Хрупкая реальность. Часть 2

Окинув в последний раз взором свой уютный домик на побережье Санта-Моники, Рита вздохнула и присела на чемодан.  Эту традицию ей привила ныне покойная бабушка еще в детстве.
 - Рита, - говорила она своим поставленным учительским голосом, - Бога гневить нельзя.  Не дразни судьбу, присядь на дорожку.
Маленькая Рита, которой тогда было восемь лет, капризно захныкала.  Уж очень ей нетерпелось скорее поехать на вокзал, где их уже ждал поезд Санкт-Петербург - Сочи.  Живая, подвижная девчушка никогда прежде не была на юге, и ей казалось, что юг – это нечто загадочное, где вся жизнь движется по иным законам. Юг для нее был чем-то вроде сказочной далекой страны, в которой существовали одни лишь радости и удовольствия. И вот теперь она, наконец, отправится в эту страну. Скорее, скорее на Юг!!!
Но бабушка Вера была непреклонна. Сядь, понимаешь, перед дорогой, и все тут! Рита не понимала, для чего это было нужно, но на всякий случай присела на свой маленький коричневый чемоданчик из мягкой кожи, последний подарок мамы.  Гневить Бога она побоялась, тогда она еще искренне верила в него. Бабушка Вера тоже присела на диван, придерживая одной рукой свой чемодан. Она вслух отсчитала до сорока и поднялась.
 - Ну, теперь и ехать можно.  Идем.
Она взяла черноволосую Риту за руку и подвела к входной двери их большой квартиры. На пороге она остановилась и перекрестила внучку, а потом и сама перекрестилась:
 - Господи, благослови.  В дорогу с Богом.
Бабушка была очень набожна, и всегда строго следила за тем, чтобы Рита не забывала читать молитву перед сном и благодарить Бога за пищу перед каждой трапезой. Они впервые ехали куда-то за пределы Санкт-Петербурга, и Рита узнала, что перед поездкой, оказывается, тоже необходимо спросить Божьей милости.
 -Бабушка, а почему папа не едет с нами?  - Спросила Рита уже в такси.
 - Папа не едет, потому что очень занят поиском работы. – Всякий раз, когда бабушка говорила об отце, ее голос становился таким ледяным, строгим, и Рита побаивалась ее в такие минуты.
 То, что бабушка недолюбливает ее отца, Рита понимала всегда, даже когда была еще совсем маленькой.  Позже она осознала, что эта нелюбовь была взаимной.  Однажды она услышала, как отец говорил своему приятелю на кухне за бутылкой «отравы», как называла спиртное бабушка, что «старая стерва» порядком истрепала его нервы, и он мечтает, чтобы она отправилась вслед за своей дочерью ко всем чертям.  Она тогда очень испугалась и расплакалась.
Когда однажды мама не пришла вечером домой, бабушка Вера долго не выходила из своей комнаты, плакала, молилась, а потом вышла, обняла Риту, и рассказала, что мама должна была уехать в волшебную страну, навсегда.  Но она очень любит и ее, и бабушку, поэтому она, Рита, должна постоянно разговаривать с мамой, чтобы там, далеко-далеко, мама не скучала по ней.  Рита верила в это, она вообще безоговорочно доверяла бабушке. Она была такой доброй, хотя и строгой. И потом, она была учительницей, а учителя не могут врать.
Юг был в ее сознании волшебной страной, и маленькая девочка в тайне надеялась, что именно там, на Юге, живет теперь мама. Но об этом она никому не говорила, даже бабушке. Ей казалось, что бабушка знает об этом, и, более того, именно поэтому они и отправились на Юг.  Чтобы встретиться с мамой.
Юг и вправду оказался волшебной страной. Своими чудесами он полностью оправдал ожидания маленькой Риты. Как тут было красиво! Как тепло! Золотой песок на пляжах, теплые, голубые волны Черного моря, вечнозеленые пальмы просто влюбили в себя ребенка, который кроме серых мглистых пейзажей Питера не видел в своей короткой жизни ничего. 
 - Бабушка, я хочу здесь жить! Почему мы не можем тут остаться? – Канючила Рита в последний день каникул.  Она все еще надеялась встретить маму, и поэтому ее маленькая  детская головка породила хитрый план  - притвориться больной, чтобы оставаться на Юге подольше. Однако когда она поняла, что больной ей из санатория не выйти, болезнь исчезла без следа. И теперь она уже честно заявила бабушке о своих детских, наивных желаниях.
 - Не расстраивайся, мы приедем снова на следующий год.  – Успокаивала ее бабушка.
С того момента в детском сердечке Риты поселилась первая, неискоренимая любовь. Ею стал Юг. Каждый день она представляла, как в один прекрасный момент они переедут жить на Юг, на уроках рисования она отказывалась рисовать что-нибудь, кроме пляжей или пальм, а ночами ей снились теплые, пенные волны Черного моря.
Сейчас, став взрослой, она с улыбкой вспоминала себя тогдашнюю, маленькую наивную девочку, искренне верующую в чудеса таинственного и прекрасного Юга. Но первая любовь, как говорят, не забывается, и в случае с Ритой это сработало на сто процентов. Она уже три года как перебралась из дождливого, сырого города на Неве в солнечную Калифорнию.  Она снимала небольшое бунгало в Санта-Монике, очень уютное и комфортное. Ей вообще повезло с этим домом. Найти на калифорнийском побережье такое выгодное предложение было непросто, но она оказалась счастливицей в этом смысле. Дом обходился ей всего шестьсот долларов в месяц. После трех тысяч, которые она платила за микроскопическую студию в Лос-Анджелесе, это был сказочный вариант.  Конечно, Санта-Моника это не Лос-Анджелес, в том смысле, что ей приходилось добираться на работу теперь в три раза дольше, но это было сущим пустяком по сравнению с двумя с половиной сэкономленными тысячами.
Сейчас, когда ее дела наконец пошли в гору и благосостояние потихоньку росло, она могла бы себе позволить снять дом побольше, но это отдельно стоящее бунгало с охровыми стенами она любила, будто отчий дом.  Она еще никогда не покидала его так надолго, и с тоской прощалась с маленьким двухкомнатным уютным домиком.  Ей предстояло уехать почти на два месяца на Карибские острова, в Гренаду.
Это предложение поступило весьма неожиданно.  За три года жизни в США ей пока не удалось заполучить ни одной главной роли.  За ее плечами были работы в рекламе, съемки в документальных фильмах и музыкальных клипах. Изредка ей предлагали эпизодические роли или даже работу дублершей. Она на все соглашалась, ей нужны были деньги.  Она засунула честолюбивые мечты об афишах с ее именем подальше и бралась за любую предложенную работу.
Переломным моментом в ее творческой судьбе стал документальный фильм о Клеопатре, где она была единственной явной претенденткой на роль царицы. За съемки в этом фильме она получила неплохой гонорар, но гораздо более значимым вознаграждением стало то, что теперь ее узнавали и даже специально искали некоторые агенты, чтобы предложить ей ту или иную работу.
Некоторое время назад она проходила пробы  для романтического фильма Алекса Нортона «Тайна моего сердца».  Спустя две недели она узнала, что на главную роль утвердили Саманту Чарльз,  и забыла о том, что проходила эти пробы. Но два дня назад ей позвонил сам Нортон и заявил, что она будет сниматься вместо Саманты. Главная роль в художественном фильме!!!
Рита, не задумываясь, согласилась и побежала паковать чемоданы. Съемки должны были начаться через три дня на острове Гренада. Для себя она определила, что там для нее  начнется новая жизнь. Женщинам от природы дано многие вещи почувствовать сердцем. Некоторые называют это интуицией, некоторые чутьем, но так или иначе это ощущение не раз посещало Риту. В этот раз оно оказалось по-особенному сильным,  и она уезжала из дома окрыленная верой в успех и дальнейшие изменения к лучшему. Съемки в «Тайне моего сердца» должны были стать для нее дверью в новую жизнь, полную ярких красок и острых впечатлений.
Наряду с радостным возбуждением она ощущала нечто, весьма похожее на тревогу. Какая-то тоскливая меланхолия охватывала ее при мысли об отъезде. Рита старалась не обращать на это внимания, по прошлому опыту она уже знала, что открывая двери в новую, лучшую жизнь, не  стоит оглядываться назад.  Ей было непросто этому научиться, но она смогла, и невероятно гордилась своим достижением. Оно и в самом деле далось ей нелегко.
Иллюзия счастливого детства, которой старалась окружить Риту бабушка, рассыпалась в одночасье. Рите было двенадцать, и до того момента девочка пребывала в своем, вымышленном мире, где все люди были добросердечны и отзывчивы, как ее бабушка. Удивительно, но она и в двенадцать продолжала искать глазами маму всякий раз, когда они отправлялись на юг. И если ей не удавалось ее найти, она не отчаивалась. Рита была уверена, что на следующий год они обязательно встретятся. 
Пока мама Риты пребывала в волшебной стране, бабушка Вера находилась рядом и старалась, насколько это возможно, компенсировать девочке материнскую заботу и любовь.  Ей, конечно, это было нелегко. Женщина она была уже немолодая, и бойкая, озорная внучка порой изматывала ее своей неугомонной жаждой приключений.  Бабушка Риты придерживалась старых методов воспитания, при которых ребенок должен быть покорен взрослым членам семьи, смиренен и серьезен. Так она воспитывалась сама, и точно так же воспитывала свою дочь.  Однако, прожив долгую жизнь и обретя богатый опыт, бабушка поняла, что единственное время, когда человек может принадлежать самому себе, это детство. Ей, с высоты прожитых лет,  было как никому другому жаль того времени, когда она во всем себе отказывала, подчиняясь сначала родителям, затем школьным требованиям, а потом, как по накатанной – семья, заботы о ребенке, параллельная учеба в институте, а потом работа в школе.   Успеется еще девочке на протяжении всей жизни узнать, что такое ответственность и серьезность. Так что Рите было позволено играть и веселиться столько, сколько ей угодно.
А энергии в ней было хоть отбавляй. Выполнив домашние задания за полчаса, она неслась на улицу. Там забавы были на любой вкус. Если другие ребята играли в игры -  Рита среди них.   Кто-то катается вокруг двора на велосипеде – дайте Рите прокатиться. Нужно сбегать в магазин – Рита всегда пожалуйста. Кто хочет поехать на экскурсию?  Рита! Кто поможет украсить школу к праздникам?  Конечно Рита! Девочка посещала два кружка при школе. Моделирование и оригами. Но, не смотря на такую активную деятельность, большую часть дня ребенок маялся, не зная чем еще занять свой пытливый ум. И тогда бабушка отдала ее в музыкальную школу. В девять лет Рита уже перешла во второй класс музыкальной школы и учительница, молодая энергичная женщина, посоветовала бабушке экстерном перевести девочку в четвертый класс. Быстро освоив нотную грамоту и основную  теоретическую базу сольфеджио, девочка основное внимание уделяла театральному кружку при музыкальной школе.  Тут-то и раскрылось ее призвание.  Впервые оказавшись на маленькой школьной сцене в роли белочки из сказки о  царе Салтане, Рита ощутила себя на своем месте.  С тех пор ни одна постановка не обходилась без Риты.  Она была единственной из всех детей, кто в обязательном порядке посещал все репетиции.  Если кто-то опаздывал, девочка охотно бралась за две роли – свою и опоздавшего.  Помимо желания играть на сцене, Рита любила горячо обсуждать все подробности постановки, а перед праздничными концертами она являла собой мощный генератор идей.  Она наперебой предлагала номера, выдумывала костюмы, иногда даже придумывала целые реплики для сказочных персонажей, принимающих участие в постановках.
Когда в десять лет ей предложили пройти первый тест по профориентации, она отвергла протянутый школьным психологом лист с вопросами и решительно заявила:
 - Я буду только актрисой.
Рита оказалась одной из немногих, кому удалось сохранить это детское убеждение и воплотить его в жизнь.  Бабушка неодобряла выбор Риты, но и не препятствовала ему.  Она считала, что еще много воды утечет, пока девочка вырастет, а пока пусть занимается, чем хочет.  В конце концов, одержимость внучки сценой гарантированно ограждала ребенка от плохого влияния нынешних пороков, как сорняки прорастающих в каждом дворе. 
Отец Риты не принимал участия в ее воспитании и развитии.  Он был счастлив, что все заботы о девочке взяла на себя его теща.  Александр Свидерский был охвачен постоянным поиском работы, и  на шумную, энергичную, вечно задающую массу вопросов дочь у него никогда не хватало времени.  Он старался избегать общения с ней. Девочка переняла от матери карие глаза, темные волосы и полные, вишневые губы.  А еще у нее, как и у  матери, на левой щеке была маленькая родинка.  Даже звонкий смех, который так часто раздавался в  коридорах их большой, бывшей когда-то коммунальной квартиры, напоминал смех ее матери.  На него, русоволосого и голубоглазого, она совсем не походила. Дочь была перенесена им в стан врага уже только за то, что была так похожа на свою мать, которая, в свою очередь унаследовала жгучую внешность от бабушки Веры, западной украинки в трех поколениях.
 - Предательница. – Так назвал он свою дочь, когда ее волосики в два года начали темнеть, и она утратила единственное сходство с отцом – светлый пушок на голове.
Между ним и бабушкой шла извечная война.  Она сразу невзлюбила его. Когда мама Риты привела в дом молодого, невзрачного паренька, бабушка еще тогда сумела опытным взглядом разглядеть в нем болезненную тягу к алкоголю и пассивное безволие.
 - Лариса, ты с ним намучаешься. Помяни мое слово.
И Лариса действительно мучилась.  Александр не желал работать, оправдывая свое тунеядство отсутствием достойных вариантов. Он  был не дурак пропустить стаканчик по вечерам, и все свое время проводил с сомнительными приятелями в пивных или во дворе, играя в домино, попутно распивая пиво.  Такой муж и отец не соответствовал представлениям мамы об идеальной семье, и в один прекрасный миг она приняла решение о разводе.  Бабушка полностью поддерживала ее и успокаивала:
 - Вырастим, воспитаем сами. Господь поможет.
 Если бы мама Риты успела развестись с ее отцом, то, вполне возможно, девочке не довелось бы никогда пройти через то, что она прошла, когда выросла. Но ее мама не успела совсем немного, и ей не удалось защитить Риту от того, что случилось потом.
Рите было шесть лет, когда мама попала под машину. Конечно, она об этом не знала, ведь, по словам бабушки, мама уехала в волшебную страну.  Но даже будучи ребенком, она где-то глубоко в душе понимала, что мама не вернется оттуда. Ежегодные поездки на море выступали в  роли неоспоримых доказательств этому. Рита верила, что мама где-то здесь, но не верила в то, что она вернется.
В двенадцать лет Рита в последний раз съездила с бабушкой на море. В сентябре она пошла в шестой класс, и в последний класс музыкальной школы. Этот год носил для нее особо важный характер, ведь ей предстояло завершить первую важнейшую ступень на пути к своей мечте – стать актрисой. Однажды теплым сентябрьским днем она возвращалась из школы и любовалась своим отражением в витринах магазинов. На ней была новая красная курточка из болони, коричневые велюровые штанишки и красный берет из крупной вязки, из-под которого виднелась темная челка.  В этот день она была хорошенькая, как куколка. Ее радовали обновки, в них она ощущала себя уверенной.  Бабушка, как могла, радовала девочку. Рита уже вошла в тот возраст, когда детская умилительная красота начинает перерождаться в утонченную женственность.  В ее фигуре уже обозначились изменения, и хотя в душе она все еще оставалась восторженным и доверчивым ребенком, внешне она становилась девушкой.  И конечно, молодой девушке в этом возрасте необходимо чувствовать себя привлекательной.  Бабушка это понимала и в этом году купила Рите несколько новых платьев, юбочек и нарядных блузок. Так же в этом году девочке было впервые позволено надеть туфли на каблучке.  Рита поблагодарила бабушку за обновки, и в этот же день перед школой надела все новое.  Впоследствии девочка не раз вспоминала этот день, тоскуя по такому милому женскому сердцу ощущению  - надеть новую одежду.
Довольная собой, Рита весело шагала по тротуару, не забывая каждый раз оглядывать себя возле витрины. В подъезде она перепрыгивала через ступеньку, и случайно порвала новые штанишки  по шву.  Чувство горького разочарования с примесью стыда охватило девочку. Было так грустно порвать обновку в первый же день! Со слезами на глазах она отворила входную дверь и вошла.
 - Бабушка!   - прокричала она вглубь квартиры, но бабушка не вышла ее встречать, как обычно, и Рита, надув губы, принялась стаскивать туфельки.  Разувшись, она побежала в кухню, схватила пирожок с грибами и рисом, и прямо с ним отправилась в зал. Пирожки были еще теплыми, бабушка всегда заботливо готовила обед именно к тому времени, когда Рита должна прийти из школы.
Устроившись в кресле, она включила телевизор. На первом канале началась ее любимая передача «В мире животных».  На экране тигрица-мама умывала своих тигрят, и Рита, питавшая любовь именно к кошачьим, радостно прокричала:
 - Бабушка, иди скорее сюда! Посмотри, какие тигрята!
Странная тишина послужила ей ответом, и тогда Рита, подумав что бабушка ее не слышит, снова прокричала, на этот раз громче:
 - Ну где же ты? Иди скорее сюда, а не то сейчас тигры кончатся.
Но и на этот раз ответом девочке послужила тишина.  Тогда Рита спрыгнула с кресла и заспешила в комнату бабушки. Ей так хотелось, чтобы бабушка увидела тигрят! Открыв двери в комнату, Рита увидела бабушку в кровати. Она была одета, и, наверное, просто прилегла, устав после готовки. На цыпочках Рита подошла к кровати и слегка потрогала бабушку за плечо.
  - Бабушка, вставай. Я пришла. Поела пирожки.
Но бабушка не отвечала. Тогда Рита осторожно потянула ее за плечо, и тут рука бабушки упала с кровати, коснувшись пола.  Сама бабушка по-прежнему не просыпалась, и Рита посмотрела вниз, где на светло-коричневых досках паркета лежала рука бабушки. Она показалась ей очень странной, какого-то синего цвета, и больше, чем обычно.  Девочка дотронулась до посиневшей ладони  и отдернула свою ручку – такой холодной она оказалась.
Рита не имела никакого понятия, что бывает с людьми, если их сердце перестает биться,  и они покидают этот мир.  Бабушка никогда не объясняла ей самых важных тайн человеческого существования – рождения и смерти.  Потом, уже в школе, Рита получила кое-какое представление о том, как люди появляются на свет, однако смерть все еще была для нее предстоящим открытием.  Своим стремлением огородить внучку от лишней, не детской информации, бабушка Вера оказала девочке медвежью услугу. Как жестоко с ее стороны было заставить двенадцатилетнюю  девочку столкнуться один на один с  самым страшным в жизни человека – смертью. Рита не знала, что бабушка умерла, она даже не знала, что люди вообще способны умереть. Конечно, она прекрасно знала про ад и рай, и что после земной жизни все отправляются туда. Но она не знала, что перед тем, как туда  отправиться, обязательно нужно умереть. 
Бабушка Вера лежала на кровати, она могла видеть ее, дотронуться до нее, но та не отвечала, и Рита не понимала, почему.  Напуганная, она выбежала из комнаты, и бросилась прочь из квартиры.  Возле подъезда она чуть не сшибла с ног соседку, и машинально извинилась.  Тетя Аня, соседка, остановила Риту и спросила:
 -  А бабушка знает, что ты пошла гулять без шапки?
Рита подняла глаза на тетю Аню и сказала:
  - Бабушка не просыпается.
Тетя Аня забеспокоилась и принялась расспрашивать Риту. Когда уснула бабушка? Почему Рита считает, что она не просыпается? Где ее отец и говорила ли она ему об этом?
Не получив от испуганного ребенка ни одного ответа, соседка взяла ее за руку и двинулась к квартире девочки.  Велев Рите пройти на кухню, тетя Аня пошла в комнату бабушки.  Дальнейшее Рита помнила плохо. Началась вдруг какая-то суета, тетя Аня взяла ее за руку и зачем-то повела в свою квартиру, где Рита просидела несколько часов в ожидании бабушки. На все ее вопросы тетя Аня отвечала только что нужно подождать. Рита догадалась, что что-то произошло, но что именно от нее скрывали. Когда вечером в двери тети Ани позвонили, Рита кинулась в прихожую вместе с соседкой. Она решила, что бабушка, наконец, проснулась и вернулась за ней. Но вместо бабушки Веры на пороге вдруг появился ее отец.  У него было странное выражение лица, Рите показалось, что он снова пил «отраву», потому что от него сильно пахло неприятным резким запахом.
 - Пошли домой. – Коротко сказал он и схватил Риту за руку.
Не дав девочке попрощаться с соседкой, отец волоком дотащил ее до их квартиры и втолкнул растерянную Риту в коридор.
Первым делом Рита побежала в комнату бабушки, но там ее встретила лишь смятая постель. Тогда девочка направилась на кухню, где ее отец уже раскрыл бутылку пива и собирался опрокинуть ее содержимое себе в желудок.
 - Папа, где бабушка?
Голос дочери вызвал в нем обозленное раздражение, и он не посчитал нужным это скрыть:
 - Твоя бабка там, где давно должна быть.
Рита не понимала, о чем идет речь, и снова спросила:
 - Где она? Почему она до сих пор не вернулась?
Отец швырнул открывалку на стол и повернулся к девочке:
 - Она не вернется, поняла? Так же как и твоя мать.  Они умерли, их больше нет, ясно?
-Как умерли?
Голос растерянного ребенка не вызвал в нем ни сострадания, ни сочувствия, напротив, только раздражение и какую-то едкую злость.  С удовольствием садиста, причиняющим боль своим жертвам, он обрушил на девочку жестокую правду взрослой жизни, от которой она всегда была защищена:
 - Твою мать сбила машина, а у бабки остановилось сердце. Они умерли, их больше нет.  Их закопали в землю, и ты больше их не увидишь. Никакой волшебной страны нет, после смерти всех закапывают в землю. Ты уже здоровая, как лошадь. Ростом с меня, а до сих пор не знаешь таких элементарных вещей.  Это все воспитание твоей глупой бабки. Ну ничего, теперь я за тебя возьмусь. Выбью из тебя эту божественную дурь.
После этих слов он поднес бутылку ко рту и с булькающим шумом опустошил ее наполовину. Рита тогда развернулась и убежала в свою комнату, где бросившись на кровать,  расплакалась. На долгие годы эта кровать стала ее единственной утешительницей, ибо ее отец не отказался от своих намерений взяться за дочь. 
В тот год произошел ключевой перелом в жизни маленькой Риты.  Потеряв единственного человека, который заботился о ней и оберегал от горестей жизни, она оказалась один на один  с ужасающей проблемой многих детей из неблагополучных семей.  Девочка сполна познала, что такое алкоголизм, моральное подавление, физическое насилие и постоянные унижения в семье.  Кроме того, и без того тяжелейшая ситуация усложнялась бедностью, которая с каждым днем все прочнее пускала корни в их разрушенную семью, перерастая в нищету.
Временами она даже не могла понять, что для нее тяжелее – терпеть постоянные пьяные выходки отца, его непредсказуемые перемены настроения, буйства, которые он устраивал по ночам, тяжелые и болезненные удары, которыми он щедро ее осыпал по поводу и без, или же голодные дни, в которые ничего, кроме как растворенный кубик куриного бульона с куском хлеба ей  съедать не доводилось.  Если со временем Рита научилась выключать из своего сознания отца со всей его жестокостью жалкого неудачника, то урчащий от голода желудок и изношенная, малая одежда были ее ежедневными проблемами, преодолеть которые у нее не хватало внутренних сил.  Настоящей мукой для нее было отправиться в школу в платье, которое она носила в двенадцать лет, в то время как ей уже исполнилось пятнадцать.
Именно тогда, в пятнадцать лет, Рита впервые влюбилась. Его звали Дима Романов, и он учился на класс старше. В общем-то, она имела все шансы на взаимность. Девочкой она была не просто симпатичной, а даже красивой. Яркую внешность не могли прикрыть даже старенькие изношенные вещи, которые она донашивала с детского возраста.  Еще повезло, что роста она осталась небольшого, а то бы даже и тот жалкий гардероб был бы никуда не годен. Но на свете нет людей более жестоких и беспощадных, чем подростки. Несмотря на ее явную красоту, все девочки в школе дразнили ее уродиной и грязной обдергайкой. Некоторые называли ее не иначе, как нищенка, и постоянно отпускали шуточки по поводу ее старой одежды. Вслед за девочками ее начали дразнить и мальчики, и в один далеко не прекрасный для нее день Дима Романов крикнул ей вслед, когда она шла по школьному коридору, «обдергайка».
Словно раскаленный прут обрушилось на нее это слово. В тот день Рита впервые в жизни сбежала с уроков. Она шла, не замечая никого вокруг, и слезы катились по ее щекам.  Она уже подошла к дверям своей квартиры, когда услышала за стеной грохот и чертыханья отца.  Он уже в первой половине дня был пьян.  Рита резко развернулась и стремглав кинулась прочь. Находиться с ним наедине было для нее настоящей пыткой.  Он по-прежнему не работал, но довольно часто он уходил в компании своих приятелей-собутыльников. Тогда Рита оставалась дома одна и наслаждалась тишиной. Но бывали и такие дни, когда он напивался с вечера так, что даже проспав ночь пьяным сном, наутро  вставал все еще пьяным. В такие дни Рита всегда уходила, чтобы не видеть этот ужас и не выслушивать от пропойцы его злобные нападки.
Единственным утешением среди этого кошмара для девушки была религия. Она подолгу стояла на коленях в комнате бабушки перед иконами и молила Бога и всех святых о помощи.
 - Господи, - говорила она,- дай мне сил, пожалуйста, вынести весь этот кошмар. Помоги мне стать самостоятельной. Дай возможность уехать отсюда и забыть, забыть этот ужас. Я так хочу забыть об этих кошмарах и оставить все позади. Пошли мне человека, который поможет мне.
И после этих односторонних бесед с Богом ей всегда становилось легче. Во время молитвы ее накрывало спокойствие, и она со смирением повторяла себе фразу, которую где-то услышала: все, что нас не убивает, делает нас сильнее. Или же: у каждого свой крест, и Бог не дает креста, что мы неспособны вынести. Так или иначе, бедная девочка воспринимала свой ежедневный кошмар как некую проверку на прочность, испытания, специально ниспосланные на нее Богом для того, чтобы потом наградить чем-то очень хорошим.  Рита верила, что рано или поздно ей встретится человек, который, словно сказочный принц на белом коне, ворвется в ее жизнь, закинет на своего коня и увезет далеко-далеко отсюда. Это непременно должно было случиться, не зря ведь она страдала.
Время шло, Рите исполнилось шестнадцать, и она закончила школу.  Несмотря на тяжелую жизнь, она не утратила мечты стать актрисой, и в первое же лето после окончания школы она поступила в Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства. Без труда пройдя конкурс, она была сразу же зачислена на курс актерского искусства, куда и хотела попасть. С поступлением в академию,  в ее жизнь вошли и новые люди. Как отличались ребята, ее сокурсники, от тупого и беспощадного стада школьников, окружавших ее раньше. Никто не смеялся над ее бедностью, никому не приходила в голову мысль оскорбить ее только за то, что она не так одета. Именно в то время случилось два главных события в ее жизни – она обрела первую настоящую подругу и первого, искренне полюбившего ее парня.
Подругу звали Наташа Белицкая. Внешне она напоминала уточенную холодную лилию. Нордическая блондинка, прозрачно-голубые глаза, фарфоровая белая кожа. Полная противоположность Рите. Но ее хрупкость и утонченность была лишь следствием случайно сложившихся генов, на самом деле Наташа была скептиком и отличалась здоровым цинизмом. Во многом благодаря ей Рита распрощалась со своей наивной набожностью и обрела трезвость ума. Бойкая, резкая на язык Наташа была в любом коллективе беспрекословным лидером. Ее все слушали, с ней все соглашались. К тому же, была еще одна причина, по которой Наташа была в академии персона номер один: ее отец постоянно ездил в Турцию, челноком привозил оттуда огромные сумки с одеждой, которая потом втридорога продавалась на нескольких рынках.  На дворе стояла середина девяностых, и возможность раздобыть настоящие турецкие вещи приравнивалась к всемогуществу. Наташа фарцевала не хуже отца, зарабатывая на стремлении сокурсниц модно одеться. Рита с завистью смотрела на девчонок, как они хватают наперебой целлофановые пакеты с платьями, куртками, джинсами, как вертятся в обновках друг перед другом в туалете на переменах.
Однажды Наташа предложила ей платье.
 - Ты померяй, это твой вариант, я тебе точно говорю. – Настаивала подруга. Это было летнее платье под леопарда, с золотыми цепочками на плечах.
Рита не знала, куда девать залитое краской лицо.  Ей было невыразимо стыдно признаться Наташе, что у нее едва хватает денег на проездной и обед в студенческой столовой. Какое уж там может быть платье. Но проворная Наташа уже стаскивала  с подруги водолазку, намереваясь примерить  на нее платье.
 - Наташа, подожди. Не надо. – Резко остановила ее Рита.
И вдруг неожиданно для самой себя она разревелась. Вся боль, что она не выплакала за годы школьных унижений, вдруг прорвалась наружу. И, сама не зная как, она рассказала подруге о том, что последний раз она надевала обновку в двенадцать лет. За этим последовал рассказ о нищей жизни с пьяницей-отцом и обо всех тяготах, что ей пришлось вытерпеть в школе.
На следующий день Наташа приволокла в академию огромную спортивную сумку, набитую шмотками и обувью. Слабые попытки Риты возразить  были задавлены на корню:
 -Заткнись и бери. И не смей мне говорить об этом.
Рита взяла. Странно, но чувства униженности она не испытала. Наташа была не из тех, кто подает милостыню, тем самым унижая человека. Она просто давала человеку то, что ему было действительно нужно.
После первой сессии Рита отмечала вместе со всей группой ее окончание. Именно там на нее обратил внимание  Никита, парень с третьего курса, попавший в их компанию вместе с друзьями. Он был высоким, худым, с темными волосами и голубыми, ясными глазами. Обладая харизмой и пылким темпераментом, он привлекал к себе внимание всех девушек в тот вечер, однако его взгляд остановился именно на Рите.
В тот вечер он проводил ее домой, а на следующий день назначил свидание.  Так начался их недолгий, но очень яркий роман. Никита оказался романтиком, что немало удивило Риту.  Она-то думала, что он ловелас. Все девчонки считали его бабником, и только одна Рита знала - он просто хочет таким казаться.  Их отношения долго не выходили за рамки платонических, она все никак не решалась, а он не настаивал.  Бабушка Вера одобрила бы такого парня, думала Рита, возвращаясь вечерами после целомудренных прогулок с Никитой. 
 Он оказался отличным другом, ему она могла доверить все, даже больше, чем Наташе.  Несмотря на крепкую дружбу, Рита иногда побаивалась поверять Наташе некоторые свои мысли.  Она была грубовата, и могла одним только словом вернуть с небес на землю свою подругу-идеалистку. Но Никита всячески поддерживал ее, и когда тщательно скрываемая правда об ее отце-алкоголике все-таки вылезла наружу, он пообещал защищать Риту от отца, если потребуется. После этого заявления Рита тут же поблагодарила Бога за то, что он наконец послал ей того самого принца на белом коне.
За полтора года их отношений не раз бывали случаи, где Никита на самом деле защищал Риту от ее тирана-отца. А один раз даже подрался с ним. Ну как подрался, просто отразил его неуверенный удар. Но с тех пор, когда Никита приходил к Рите домой, отец не высовывался из своей комнаты.  Он был горазд избивать свою затравленную хрупкую дочь, однако с молодым здоровым парнем он боялся связываться.
Даже когда на третьем курсе Рита рассталась с Никитой,  он  остался ее ближайшим другом и продолжал защищать девушку от деспотичного пьянчужки.  Благодаря Никите и Наташе Рита возвратила себе почти утраченную самоуверенность и окончательно разуверилась в существовании Бога.  Она больше не возлагала надежд на волю таинственной высшей силы, не вверяла свою жизнь невидимому Богу.  К ней пришло понимание того, что каждый человек волен распоряжаться собственной жизнью так, как ему нужно, и только она сама может изменить жизнь к лучшему.
В двадцать лет, учась на четвертом курсе, она  впервые набралась смелости и перехватила руку отца, которую тот занес над ее головой в тот момент, когда девушка надевала сапоги в прихожей.
 - Еще раз ударишь меня и получишь сдачи.  Я свое здоровье не пропила, и сил у меня хватит.
Отец тогда ничего ей не ответил, только в недоумении тряс головой. Довольная своей победой, Рита подумала, спускаясь по серым бетонным ступеням лестничного пролета, что давно стоило дать ему отпор. Это стало ее первым шагом на пути к освобождению от балласта ее жизни в виде отца, который тяжким грузом все еще давил на девушку. Сейчас она направлялась на прием к юрисконсульту, чтобы осуществить второй шаг.
 Наташа давно подбивала Риту на размен квартиры.
 - Ваша квартира многого стоит, за нее дадут неплохие деньги или хорошее жилье.  И потом, это твоя квартира, твой папаша там вообще никто.
Эту мысль подруга вдалбливала Рите с того самого момента, как только узнала ее плачевную ситуацию, однако Рита все никак не решалась пойти на такие крайние меры. Но всему свое время, и теперь она уже не сомневалась, что готова отправиться в суд.  Попросив пробивную Наташу разузнать о хорошем юристе, она подготовила все необходимые документы и  теперь уверенной походкой направлялась  к нему в офис.
Процесс размена квартиры занял полгода. Денег на доплату по обмену у Риты, естественно, не было, и ей пришлось долго ждать квартиру, соответствующую по цене той части, что причиталась от продажи квартиры Рите.  Этот период ожидания был очень тягостен ей.  Отец, узнав что его вызывает в суд собственная дочь, пришел в ярость и теперь даже в редкие моменты трезвости постоянно нападал на девушку. А однажды он даже изрубил топором все дверные проемы и посшибал все замки с дверей, чтобы ей негде было укрыться от его неистового гнева. Но Рита была непреклонна. Она довела дело о размене квартиры до конца, и в тот самый день, когда сделка оказалась официально заключена, она впервые ощутила себя по-настоящему свободной.
В результате обмена она получила двухкомнатную квартиру  на Моховой, что ее более чем устраивало. Ремонт там был простенький, но свежий, санузел в порядке, а о большем она и не мечтала. Отец же получил комнату в коммуналке на окраине.  Наташа не переставала возмущаться по этому поводу, она была твердо убеждена, что он вообще не имеет прав на квартиру Ритиной бабушки. Но Рита не возражала, ему ведь тоже нужно было где-то жить. 
Последний год учебы в академии оказался для Риты счастливым. Освободившись от гнета, под которым она столько лет жила, она обрела еще большую уверенность в себе. Она не стеснялась строить амбициозные планы и в мечтах видела себя голливудской актрисой. По окончании академии она была намерена уехать из России. Она жаждала сбежать от бедности и бесперспективности, которые светили ей на родине.
 Вместе с Наташей она подала анкету на получение грин-карты. Рита выиграла, а Наташа нет.  Провожая подругу на рейс до Лос-Анджелеса, Наташа ежеминутно давала ей указания: смотреть в оба глаза, не выпускать из виду свои вещи, никому не доверять, деньги спрятать, и вообще быть внимательной и осторожной.
Все эти предосторожности Рита тщательно соблюдала, и возможно, благодаря этому, с ней не случилось ничего из тех описанных в газетах случаев, где растерянные зеваки становились жертвами воров и мошенников в огромном городе. В Лос-Анджелесе Рита снимала маленькую квартиру-студию, и она обходилась ей три тысячи в месяц. Поначалу она тратила те деньги, что ей удалось выручить за квартиру в Питере.  Заработать ей пока не удавалось. Она объездила все кино- и  телестудии, оставила свои анкеты и фото в каждой из них, но пока ей никто не перезванивал и не приглашал сниматься в кино.  Решив не тратить время зря, она принялась ходить по всевозможным кастингам.  Некоторые из них она прошла, и в первый же год снялась в нескольких клипах и рекламных роликах. Но тех денег, что она выручила за эти съемки, было слишком мало для такого дорогого города, как Лос-Анджелес, и она принялась за поиски новой квартиры.
Так она и нашла этот домик в Санта-Монике. Увидев его впервые, она безоглядно влюбилась в этот одиноко стоящий коттеджик с охровыми отштукатуренными стенами и покатой низкой крышей. Он был маленьким, и не отличался необычным интерьером или изысканным дизайном, но от его прогретых солнцем стен исходило ощущение домашнего уюта, и Рита без колебаний остановила свой выбор на нем.
 В этом домике она прожила два года и впервые за все это время собиралась покинуть его на такой долгий срок. В Гренаде  съемки должны были продлиться два месяца, остальное планировалось отснять в студии.
Отсчитав до сорока, как ее учила бабушка, Рита поднялась и взяла чемодан на колесиках за ручку. На улице ее  ждало такси, и уже дважды нетерпеливый водитель торопил ее сигналом.


Рецензии