Крыма, немцы Поволжья, корейцы с Дальнего Востока. 

На освоение целинных  и залежных земель приехала  молодежь из всех республик Союза.  Все вместе переживали  горе и радость,  голод и праздники.  По-моему, людей оказавшихся в великом котле народов, под названием Казахстан, в последнюю очередь интересовала национальность.

Не буду лезть в дебри этого вопроса. Но какой национальности моя дочь? Правда, для неё самой здесь нет вопроса - русская. Как говорят - это не национальность, а состояние души. Ведь один из её прадедов австриец,  другой русский, третий  украинец,  четвертый поляк, а прабабки – русская, чешка, венгерка. Их дети женились и выходили замуж за русских, украинцев, немцев, татар.

В нашем классе маленькой сельской школы учились  казахи, русские, немцы, украинцы, мордва, поляки, финны.

Моя дочь, как-то,  перед окончанием второго класса, взволнованно рассказывала мне:
- Мама, а знаешь, оказывается Гуля – казашка!
Гуля – девочка,  с которой дочь сидела за одной партой с первого класса.
Делаю такие – же круглые глаза, сдерживая смех, спрашиваю:
- Да ты что! А как ты узнала?
- А за ней мама приходила!
То есть, когда Гулю забирал из школы старший брат, никаких вопросов не возникало.
 Удивляю дочь еще больше:
- А знаешь, что ваша учительница,  Айман Шаматовна,  тоже казашка?
- Не может быть!

 Вспомнилась одна история. Когда тема религий перестала быть запретной в школе, на урок по истории религий в шестой класс пригласили имама.  Он пришел с  большой корзиной  яблок и рассказывал, что в  исламе, как  и в  христианстве  главные  ценности - жизнь человека и чистота души.  Один из учеников спросил:
- А почему же тогда, кто-то молится Иисусу, а кто-то Аллаху?
Имам улыбнулся,  достал из корзины яблоко:
- Что это?
- Яблоко!
Имам достает второе яблоко:
- А по-казахски?
- Алма!
Вот, третье яблоко в его руке:
- А по-английски?
- Эппл!
хором кричат дети.
Имам порезал яблоки на дольки и угостил детей:
- Вкусно? Теперь скажите, кто съел яблоко, а кому попалась алма?

Сын моих русских друзей женился на девушке из мусульманской татарской семьи, их  четырехлетний мальчик,   проходя мимо православного храма молится:
- Бисмилля  благослови!

Почему вдруг, мы начали выяснять, чья вера более правильная?  Кто из нас ближе к Богу?  Какой народ самый главный? Может это от душевной ущербности тех, кто нас сортирует? Может сначала нам всем надо повзрослеть  мыслями и душой? 
 А пока:
- Бисмилля благослови!


Рецензии
Очень правильная и актуальная статья, Тамара.
Порядка двадцати лет прожил а Алма-Ате (Алматы)и с теплом вспоминаю своих друзей разной национальности.
С уважением,

Анатолий Шнаревич   28.04.2018 14:27     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв, Анатолий! Очень скучаю по Алмате. Всего Вам доброго!

Тамара Деменкова   28.04.2018 17:02   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.