Бхагавад-гита всем. комментарии бога. часть 1. гла

БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. КОММЕНТАРИИ БОГА. ЧАСТЬ 1. ГЛАВА 1. СТ.1-23. ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

Глава 1. Обзор армий на поле битвы Курукшетра.


 1.Царь Дхритараштра сказал.
В святом месте, в месте, принадлежащем царской династии Куру, собрались жаждущие сражения мои сыновья и сыновья Панду, непременно. Что они делают, о, Саньджая.

Комментарий.

Надо знать, что никто из наблюдающих за священным разговором между Богом Кришной и Арджуной не мог точно знать, о чем идет речь и что мог сказать Бог Арджуне и что хотел этим диалогом достичь в итоге Бог Кришна. Поэтому этот диалог надо было непременно сделать доступным всем тем участникам событий, кто мог как бы способствовать тому, чтобы этот разговор стал известен всем, ибо он из всех событий, которые происходили на поле битвы Курукшетра, был самым важным и мог повлиять не только на тех, кто присутствовал, в плане их просветления, но и непременно должен был быть передан всем людям, как уникальный разговор между Богом и человеком, но тот разговор, который объявлял человечеству совершенные духовные знания, которые должны были привнести  в человека новое понимание о себе и своем изначальном положении в материальном мире, что к тому времени доподлинно не было известно, и  все религии преимущественно говорили в основном о том, что человек живет только один раз, и это уже начинало существенно мешать духовному развитию людей и не давало понимания в вопросах, почему есть богатые и бедные люди, больные и здоровые, счастливые и неудачливые и пр., что затрудняло  проникать самой вере в сознание людей и тормозило их развитие во многих и других направлениях, ибо не очень правильно люди поклонялись Богу и не могли правильно проводить жертвоприношения, путая их с жертвенными обрядами, где убивали животных и считали, что этим как надо воздают Высшим Силам, о которых также не имели правильного представления. Также человек не мог осознать, что он не есть это тело и никак не мог согласиться с тем, что фактически не он мыслит и не от него все действия в теле, как и чувства.

Надо понимать, что в некотором роде знания несколько более точные витали в обществе, но в силу того, что далеко не все люди могли их принять, поскольку они или считались неавторитетными или в силу того, что Бог Сам их делал недоступными в связи с тем, что еще было просто не время,  они должны были начать свое существование только после или в связи с очень важным событием, которое и стало битвой на поле  Курукшетра.
И поэтому Бог дал некоторым участникам тех событий некоторый интерес к тому, что происходит на поле битвы Курукшетра накануне сражения, и привязал его к тому, что слепой царь Дхритараштра был заинтересован исходом сражения и потому несколько проявил любопытство к тому, что мог сказать Бог Кришна Арджуне. Но, а для того, чтобы это любопытство удовлетворить, необходимо было наделить придворного слугу царя Саньджаю или, как его еще называли секретарем,  некоторыми мистическими свойствами видеть и слышать вещи на расстоянии; и все о таких его способностях знали, и, таким образом, Волею Бога Саньджая приступил к передаче самого диалога, будучи сам нисколько не заинтересованный ни в чем и потому передавал так, как слышал, огорчая и радуя царя Дхритараштру, который не пропускал ни слова и постоянно ожидал, что еще будет сказано именно о его сыновьях, ибо очень сильно был к ним привязан и боялся пропустить слово.

2.Саньджая сказал.
Осмотрев воинов  Пандав,  царь Дурйодхана, приблизившись к учителю,  сказал такие слова.
3.О, учитель, обрати внимание на эту великую военную силу сыновей Панду, выстроенную сыном Друпады, твоим способным учеником.
4.Здесь герои – меткие лучники, равные в сражении Бхиме и Арджуне: Ююдхана, также Вирата и Друпада.
5.Дхриштакету, Чекитана, также могущественный Кашираджа, также народные герои Пуруджит, Кунтибходжа и Шайбья.
6.Также  непобедимый Юдхаманью, могущественный Уттамауджа, сын Субхадры и сыновья Драупади. Все, непременно, великие воины в ведении боя на колесницах.

Комментарий.

Надо знать, что в те достаточно отдаленные времена люди не умели правильно понимать, что есть Воля Бога и что есть План Бога. Это означает, что никто не мог еще точно осознать, почему Бог Кришна Сам Лично присутствует на поле битвы Курукшетра. На самом деле это есть высочайшее событие на все времена и ему нет и не может быть равных ни в этом материальном мире  и ни в другом. Но люди понимали лишь то, что Тот, Кто есть Бог Кришна, присутствует на поле битвы и намерен что-то предпринять. Все они стояли по обе стороны армий и могли видеть, что Сам Бог восседает на великолепной колесница на месте возничего и обращается к некоторому воину, имя которого было хорошо известно, но понимать суть разговора никто не мог и не очень пока к этому стремился. Что за разговор должен был состояться и почему он был столь долгим – это было не очень понятно,  но и вникнуть в этот разговор было не очень возможно даже тем, кто занимал первые ряды. Они просто смотрели, и каждый думал о том, что принесет это сражение лично ему, и многие понимали, что возможно очень скоро погибнут, понимая этот факт для себя как великую и неутешительную трагедию. Надо знать, что никто из них не рассчитывал, что после смерти или оставления тела может родиться вновь, и потому гибель рассматривалась на тот период как великое и неутешительное горе. И только очень и очень немногие обладали сокровенными духовными и тайными знаниями, которые говорили о том, что на самом деле человек после оставления тела не умирает. Но эти знания не были известны никому, кроме старейшин или тех духовных учителей, которые могли получить эти знания по парампаре. Но и среди них были люди, которые в этом сомневались и не могли это принять полностью, но отчасти. Поэтому этот священный разговор был начат почти именно с сообщения Арджуне, что его и многих других ожидает после смерти. Поэтому все очень сильно обеспокоены перед началом сражения, и интересуется сам Дурьедхана у своего учителя,  насколько все готовы к началу сражения, и потому просматривает  и акцентирует внимание на том, кто и в каком состоянии на данный период, желая себе  не погибнуть и таким образом оценивая свои возможности и силы противника.

Все перечисленные здесь участники сражения не очень были на тот период знаменитыми людьми, ибо это были и простые выходцы из народа и те, кто когда-то отличился в бою, были отмечены и дети известных личностей, но в целом все эти предварительные разговоры ничего не могли дать ни одной стороне, ибо на самом деле и в начале и в середине и в конце всеми событиями, которым суждено было быть, Управлял Сам Бог Кришна, который во время диалога с Арджуной также присутствовал в каждом и вне каждого и каждому давал свою мысль, свое состояние, свои надежды и свои переживания. И только Бог знал доподлинно, что ожидает каждого в этом сражении и что будет после сражения, и куда пойдут погибшие, и как будут развиваться события по окончании сражения, и кто будет хоронить, и какие слова каждый скажет, и как дальше у людей будет складываться судьба и все другое, ибо только Бог может всем Управлять, в каждом и во всем присутствовать и  каждому давать его чувства и его мыслительный процесс, как и его личный результат.
Нельзя сказать, что в рядах Панду все были очень могучими или очень прославленными воинами, но все же по тем временам слава о некоторых витала, и это придавало армии Арджуны авторитет и понимание, что эта армия очень сильна, и она может победить и потому внушала страх и сыну Дхритараштры Дурьодхане и многим другим воинам, которые были на его стороне и тоже считались достаточно искусными  и понимали военное дело.


7.Но из наших наиболее могущественные те полководцы, обрати внимание, о, лучший из брахманов, которые сведут их. Я назову тебе.
8.Ты сам, также Бхишма и Карна, также не знающий поражений Крипа, Ашваттхама, как и Викарна, как и непременно сын Сомадатты.
9.Также много других героев, готовых ради меня отказаться от жизни. Они снаряжены большим количеством оружия и все опытны в ведении боя.

Комментарий.

Это на самом деле не что иное, как проявление очень серьезной обеспокоенности Дурьодханы и ни чьей-либо, но своей судьбой и в итоге жизнью. Он пытается понять, насколько ситуация серьезна и что ему лично может угрожать, поскольку планирует править царством своего слепого отца Дхритараштры и безвременная смерть ему меньше всего хотелась бы. Вот поэтому он кажется очень бдительным и все учитывающим воином, но и не только поэтому. На той стороне стоят Пандавы  и те, кто считается серьезным и очень сильным противником. Дурьодхана можно сказать ненавидит Пандав и всегда желал им смерти. Но теперь он и озадачен тем, что Сам Бог Кришна восседает с Арджуной на одной колесница и ведут некоторый диалог. И это его не только обеспокоило, но и в некотором роде внесло в него сомнения, ибо Бог Кришна Есть Высочайшая Личность, и если Он решит что-либо, то непременно это может вскоре произойти, и  это уже было неоднократно  прежде показано, и только Бог Кришна может повлиять  на исход любого события. Этот факт его не мог не задеть, и потому он просматривает все, что происходит на поле битвы и пытается донести своему главнокомандующему, чтобы он непременно учел, что есть очень не слабые воины и с одной и с другой стороны, и поэтому такую надо предпринять тактику и так выстроить оборону, чтобы противник не смог никоим образом победить, ибо это не входит в планы Дурьодханы и всех, кто на его стороне.

10.Неизмеримы те из наших сил, которые прекрасно защищены Бхишмой, но ограничены те их силы, которые тщательно защищены Бхимой.
11.В стратегических точках, т.к. они неравномерно распределены, а также  везде Бхишме непременно оказать всем соответственно точную поддержку.

Комментарий.

Таким образом, Дурьодхана, стремясь как-то управлять ситуацией, подсказывает своему учителю, что здесь может быть уязвимо и что надо уже теперь учесть или предпринять. Но при этом сам понимает, что уже все достаточно тщательно обдумано, все распределены оптимальным образом и каждый на своем месте и ничего уже здесь невозможно добавить или изменить. Больше не будет никакого движения войск, все ожидают начало битвы, все ждут, когда будет дана команда и каждый понимает, что для него этот бой скорее всего последний, ибо друг на друга идут несметные полчища, абсолютно все силы с обоих сторон брошены на победу, никто из тех, кто в первых рядах, скорее всего не уцелеет, и только те, кто в колесницах, они еще могут иметь некоторое преимущество, хотя  в обоих армиях достаточно метких лучников, могучих и бесстрашных воинов, и все они готовы погибнуть за своих царей, где  с одной стороны Дурьодхана и с другой стороны Пандовы.

12. С возрастающей бодростью доблестный предок династии Куру дед  сражавшихся громко протрубил в раковину, звук которой был подобен рычанию льва.
13. После этого раковины, большие барабаны, маленькие барабаны, литавры и рога прозвучали одновременно. Предвещая в себе неминуемую смерть, этот звук становился все сильней и сильней.
14.После этого Бог Мадхава, а также сын Панду, восседавшие в огромной колеснице, запряженной белыми лошадьми, затрубили в свои Божественные раковины.
15. Хришикеша, Бог Кришна, протрубил в раковину, именуемую  Панчажданья, Дхананьджая затрубил в свою, Девадатту, Бхима, неутомимый в сражении и ненасытный в еде великий воин затрубил в раковину под названием Паундра.
16. О, царь, Йудхиштхира, сын Кунти, протрубил в раковину под названием Анантавиджайа, Накула и Сахадева протрубили в раковины Сугхоша и Манипушпака.
17-18.Также великий лучник царь Каши, также Шикханди, великий воин,  прославившийся в ведении боя на колесницах, также не знающие поражений Дхриштадьюмна, Вирата и Сатьяки, также Друпада и сыновья Драупади, все, о, великий царь, также с мощным снаряжением Абхиманью, сын Субхадры, протрубили, каждый, в свою раковину.

Комментарий.

Надо знать, что в те времена любое сражение непременно начиналось с того, что с каждой стороны необходимо было возвестить  другую сторону о своей готовности сражаться, и для этого использовали прежде всего раковины, которые имели достаточно специфический и в некотором роде угрожающий или победный звук, который сопровождался и ударными инструментами и барабанами и другими также используемыми по такому случаю вибрирующими инструментами, которые как бы были лицом той или иной стороны, ее  требованием быть не очень самонадеянными, ибо именно эта сторона на данный момент более решительно настроена и уже теперь  таким образом провозглашает победу и указывает другой стороне на ее неминуемое поражение. Это были угрожающие звуки, которые могли действовать на психику людей, даже могли приводить их в страх или трепет. Дули в рога мастера, те, кто на этом и зарабатывал свой хлеб и те, кто стоял во главе того или иного войска и также понимал большое значение этого звука и его крайнюю необходимость. Звук раковин был достаточно громким, отдавался эхом и казалось, что при этом  даже земля дрожит и воздух потрясается до неба. На самом деле это все было также дано Богом  человеку тех времен, и это было необходимо, ибо других средств оповещения не существовало, как и средств связи, и надо было человека или вдохновить или как-то подготовить к тому, что с ним скоро может произойти. Раковины имели свои названия и чаще всего их называли очень и очень красиво, помогая себе таким образом к этому событию относиться с особым чувством и ожидать очень серьезных в последствии перемен. Также кроме раковин существовали и другие приспособления, которые также издавали звуки, но несколько  с меньшей силой, и они также использовались перед началом сражения, как то, что возвещает противнику намерение сражаться и никакого перемирия, что иногда тоже могло быть, но очень и очень редко.


19. Эта вибрация гулом отдаваясь в небе и на земле, заставила содрогнуться  сердца сыновей Дхритараштры.

Комментарий.

На самом деле вибрация, которую издавали раковину со стороны Пандавов, были обычные и никак не могли бы сами по себе как-то повлиять на кого бы то ни было. Здесь дело в том, что Бог Кришна, непременно Управляющий каждым человеком, дает ему свое понимание, как и свое восприятие, как и свои те или иные чувства, и поэтому человек вместе с такой вибрацией чувствует и сопутствующее волнение, дрожание частей тела, очень сильный страх, боль в некоторых частях тела, подгинаются ноги и мелко дрожат кисти рук… Все это дает только Бог, и с другой стороны те, кто должен выиграть сражение также Волею Бога, слыша тот же звук, испытывают радость, уверенность, стремление скорее начать сражение, чувство ответственности, своей непобедимости и могущества. Уже этими звуками Бог как бы подготавливает каждую сторону, дает каждому свое понимание и свою готовность и внимание, как и сосредоточенность к сражению. Это предварительный, но очень важный этап накануне сражения, и если люди должны проиграть битву, то они непременно будут испытывать очень и очень большую неуверенность вплоть до паники, что, по сути, и определит в некотором роде и сам исход. Но также надо понимать, что никто не видит в другом его проявление чувств. Каждый понимает это только для себя и относительно себя. Это крайне необходимо, ибо в противном случает человек теряет вообще свою организованность  и теряет смысл сражения, а также не может принимать в нем участие, если точно видит, что он обречен. Поэтому Бог каждому дает и другие чувства, которые все же настраивают на битву, дают  уверенность и дает желание все же сразиться, ибо в какой-то момент это кажется возможным и вполне обещающим и успех.

Таким образом, всем перед началом сражения полностью Управляет Бог, используя все необходимые для этого средства, давая каждому свое понимание, свою готовность, свою решимость и свою устойчивость, чтобы человек все же сражение принял и не ушел с поля боя, ибо это считается проявлением самых низших качеств, хотя на самом деле и такое желание тоже может дать только Бог, но при определенной работе с человеком. Это, тем не менее, очень редкое событие и люди преимущественно стараются исполнить свой долг и не очень стремятся покрыть себя позором, хотя желание выжить не есть на самом деле позор и не есть греховная деятельность, но, тем не менее, на тот период это считалось бесчестием и могло быть наказано общим презрением или даже смертью в зависимости от того, при каких условиях человек оставил поле боя, что ему в этом способствовало, ибо могли быть и ситуации, когда человек уходил по причине очень и очень для него существенной, если например он оказывался лицом к лицу со своим близким родственником или ребенком или родителем. Это тогда также принималось, как оправдывающая причина.


20. Вслед за этим, расположенный в колеснице, взирающий на сыновей Дхритараштры тот, на чьем флаге было изображение Ханумана, готовый к бою и достающий оружие сын Панду, сказал, держа в руках лук, Хришикеше, Богу Кришне, такие слова, о, великий властитель.
21-22. Арджуна сказал.
О, Непогрешимый, посредине между обеими армиями придержи, пожалуйста,  мою колесницу, чтобы я мог видеть всех их, жаждущих сражения, выстроенных на поле боя, с кем мне предстоит сразиться в этой решающей битве.
23. Дай мне посмотреть на тех, кто будет сражаться. Кто они, здесь собравшиеся, желающие угодить в сражении злонамеренному сыну Дхритараштры.

Комментарий.

Надо понимать, что Арджуна есть тот человек, который и был выбран Богом, чтобы именно через него дать миру совершенные духовные знания, те знания, которые и должны были помочь человеку правильно понимать свое место в материальном мире и свое изначальное предназначение. Невозможно назвать Арджуну другом Бога, ибо это абсурд, так не может быть никогда и ни при каких обстоятельствах. Арджуна есть просто живое существо, которое на самом деле было подготовлено Богом ряд предыдущих его жизней в материальном мире и таким образом, чтобы его качества могли позволить именно таким образом вести с ним диалог и через этот диалог передать людям этот великий труд, который и будет продолжать помогать людям и в последующие тысячелетия, но уже будучи комментированным и через Наталию Маркову и Самим Богом Кришной непосредственно, ибо это то великое Знание, которое считается неисчерпаемым никогда, и его можно дополнять и дополнять, и привносить, и усиливать, и уточнять и так  далее. Это то Писание, которое единственно поможет человеку вырваться из оков материальной деятельности и принять тот факт, что человек есть, прежде всего, душа, неотъемлемая частица Бога, и она помещена в материальный мир для того, чтобы здесь развиваться и достичь тех качества, которые и могут послужить Богу основанием, чтобы навсегда оставить этот материальный мир и быть направленным на духовный план. Но на тот период Бог не мог сказать Арджуне, почему они теперь находятся в одной колеснице и что за диалог его ожидает. Это бы помешало непременно всему разговору и нанесло бы непоправимый вред самим знаниям, где стали бы фигурировать те вещи, которым быть в Святом Писании никак нельзя. Поэтому все выглядело как просто разговор, где Арджуна строго следовал тому, что от него хотел слышать Бог, и был направляем так, как это было также необходимо, т.е через энергии Бога, которые давали ему необходимые переживания, а они в свою очередь давали ему определенный мыслительный процесс, которым управлял Бог, и таким образом выстраивался диалог только так, как было угодно Богу, шаг за шагом приближая к тем совершенным духовным знаниям, которые в итоге и стали основными и которые и теперь поведут людей на более высокие ступени материального и духовного развития и дадут им возможность, таким образом, каждому, в свое время благополучно оставить этот материальный мир и быть направленными на духовный план, где и предстоит преданное служение Богу, что есть Воля и План Бога на каждого. Поэтому Бог, заняв место возницы, дал желание Арджуне попросить выехать  на середину между двумя армиями, но с тем пока, чтобы обозреть всех, кто присутствует с обоих сторон армий, ибо Арджуна хотел понять, с кем ему предстоит сражаться и как, каким образом распределились те, кто были ему хорошо знакомы, включая его близких и родственников.

Именно с этого и надо было начать Бхагавад-Гиту, чтобы читающие примерно видели всю картину предстоящего сражения и чем мотивировал Арджуна и что в итоге из этого получилось. Тем не менее, надо понимать, что Арджуна никогда не смог бы таким образом восседать на колесница, а, скорее всего, занял бы место среди своих близких и родственников; но Бог его усадил с Собой рядом, и они как бы сражались или принимали сражение стоя в колеснице до исхода сражения, и Волею Бога все стрелы летели мимо, и ни одна не причинила Арджуне вреда и даже не задела. А Бог Кришна, стоя на колеснице, Управлял лошадьми и постепенно продвигался вглубь сражающихся, управляя всеми событиями и повествуя Арджуне те совершенные духовные знания, которые и увенчались в итоге победой Пондавов.

Надо понимать, что повествование Бхагавад-Гиты было частично до сражения и большей своей частью во время. И это делало повествование достаточно ярким и очень и очень для Арджуны непростым процессом. Но Бог ему помогал и показывал, Кто всем Управляет и от Кого все изначально исходит. Поэтому Арджуна в итоге  признал, что он полностью предается Богу Кришне и достаточно сильно сокрушался о том, что ранее позволял себе не очень правильно говорить и общаться с Богом, но это, он надеялся, Бог ему простит.


Рецензии