Без царя в голове - глава 12

Относительно спокойно и бесхлопотно прошёл шестой семестр. За это время не случалось никаких экстраординарных событий в моей жизни, и я начал задумываться: а всё ли правильно в моей жизни?

Многие говорят, что студенческие годы – самые весёлые в жизни. Большинство молодых людей беззаботно гуляют, пьют, влюбляются, работают – словом, живут радостной и яркой жизнью. Но на самом деле, весёлость жизни зависит ровно от одного фактора – желания человека.

Студенты наподобие меня – интровертивные, несколько ленивые эгоисты, - считают идеальной жизнь, в которой нет острых углов. Лучше всего для них – когда всё вокруг тихо, мирно, спокойно, и не происходит никаких происшествий. Поэтому всяческие неудобства, возникающие внезапно, способны привести их в панику и, как следствие, обернуться чередой проблем и ошибок. Так уж повелось у меня – избегать всего и вся, а потом получать от этого «всего» дубинкой по лбу.

Так было, например, с водительскими правами. Получить их мне предлагали ещё в 18-летнем возрасте, но тогда я отказался. Мне было комфортно передвигаться на общественном транспорте, я не комплексовал по поводу наличия машин у одногруппников и усмехался, видя, как Влад за рулём уезжает с парковки университета. Но однажды случилось то, что сдивнуло ситуацию с мёртвой точки.

Я шёл провожать на маршрутку свою одногруппницу Катю Кириченко. Она недавно съехала с общежития, и теперь жила недалеко отсюда. Выйдя на остановку, мы заговорили.

- Ты знаешь, Вась, надо бы тебе на права сдать, - сказала она.

- Ну, блин, опять! Кать, сколько можно тебе повторять – мне НЕ НУЖНЫ права сейчас! – вздохнул я. – Я спокойно езжу на маршруточках, слушая музыку и отдыхая от всей х...ты, что происходит здесь, а тут я должен буду постоянно напрягаться!...

Сказав это, я вдруг замер. Моё внимание привлек чёрный кроссовер, который проехал по направлению к Университетскому проспекту. За рулём машины сидела девушка. Она сидела за рулём и неспешно выезжала с парковки.

- Твою мать… - вырвалось у меня.

- В чём дело, Васенька? – усмехнулась Катя.

- Б...ь, ей лет меньше, чем мне, и скорее всего – намного. А она уже рассекает на автомобиле! Чё-то у меня как-то бомбит от этого, Кать… - проговорил я.

- Ну вот о чём я и говорю, Вась. Пусть даже у тебя нет доступа к машине, но права получить всё равно полезно – для будущего, так сказать, - усмехнулась девушка. – Ой, ладно, всё, маршрутка подошла. Давай, до скорого! – и, сев в фургон, уехала.

Я помахал ей вслед и пошёл на свою остановку. Увиденное сегодня, по совершенно неизвестной причине, вывело меня из равновесия на целый день. Автобус, ещё недавно казавшийся лучшим транспортом на земле, начал представляться тесным, жарким и неуютным гробом, напичканным людьми.

 Стоял конец мая, и Волгоград в это время обычно уже оказывался во власти страшной полупустынной жары. В тени было уже больше 30 градусов по Цельсию, и единственным спасением были кондиционеры в помещениях, в то время как на улице гражданам приходилось спасаться от адского пекла мороженым и напитками. Однако я не чувствовал ничего. Все мои мысли были поглощены той девушкой за рулём, которую я видел на парковке.

«Пора бы и честь знать», решил я. «Пойду к отцу. Дожить до 20 лет и не получить прав – по меньшей мере, странно, особенно для парня в нашей местности. А уж теперь, когда за рулём рассекают едва достигшие 18-летнего возраста девки… Нет уж!»

***

Июль 2015

На улицах Волгограда было 35 градусов тепла по Цельсию. Так показывал термометр, установленный на одном из магазинов, расположенном на Бульваре Энгельса. Однако ощущение было таким, что указывается всего лишь температура в тени – люди изнывали от жары. Ларьки с квасом и автоматы с газированной водой никогда не пустовали, мороженое раскупалось со скоростью света. В такой день приятнее всего остаться дома и попить чего-нибудь холодненького…

Но мне было не до мороженого или кваса. В тот день, несмотря на изнуряющее пекло, я сидел за рулём автомобиля и практиковался в вождении, коему обучался уже около месяца. Теоретические занятия начались ещё в июне, но только сейчас инструктор посчитал, что я готов приступить к практике.

Сам я так не думал.

***

 Базовыми навыками управления автомобилем я владел уже лет с тринадцати. Первый раз я сел за руль вообще в двенадцать лет. Я никогда не забывал тот самый первый раз, когда мы с отцом выехали на пустырь, и папа в первый раз доверил мне управление старенькой Дэу Нексией… Но, конечно, не всё так происходило гладко.

- Медленно отпускай сцепление… МЕДЛЕННО, ТВОЮ МАТЬ! – взрывался отец каждый раз, когда ещё неучёный, не поймавший баланс сцепления и газа я заставлял старенький полуторалитровый агрегат реветь, подобно быку, а затем – глохнуть из-за резкого выключения сцепления. Нормальные люди на это реагируют достаточно адекватно, однако отец, человек небогатый и всячески трясущийся за свою видавшую виды колымагу 2003 года выпуска, воспринимал всё крайне нервно.

- Так, а теперь – поехали. Да что ж ты так резко-то трогаешься, а… Вторую давай! – и я послушно включал вторую и ехал. Но очень часто у меня не получалось сделать всё правильно, и машина глохла. И вот тогда отец взрывался.

- ТЫ ЧТО, СОВСЕМ ТУПОЙ, МАТЬ ТВОЮ?! – орал он так, что дешёвый узбекский пластик дребезжал по всей тачке. – ЧТО ТУТ, Б...Ь, ВОЕННОГО, НА..Й?! У ТЕБЯ НОГИ, Б..Ь, НЕ ДЕРЖАТСЯ, ИЛИ ЧТО? М..К НИКЧЁМНЫЙ! ДАВАЙ СНАЧАЛА! НЕЙТРАЛКА! П..ец, на..й, не может тронуться нормально, б...ь…

Я, стараясь терпеть отцовскую грубость, послушно всё сделал. Но из-за крика у меня окончательно потерялась координация движений, и тронуться не получилось совсем. Не помогало ничего – ни крики, ни попытки. На этой печальной ноте урок прекратился, и папа, матерясь на «сожжённое сцепление» и «просранный бензин», повёз сына домой.

В последующие годы всё продолжалось. Потихоньку, я научился и трогаться, и медленно ездить, и даже разворачиваться. Всё шло хорошо, пока не настало время заднего хода. Это произошло спустя 3 года после того тяжёлого первого урока.
Казалось бы, чего уж проще – включил заднюю, тронулся так же, как на первой, и едешь… Едешь-то едешь, однако если требуется развернуться, то понять, куда надо крутить руль, для новичка бывает сложновато. Впрочем, ко всему можно привыкнуть, не так ли?

Я тоже так думал. На сей раз мы выехали в пойму – место, располагавшееся в низине моего родного посёлка. Эта огромная широкая равнина, на которой редко встречалось что-то крупнее кустарников, по мнению отца, идеально подходила для обучения вождению…

И вот, я, проехав около 15 километров, возвращался назад. Я был горд собой – наконец-то  всё удаётся! Совсем скоро я смогу водить, и по исполнении 18 лет спокойно сдам на права!

Реальность ворвалась в мечты парня грубым голосом отца.

- Ну что, сынок, а теперь давай попробуем задний ход. Видишь, мы стоим возле двух деревьев?

Я посмотрел назад и увидел, что позади действительно растут два больших дуба. На вид они были старые, покосившиеся, но, несмотря на это, они по-прежнему выглядели вполне живыми. Между ними было довольно значительное пространство – гораздо шире, чем средний автомобиль.

- Вижу, пап, - сказал я. – И что?

- Ну, смотри… тебе нужно сдать назад, чуть-чуть отъехать влево и проехать задом между ними. Ладно? Ну, давай, трогайся!

Я с первого раза не почуял подвоха. Спокойно выжал сцепление, повернул рычаг коробки влево и вверх, и начал двигаться, посматривая в стекло заднего вида перед ним…

Дубы приближались. Я решил выкрутить руль влево, и машина поровнялась как раз с тем местом, о котором говорил отец. Казалось бы, дальше – дело техники… Но…
Вдруг машина ударилась днищем о землю. Я выехал с грунтовой дороги и начал двигаться по земле. Всё бы ничего, но я выпустил из рук руль, продолжая жать на педали, чтобы не заглохнуть – ведь я помнил, как нетерпимо к этому относится отец. Тот сидел на переднем сиденье, и смотрел на меня странным взглядом, увидев который, я схватился за руль…

- Тормози! ТОРМОЗИ!!! – заорал отец.

Но было уже поздно. Вместо того, чтоб затормозить, я просто бросил газ, продолжая катиться на сцеплении. От страха я даже не додумался нажать на тормоз… Я зажмурил глаза и ощутил довольно сильный удар сзади.

Разжав глаза через некоторое время, я вылез из машины, чтобы посмотреть, что произошло. Глазам моим открылась не очень приятная картина – Нексия стояла возле дуба, а её задняя часть была основательно помята. Особенно пострадал бампер, который теперь пересекала огромная трещина посередине. Вековой дуб оказался крепче, чем пластик с завода в Асаке, где собирали эти злосчастные машины. Только вот отец не был таким ценителем природы, чтобы радоваться за дерево. Он выбежал из автомобиля, осмотрел место удара…

Короче говоря, после этого случая я не водил машину больше никогда. И желания иметь телегу у меня никогда не возникало – до того самого дня, как я увидел ту девушку за рулём на парковке…

***

Когда спустя семь лет я снова садился за руль – на этот раз, новенького Джили Эмгранда, - мне живо вспомнились два дуба и отцовский гнев. Хорошо хоть продали разбитую машину быстро в тот раз… А что будет, если то же самое случится сейчас, в городе? Но выхода уже не было.

- Давай, Васёк, заводи – и погнали, - сказал инструктор, Валерий Михайлович. Инструктор, и по совместительству – владелец автошколы, был грузный седой мужик лет пятидесяти пяти, отслуживший в своё время в десанте и с большим подозрением относившийся к людям «неармейской» наружности. Худой и высокий парень вроде меня не подходил по внешнему виду к тем людям, которые бы вызвали у него симпатию. Но деваться было некуда.

Я завёл мотор, включил поворотник и первую передачу, отпустил ручной тормоз и медленно тронулся. Аккуратно и спокойно, я доехал до площадки, на которой проводились упражнения на парковке. Я до этого уже успел проделать некоторые из них, и это неплохо получалось. Однако сегодня у меня было ощущение того, что будут сюрпризы. И предчувствие его не подвело – когда я заканчивал рулить на «змейке», инструктор сказал:

- Поезжай к горке.

Горкой называлась довольно высокая эстакада, которую требовалось преодолеть в несколько приёмов. Сначала нужно было заехать на один из склонов, зафиксировать там машину, а потом тронуться в гору и съехать вниз. Это было обязательное упражнение на экзамене по вождению.

Выглядело это вроде бы несложным заданием: машина должна ехать прямо, только на возвышенность. Что может пойти не так?

«Не так» всё пошло, как только я остановился на склоне и зафиксировал машину ручником, включив нейтральную передачу.

- Теперь тебе предстоит следующее – заявил инструктор. – Выжимай сцепление и включай первую скорость.

Я послушно выполнил это требование.

- Теперь положи руку на ручник. Положил? Молодец. А теперь чуть-чуть поддай обороты до 1000 и медленно отпускай сцепление, пока машина не присядет. Ну, вперед!

Но то ли ноги мои дрожали от волнения, то ли я перенапрягся, но машина вместо того, чтобы «присесть», страшно взревела и заглохла.

- Не так, - терпеливо сказал инструктор. – Поймай баланс между сцеплением и оборотами. Пусть они не опускаются ниже 1000. Что, сложно ногами зажать?

Я попробовал снова. Педаль акселератора была очень лёгкой, практически невесомой, и даже слабенькое нажатие на неё заставляло стрелку тахометра подпрыгивать. Я попытался нажать так слабо, как только мог, но начала болеть нога, и я понял, что у меня ничего не выйдет.

- Ты что там с педалью играешься, мать твою? – возопил инструктор с интонациями, до боли похожими на отцовские.

- Я не играюсь! – возразил я. – Просто баланс поймать трудно.

- Да чего там трудного, ё...ь? Просто берешь и ловишь! Аккуратно и спокойно! Давай сначала!

Начали сначала. На этот раз – слишком рано отпустил сцепление и забыл про ручник. Снова глохнет полуторалитровый двигатель Эмгранда…

- ТВОЮ МАТЬ! – заорал Михалыч. – ВЫЖИМАЙ, Б...Ь, ПЕДАЛЬ АККУРАТНО И СПУСТИ РУЧНИК!

Но вновь не получилось. Рычаг ручного тормоза постоянно заедал, и каждый раз, когда двигатель машины глох, инструктор взрывался пассажами трехэтажного мата. Я с трудом сдерживался, чтобы не заорать в ответ, но только с 8 попытки злосчастную эстакаду удалось преодолеть… Домой я в тот день уехал, чувствуя себя полностью разбитым.

Все последующие разы у меня не получалось выполнить упражнение ранее, чем со второй попытки. Первый раз я так и не мог поймать баланс, что меня очень печалило. Я понимал, что с таким «багажом» навыков сдача экзамена может оказаться крайне непростым делом – приближался день выпускного экзамена в автошколе. И потому я принял решение обратиться к отцу.

- Что ж… Будем учиться, - ответил он. – А в чём вообще проблема?

Приехав в ту самую пойму, где когда-то был в хлам разбит бампер нашей старенькой Нексии, я начал показывать отцу свои умения. За горкой далеко ходить не потребовалось – пойма пестрела как высокими, так и не очень высокими горками. Одну из них, что поменьше, и было решено использовать в качестве тренировочной площадки.

Я показал всё, как меня учил инструктор. И, как и там, у меня с первого раза не получилось выполнить упражнение.

- А почему ты держишь баланс? – спросил отец.

- Так Михалыч велел, - ответил я.

- Какая хрень, прости Господи… Весь секрет в том, чтобы обороты не падали, понимаешь?

- Да понимаю я… он мне это же говорит, - вздохнул я.

- Но он заставляет тебя страдать х...й  и играться с ногами. А зачем это делать? Можно же тронуться и по-другому! Попробуй, вместо «поддержки» единички, при отпуске ручника просто вдавить педаль в пол. Должно сработать, - заверил отец.

Не веря, что из этого выйдет что-то путное, я попытался сделать так, как ему было сказано. Вот я начал отпускать сцепление… начал постепенно давить на газ и отпускать ручник одновременно. Но вместо того, чтобы держать ногу, я просто выжал педаль газа.

И машина, негромко порычав, уверенно двинулась вверх! Я был потрясен этим.

- Как… как это получилось? – спросил я.

- У меня в своё время была такая же проблема, - улыбнулся отец. – Выкрутился я из неё именно так. Конечно, это несколько вредно для сцепления и тормозных колодок, но раз ты пока не очень хорошо трогаешься, пусть будет так. Попробуй ещё раз.

И я попробовал ещё раз. К моему удивлению, машина вновь не заглохла, а быстро и легко въехала на горку. Окрылённый удачей, я попробовал ещё. И ещё. И всякий раз машина спокойно трогалась с места. Я улыбнулся. Теперь я знал, что сдача эстакады мне в любом случае обеспечена.

Тем не менее, инструктор требовал по-прежнему выполнять всё так, как говорил он. Я предпочёл не перечить, однако сносить ругательства стало гораздо спокойнее. Что ж, так оно обычно и бывает: новые знания если не устраняют проблему, то значительно её облегчают.

Настал день внутреннего экзамена в автошколе. Помимо вождения по городу, мне предстояло проделать несколько упражнений на площадке, среди которых была и эстакада. Но теперь было важное отличие: инструктор не сидел с ним на переднем сиденье, а лишь стоял в стороне, отдавая указания жестами.

Первые два упражнения – по жребию выпали «змейка» и параллельная парковка – были преодолены, как обычно, без особых затруднений. Пришла очередь эстакады. Я подъехал к ней и остановился. Ещё раз оглядел злосчастное сооружение.

Эстакада была очень высокой – градус горки на этом автодроме был гораздо выше, нежели в других местах, не говоря уже на горках в пойме. Но я, вздохнув и собравшись с силами, заехал на склон и остановился.

Настала пора действовать. Я выжал сцепление и взялся рукой за рычаг коробки передач. Кожаная рукоятка «палки» сильно скользила в потной ладон, и я в который раз пожалел, что не имею машины с автоматической коробкой передач. Тогда бы такой проблемы перед ним вообще бы не стояло! На учебе на механике настоял отец. Он не признавал никаких коробок, кроме старой доброй пятиступки, и был убеждён, что вождение машины с механической коробкой передач поспособствует росту общих навыков управления автомобилем – равно как и общей дисциплинированности меня как водителя.

 Однако всё это уже не имело никакого значения. Отступать было уже некуда. И я твердо включил первую передачу и перенес руку на туго затянутый ручник. Ручка стояночного тормоза была поднята вверх и стояла плотно, не болтаясь. Одним из частных косяков у меня была сложность в снятии с ручника – не всегда получалось отпустить тормоз правильно, в результате чего все остальные члены тела окончательно утрачивали остатки управляемости, и «баланс» терялся.

«А вдруг так будет и на этот раз?» - мелькнула вдруг мысль в моей голове. «Да ладно ещё, если здесь. А если на реальном экзамене в ГАИ? Да хрен ли там – в городе, в пробке на мосту вот так же заглохну? И не дай Бог, ручник не будет затянут… ДТП не избежать…»

Но тут я вспомнил, что мне говорил отец. Перед глазами вновь возникла горка в пойме. Я снова стою. В такой же позиции… Делаю всё по совету отца… и успешно выполняю упражнение.

- Ну что ты там, Вась? – услышал я голос инструктора. – Уснул, что ли? Давай заезжай, и поехали отсюда!

«Пора!» - пронеслось в голове у меня.

И я, отпуская сцепление и в то же время – подгазовывая, отпустил ручник. Машина не заглохла и не покатилась назад, и я, не мешкая, втопил акселератор в пол.
Двигатель взревел на максимальных оборотах, и машина быстро въехала на подьём… Много позже, я удивлялся, как ещё успел вовремя затормозить, чтобы не пересечь финальную стоп-линию и грамотно закончил упражнение. Но сейчас я не думал об этом. В мозгу мелькала только одна мысль  - «Победа!».

- Ты на черта так педаль-то выжимал? – ворчал Михалыч на обратном пути. – Вредно это, да и просто не очень эстетично. А… впрочем… ладно, сойдёт и так. С практикой всё придёт, Вась. Не волнуйся только…

Тем временем, я приехал на конечный пункт маршрута, плавно и легко припарковав длинный седан параллельно проезжей части.

- Знаешь, - выпив воды, сказал инструктор, - эстакада – это очень важное испытание. Для многих. Горка – она как наша жизнь, понимаешь? Все мы думаем, что можем многое – до первой трудности, до первого препятствия. А преодолевать эти неприятности правильно никто не умеет, и в итоге, мы постоянно устаём и глохнем. Ну, как машина, когда ей неправильно управляют. И лишь некоторые способны легко через всё проходить. А в жизни, Васёк, необходимо пахать, чтоб что-то получилось.

- Да, только мне этот способ подсказал отец, - усмехнувшись, сказал я. – Значит ли это, что некоторые люди могут оказать в преодолении жизненных эстакад больше помощи, чем некоторые типа «профессионалы»?

- Не всегда, - ответил Михалыч. – Если бежать с бухты-барахты, как это делаешь ты – ничем хорошим это, как правило, не заканчивается. Можно навредить себе. Вот, к примеру, сегодня ты слишком сильно выжал газ. Двигатель сможет проработать чуть меньше, чем мог бы. Нет, я тебя не обвиняю – у меня бывали уникумы и посильнее. Один даже ухитрился стереть на эстакаде тормозные колодки, и их пришлось менять. Но дело не в этом: надо уметь так преодолевать жизненные невзгоды, чтобы не причинять вреда ни себе, ни окружающим. А для этого надо много работать над собой. Это за один день не делается.

Видишь ли - промолвил он, - во многих случаях я тебя ругал на эстакаде «заранее». Ты делал всё не хуже и не лучше большинства. Просто я старался подвести тебя к идеалу, и мне казалось, что это просто. Может, я перегнул палку… прости, если что, -  улыбнулся он.

- Да ничего страшного, - улыбнулся я. – А теперь я, пожалуй, пойду выпью чего-нибудь прохладного, если вы не возражаете. До встречи на экзамене в ГАИ!

Экзамен я сдал со второй попытки. Дело в том, что политика Красноармейско-Кировского МРЭО состояла в том, что с первого раза там никто не сдавал, поэтому я и засыпался на городском вождении. Но потом, через две недели, я успешно пересдал. Это случилось 11 августа 2015 года.

Но перед этим, я ездил на море, где встретил человека, который родился именно в этот самый день, 19 лет назад. И этот человек сыграл в моей жизни одну из самых важных ролей. Положительную или отрицательную – вот это вопрос…

Это была девушка. Её звали Серафима Худякова. И именно её я видел за рулём на парковке, в тот день, когда решил сдавать на права. Если бы я знал, что её роль в моей жизни не ограничится только лишь этим…


Рецензии