СЫН

               
   — Тетя Вера! А это вам… —  Юра протянул букет желтых роз.
   — Что ты, Юрочка! На меня, старуху да такое добро переводить. Не надо, милок! Маше отдай лучше.
   Маша, молоденькая квартирантка, смущенно улыбнулась:
   — Берите, берите, Вера Алексеевна! Юра мне потом подарит…

   Молодые вошли в подъезд, а  Машина хозяйка, стоя у крыльца, сказала подошедшей соседке.
   — Золотой парень, Максимовна. Таких теперь мало… Бывают же на свете люди…
   Соседка, часто мигая, кивнула на раскрытое окно:
   — Женятся, поди?
   — Дай им Бог счастья. Парень для Марии клад. Через месяц свадьбу справят.

   … Весеннее солнце заливало перрон. Маша присела на скамью – спешить было некуда. До прихода сорок второго оставалось еще целых полчаса. С этим поездом на ее свадьбу должна приехать Соня, подруга по детскому дому… Маша хотела встретить ее вместе с Юрой, но того срочно вызвали на какое-то совещание.

   Объявили отправление «московского». Заволновался перронный люд. Из общего гула прорывались прощальные крики.
   — Галя, Галочка, береги себя, больше кушай!
   — Васенька, не забудь поцеловать Люсю.
   Вроде как отбывающую в неизвестность Галю направляют на вечный откорм, а некая Люся не проживет и дня без Васиного поцелуя…

   Мужчина с веснушчатой лысиной, открывал простуженный рот:
   — Родион Оныч, огромный привет Мухину! Да, да Комарову… От старого друга.  Он должен знать меня, зимой с ревизией приезжал…

   Рядом с Машей примостилась пожилая женщина. Ее морщинистое лицо выглядело печальным.
   — Проводили кого-то? —с любопытством спросила Маша.
   Женщина повернулась.
   — Нет, не провожала никого и встречать некого. Посижу, посмотрю на чужую радость и домой пойду – поплачу в подушку…

   Глядя на сухие, жилистые руки, Маша спросила:
   — У вас, наверно, несчастье?..
   — Нет, еще хуже. Сын мой единственный… жениться задумал…
   Маша вспомнила о своем.
   — Так вам только радоваться надо.
   — Эх, дочка, дочка. Если б оно по-людски было, то и радость была. А вот дожилась… Сын сноху в дом, а мать – куда хочешь…

   — Да вы что? Это ж невозможно!
   — Теперь все можно. Мать из простого рода, да без большого образования… Полы раньше мыла… А у молодухи родители – не чета мне… — И сухие губы женщины задрожали в обиде. — Или, говорит, угол тебе сниму или сам уйду…  А вести в дом невесту не хочет…  Думала ли, что доживу до этого дня?  Что жизнь так глубоко провалится…

   Маша, помолчав, спросила:
   — А вы никуда не жаловались? Может, его пристыдили бы.
   — Что ты! Сам начальник немалый в городе. Понимает, что к чему… Да и времена нынче другие. Это раньше народ бегал по профкомам да по  парткомам…
   — Все-таки надо попробовать. Заходите к нам. Мы с мужем поможем. Он, точно, не оставит вас без внимания…
   Маша достала авторучку.
   — На всякий случай запишу, а то в беготне могу и забыть. Ваш сын где работает?
   Женщина тяжело вздохнула.
   — Ох, уж эти жалобы… Я так не люблю их. Ведь может не поздоровиться… Сын все же родной. — Подумала и добавила, — а фамилию можете записать… Только это вовсе  не жалоба, а обида…
   — Как, как? Что вы сказали? — Маша опустила руки.

   … Сорок второй опаздывал на двадцать минут. Мимо проходили люди с чемоданами, свертками и пакетами, тянули за собой багажные коляски. Почти все куда-то торопились. И никто не заметил, как на скамейке светлоглазая девушка ласково гладила пальцы пожилой соседки.

   У каждого было свое.


Рецензии
Александр, признаться, несколько раз прочитала, рассказ не для скорочтения,
так и сяк рядила. Повинно, наверняка моё рассеянное внимание, но и..
"Весеннее солнце заливало перрон. Маша присела на скамью –
спешить было некуда.
До прихода сорок второго оставалось еще целых полчаса"
Не взирая на упомянутую весну,*до прихода сорок второго*
вмиг настроило на военное время, ан, нет, это поезд, оказывается...
Ну и с фамилией загвоздка...
Усекла прочно, что Маша из детдома, и про розы вбито крепко,
уважение пожилой женщине.,
Но не Юра ли сын женщины, такая вот шальная мысль...
В общем, рассказ для меня оказался ребусом.

Александр, я помнится полагала сразу, что прочитаю страницу "залпом",
но, оказалось на ней трудно ориентироваться.
Я бы рекомендовала вам отформатировать её.
У вас своя система, она вам показалась приемлемой,
но мне давнему здесь читателю сложно разобраться.
Если бы было на главной странице распределено по рубрикам, согласно жанрам...
Повести, рассказы, совпадения итд, а в рубриках уже названия произведений.

Извините, Александр, за вмешательство, но наглядность желательна.
Тогда бы и новокузнечанам с Одноклассников проще было бы читать здесь.
Всего доброго, Александр.

Зоя Чепрасова   24.02.2023 15:24     Заявить о нарушении
Зоя, простите за скоропись! Так срочно бежит жизнь. Особенно в наши годы.
Вы во многом правы. И мне нечего особенного сказать в ответ на Ваши замечания.
По рассказу. Он написан еще в студенчестве, когда остро стоял вопрос смены советских поколений - послереволюционных на молодых шестидесятников. К рассказу вернулся через тысячу лет. Кое-что убрал. Но налет духа полувековой давности остался. Я не особенно задумывался о том, на что Вы обратили внимание. Но обещаю пересмотреть написанное. Почему я кинул его на свою страницу в ПРОЗА. РУ? Пытался где-то сохранить написанное. В прошлом году у меня "крякнул" жесткий диск и пропало множество из написанного. А канва этого рассказика сохранилась... Так что поработаю или просто удалю текст, чтобы не мурыжить читателя.
Про форматирование страницы. Очевидно, как читатель, Вы правы и здесь. Скирдовал все подряд, не задумываясь над проблемой того, кто читает. Может быть, Вы заметили, что тексты не однородны по стилю и художественному изложению. у меня давняя манера писать в разных ипостасях. Я никогда не чувствовал себя писателем и не соблюдал писательских канонов. Перескакивал с одного жанра на другой, это было для меня отдыхом , а не писательским трудом. НО!.. Независимо от моих натянутых слов, постараюсь учесть и эти Ваши замечания. И еще одно. Только что закончил повесть о Бардине "Тыща дней и ночей". Ее уже прочитали наш краевед В. Пилипенко и известный музейщик П. Лизогуб. Хотел бы дать и Вам ее на прочтение и критику знающего человека. Пошлю немедленно по электронке. Прошу сообщить адрес Вашей почты мне в личку ПРОЗЫ. РУ или Одноклассников.
С уважением, Александр

Александр Савченко 4   26.02.2023 16:51   Заявить о нарушении
Да, так и задумывалось. Юра - это сын той женщины. А девушка - фактическая молодая невестка.

Александр Савченко 4   26.02.2023 16:54   Заявить о нарушении
Кстати, если не надоело, прочитайте рассказ "Люди разные". Он тоже из той же эпохи. Первый рассказ, который был у меня опубликован не в газете, а в альманахе "Литературный Омск". Как это было давно!..

Александр Савченко 4   26.02.2023 17:00   Заявить о нарушении
"Люди разные"- искала долго в оглавлении, они оказались, теперь уж, тоже запамятовала, но, кажется родными. Тема важная. Вероятно, у вас ещё есть по теме, так в цикл объединить.
Александр, что касается книги о Бардине, то у меня комп давненько не работает.
Раньше мне на удалёнке Иван, сын подшаманивал, теперь со всяческими санкциями...
Так что жду, когда приедет, поправит.
А планшет и телефон постоянно напоминают, что с памятью проблемы.
Кроме того, всё-таки я читатель, не редактор, т.е. отвтственность сразу отпугивает, предпочитаю читать без обязательств.
По главам, которые читала, а главное по другим книгам, к примеру о Достоевском и художнике я приняла ваш стиль, слог, манеру воспроизводить с дотошностью реалии прошедших лет. Вам веришь, что так и было на самом деле, будто автор очевидец.
Так что, развейте все сомнения, если они ещё у вас есть.
Извините, Александр, что задержалась с ответом, спонтанный я товарищ,...
Всего доброго!

Зоя Чепрасова   08.03.2023 17:16   Заявить о нарушении