Родимые пятна капитализма
Официально Советский Союз распался после заключения соглашения трёх славянских стран в Беловежской пуще, то есть в 1991 году. Но это финальная точка, концовка исторической цепочки, а где её истоки? Где начало этого развала? Распада. Каковы их истинные причины?
В 1917 году, когда на государственном уровне была отменена частная собственность на средства производства, на товары группы А. Но одно дело официально провозгласить отмену частной собственности, а совсем другое дело изжить её из человеческой психологии, сущности, которые формируются и даже насаждаются сверху не одно поколение и не одно тысячелетие.
Об этом, в частности, свидетельствует и НЭП, которая породила НЭПманов и которых так ярко и зло высмеял в своей кинокомедии «Весёлые ребята» Г.В. Александров. Всё изменилось, как по мановению волшебной палочки. Сразу частные магазины наполнились всевозможными товарами. Оживились рестораны и другие увеселительные заведения для… «весёлых ребят», для «горячих ребят»…для «горячих карело-финских парней»…
Кстати, для себя НЭП я называю ЛЭП-500.
ЛЭП- ленинская экономическая политика.
500- 500 дней – новая экономическая программа/НЭП/ Григория Явлинского и его Нью-Йоркского «Яблока».
Я впервые с родимыми пятнами капитализма столкнулся ни где – нибудь, а в самом Ленинграде –колыбели Октябрьской революции.
В 1970-е годы я учился в Ленинградском государственном университете на факультете журналистики. Жили мы, студенты-заочники, однажды в чудесном Старом Петергофе. Помню, нужно было остаться по делам учёбы после сессии в университетском общежитии. Комендант легко пошёл на уступки, но за определённую немалую плату и только в его личный карман, словно не государство, а он был хозяином общежития. В противном случае грозил выселить в течение 24 часов. И имел на это все законные основания.
Студенческое общежитие закрывалось на ремонт до нового учебного года.У нас же никаких законных оснований, тем более требований, на дальнейшее проживание в общежитии не было.
К слову сказать, о мытарствах заочников с общежитиями можно было бы написать отдельную книгу. Как-то я о них доверительно поделился преподавателю ЛГУ, который читал нам лекции и принимал зачёт. Он посоветовал мне написать обо всём этом в газету.
И где бы я был тогда? Не в университете – это уж точно! Сто процентов. Так что мы были в полной и прямой зависимости от личной, частной прихоти коменданта, его произвола, волюнтаризма и денежных аппетитов, которые, естественно, имеют обыкновенное свойство разгораться до бесконечности. Естественно, денежные поборы и другие подношения, в том числе в натуральных продуктах, в корыстных целях с проживающих в общежитии, особенно студентов-заочников, он поставил на поток. К сожалению, так частное предпринимательское дело было поставлено не в одном только этом общежитии. Об этом я знаю не со слов и не понаслышке, а из личного горького студенческого опыта. И не только.
Вторая встреча с родимыми пятнами капитализма произошла опять-таки в том же Ленинграде. На почте, когда мне нужно было отправить домой посылку. Посылочных ящиков на почте не оказалось. Неожиданно, как ёжик из тумана, ко мне вдруг ненароком подошла лениградская старушка - божий одуванчик и без всяких предисловий предложила свои частные услуги.По слухам,склад, где хранились государственные почтовые ящики неожиданно сгорел.Тогда я на факт пожара даже не обратил внимание.А сегодня,с учётом нынешней рыночной практики, вдруг задумался:не частные ли конкуренты государства и подожгли этот склад,чтобы устранить государство-партнёра.
Другим словом, как ясно и чётко видно из этого частного примера, государственно-частное партнёрство в СССР с 1917 года неофициально никогда не прекращалось, ни на день. И это нашло яркое отражение и подтверждение в советском социалистическом киноискусстве, о котором мы ещё поговорим.
Буквально через какие-то считанные минуты старушка принесла мне почтовый ящик и получила свои, как писали тогда советские газеты, нетрудовые доходы. Каюсь в своих прошлых грехах, и я тоже приложил руку к распаду Советского Союза.
Поскольку я работал в то время журналистом в районной газете, то мне не составило большого труда разговорить столь предприимчивую ленинградскую старушку. И она мне поведала много любопытного и интересного о частном бизнесе, которого, естественно, официально не существовало, и о теневой стороне советской экономики. Жалею, что не записал наш разговор по горячим следам. Не до того было.
Да и тогда я, ещё относительно будучи молодым и наивным студентом, даже не догадывался, что в окно советского развитого социализма бесцеремонно стучалось западное частное предпринимательство, бизнес, рыночные отношения. Правда, в то время они были ещё как бы в глубоком подполье, в тени, в «ежовых рукавицах» государственной плановой экономики и Советской власти.
Кто-то возразит, что это – частные мелочи, на которые не следует даже обращать внимание. Но из копеек складываются рубли, а из маленьких ручейков большие реки, моря и океаны. Да и не забывайте о родине капитана Копейкина и Чичиковых.
Ни для кого не составлял большой секрет, что в советское время существовало подпольное,теневое производство. И особенно оно процветало на Кавказе, в частности, в Грузии, в больших портовых городах. Например, в Одессе – маме, откуда берёт начало материнская линия в России и «материнский капитал». Беремесло. Да и странно, если бы всего этого не было, потому что страна находилась в окружении всё того же алчного капиталистического лагеря. А красиво жить, то есть на широкую ногу, свободно, как это умеют с шиком делать только на диком западе, никому не запретишь. Да и откуда, из какого-такого места растёт «Бриллиантовая рука»?Появляется «Золотая молодёжь»?..
И вот об одном таком подпольном, теневом полусоветском производстве рассказывает в своём сценарии фильма «За витриной универмага» А. Каплер. А уж он то очень хорошо знал, что писал и о чём писал. И обратите внимание на символическое название картины. Оно как бы предупреждает, что автор приоткрывает дверку для непросвещённых и наивных зрителей -простаков, чтобы они увидели, что же на самом деле творится за таким вполне благополучным и пристойным фасадом советского развитого социализма.
Поднимемся на ступеньку повыше и присмотримся к «рыбному делу», которое прогремело на всю страну и очень убедительно свидетельствует, что преступность в СССР начинает принимать угрожающий характер, поскольку становится организованной на государственном уровне, государственными чиновниками, в недрах самой государственной структуры и даже на уровне союзных министерств.Министров. И это не какие-то там бандитские 30-40- е годы, а уже вполне как бы цивилизованные 70-е годы, которые подготавливали и были предтечей лихих 90-ых годов, когда частное предпринимательство при помощи всё того же капиталистического запада вышло из подполья и перешло в открытое наступление на Советскую власть. И родимые пятна капитализма превратилась в смертельную раковую опухоль на «раковой шейке» Советского Союза.
Надо отчётливо понимать, что советский фильм «Максим Перепелица» ведь не столько о Максиме, сколько о спекулянтке Евдохе. Она открыто и на широкую ногу поставила продажу цветов по завышенным ценам из своего сада. Так сказать, ещё в советские времена поставила на поток частный садовый бизнес. И на колхозном рынке Евдоха была не одинока. И образ Евдохи не случайно преследует бедного яблонивца Максима на протяжении всего фильма.
Тема колхозного рынка и колхозно-кооперативной собственности, которая конкурировала с государственной собственностью и одновременно пользовалась её услугами, устанавливала свои цены на колхозном рынке – особая тема для отдельного разговора. Как и то, как колхозы, в том числе колхозы-миллионеры, с помощью «чёрных лесорубов» и их государственных покровителей заготовляли на собственные нужды драгоценную карельскую древесину.
Часто в советском кино - искусстве герои частно-государственного партнёрства представлялись зрителям милыми чудаками и чудиками. Да иначе при Советской власти и быть не могло, поскольку она очень строго следила за советским искусством и его деятелями. Особенно товарищ Сталин, который никому не передоверял и лично осуществлял контроль за важнейшим из всех искусств.
Вот, например, Алевтина из классики советского кино «Дело было в Пенькове», которая составляла открытую конкуренцию колхозу. Устраивала у себя комсомольские посиделки за неимением клуба и спаивала сельскую молодёжь спиртными напитками домашнего производства. Словом, была в деревне «некоронованным королём».И она первой почувствовала в новом агрономе А.Глечиковой угрозу своему частному домашнему бизнесу. И с первых же дней повела с ней скрытую борьбу не на жизнь, а на смерть чужими руками. И эта борьба могла бы закончиться победой Алевтины, но она не учитывала важность советского социалистического образа жизни, который и не позволил Ларисе совершить душегубство. Как она сама честно призналась, родилась не в то время, не в том месте и не при старом режиме, для которого беспредел был обыкновенным делом. Как сегодня у полуфашистского режима на Украине.
К слову сказать,в этом замечательном художественном фильме,который поставил С.Ростоцкий,показано не только противостояние Алевтины и колхоза,а и противостояние деревни и города,физического труда и умственного труда,веры,религии и науки,ручного труда и техники...
Так же коварно и хитро действовал частный предприниматель в советском игровом фильме «Испытательный срок». В то время ещё его презрительно называли русским неологизмом «нэпман». Хищный и алчный образ «нового русского» замечательно создал актёр и режиссёр А.Тутышкин. Такие, как он, пока безуспешно пытались повернуть время вспять, к капитализму. Это сделали за них их последователи в 90-ые лихие годы с опорой на Запад.
Частный советский предприниматель Сан Саныч из советского игрового фильма «Спортлото 82» фигура покрупнее и посолиднее, даже знаковая для того времени, которая очень успешно переносила свой личный опыт западного торгашества в советскую действительность. Он вступил в прямую и открытую конкуренцию - ни больше и не меньше - с советской государственной торговлей. Естественно, при попустительстве того же самого государственного торгового партнёра. И оба мирно и безбедно существовали за счёт эксплуатации «простого» трудового народа, как и присуще капиталу.
К месту было бы рассказать и о советском «кооперативном кино», которое пришло на смену советскому государственному кино. Таким образом, советский частный партнёр, словно удав, легко «проглотил» советского государственного партнёра и даже не подавился, не поперхнулся. Не поморщился.
Об этом и рязановский «Гараж», точнее «гаражный кооператив» и «жилищный кооператив»…
Так что «Операция «Кооперация» в Советском Потребительском Союзе прошла очень успешно и с чистой победой частного партнёра, частного предпринимателя над государственным партнёром, над государственным предпринимателем.
А называть её вы можете так, как кому нравится.Или как вольно интерпретировал факт действительности герой Евгения Леонова в фильме А.Митты "Гори,гори,моя звезда".Для одних это – западная приватизация, а для других – разгосударствление Советского Союза.Рейдерский захват "коллективного"Запада.,именуемый приватизацией.
Так был ли на самом деле социализм в СССР,тем более- развитой?
В действительности?
Или опять-таки желаемое выдавали за действительное?
Свидетельство о публикации №217042200861
Александр Ресин 24.04.2017 17:11 Заявить о нарушении