Дорога домой 1 глава ВК СРЗ

Место,  где прошло детство, все вспоминают с особым чувством и немало по этому поводу написано и стихов и песен и рассказов. У каждого оно было свое. Вспоминать и писать о нем будут всегда. Ностальгия  присуща всем. Снова и снова мы возвращаемся туда и неважно как:  во сне, или едем в отпуск, или звоним родным. Не понимаю тех, кто покинул свою родину! Ладно, если они  только там смогли  самореализоваться. Но есть такие, кто уехал только ради красивой жизни,  и дома у моря,  забыв, сразу же, по приезду, как они смогли заполучить эти блага? Не ели, не пили, денежку копили - говорят так и  накопили. Я так не смогла! Но преподносят  так, словно их попросили удалиться и чувствуют себя обиженными и плачутся,  как трудно им теперь живется, ругая  всех и вся, даже, то место, где теперь живут, но только не себя. Конечно не мне их судить. Просто к слову  о доме.

Место, где я родилась, имеет странное название для других, а для меня и  для тех,  кто там живет, обычное. Называется не больше, не меньше - ВК СРЗ! Покупая билет в кассе автовокзала, спрашиваешь:

- Билеты до ВК СРЗ есть?- Кто не слышал такого названия, удивленно поворачиваются.

И на автобусе табличка - ВК СРЗ. Старожилы  гордятся этим названием, называя его ласково – Наше СРЗ! Вокруг расположены села с экзотическими названиями, некоторые из них: Яксатово,  Карагали,  Чаган,  Чулпан, Зеленга, Мансур,  Булгары, а тут – ВК СРЗ и нет в нем  следов от татар - монгол, когда-то посетивших эти места, вброд  к нему две реки не перейти, да они и  не поместились  бы на этом острове. И что им там делать? В  те времена там никто не жил. Это было одно сплошное поле цветов, большая часть – маки. Нужны были места для застройки и модных тогда,  участков под картошку. Вместо цветов, цвела картошка. Первого сентября, на линейке присутствовали все, а потом учителя терпеливо ждали, когда закончится сбор урожая и ученики вернутся в школу. Теперь, в таком количестве, ее никто не сажает.

Заселен поселок  был в сталинские времена, за два года до окончания войны. Правда, статус поселка он получил позже, а  сначала был филиалом двух сел, находившихся за километры от него. Принцип заселения этого острова до сих пор не понятен. Возможно, это под грифом секретно. Это были: Петровы, Ивановы, Сидоровы, Гороховы, Волковы, Нелюбовы и т.д. У каждого – родственников  не меньше  десятка. Моя мать и ее сестра,  жили на Сахалине. Другая сестра находилась в Баку, еще одна, в Волгоградской области, брат жил в Одессе. Был у них еще брат, но он пропал без вести во время войны. У моей подруги родители жили в глубинке под Пензой. Все из разных уголков и всех объединил этот остров. Возраст людей, поселившихся на острове,  был  в основном  молодой. Молодым  все по плечу! Главное, кончилась война, а к остальному можно и привыкнуть.

Все стали  как одна огромная семья и в  горе, и в радости, и эта дружба сохранилась у них, по сей день. К нам, к детям, все относились,  как к собственным  детям, и двери всегда были открыты. Родители даже  на ночь не закрывали  двери. Единицы жили обособленно, почему то мы их побаивались, и обходили их дом стороной. Может, в имени было дело? А имя было – Адольф. Позже он все-таки уехал с острова. Жили,  все по - началу в землянках,  работали  и строились, Из богатства, привезенного на остров, были только  облигации, у кого то, меньше, у кого то, больше и иконки на которые наши бабушки потихоньку от всех, молились.

Мы детьми помогали родителям по мере возможности. Помню, как на одну стену в доме не хватило досок. Отец  вырыл во дворе широкую яму, и мы месили босыми ногами в ней глину и солому. Получалась смесь сродни цементу. Со временем стена осыпалась, но получала новую порцию смеси и новые обои. Мне было лет восемь, когда, наконец- то дом был построен. Нас детей к тому времени было пять. Отцу, в срочном порядке пришлось пристраивать рядом еще один  домик. И снова мы топали по яме с глиной и соломой. Поэтому этот домик был мне особенно дорог. Он и  смотрелся  как   игрушечный: две малюсенькие комнатки, а перегородкой  между ними служила печка.  В том домике мы жили с бабушкой.  Когда проводили  газ,  от русской печки  пришлось  отказаться. Так было жалко! Теперь у нас не было места, которое мы занимали по очереди и греться, лежа на отцовском тулупе с книжкой в руках. Только в маленьком домике оставалась печка.

Наверное, гены берут свое, если сейчас  в своих загородных домах  люди устанавливают  камин, пусть  даже искусственный. Строились дома, появлялись новые улицы. Сейчас их тридцать две. Развивалась, как сейчас говорят, и  инфраструктура. В поселке было все,  что нужно для повседневной жизни. Есть теперь, и свой Дом – Интернат!   Кто скажет, что о стариках не заботятся?  Магазины и сейчас в шаговой доступности, но уже частные,  и не отпускают продукты  в долг под пенсию. Исчезают объекты, которые когда то были необходимы. Они и сейчас необходимы, но кто - то решил, что чистота - не залог здоровья! Закрыли баню! В упадок приходит и медицина.

Помню, посредине поселка стояла трехэтажная больница и была поликлиника. Ступив на порог больницы, уже не дышали! Врачи и другой медицинский персонал были как боги! Если родители вызывали врача на дом,  к его приходу готовились все! Наводили лоск в доме, ставили тазик с водой для мытья рук и обязательно новое полотенце!  Слово – бахилы, никто не знал. Встречали и  провожали как близкого человека. Это сейчас участковый доктор сам ищет  способ, как попасть к больному. Все отгородились  домофонами,  высокими заборами без опознавательных знаков, собаками. Некоторые вешают такие угрожающие таблички  - стоишь и думаешь, что тебя ждет там,  внутри? Сами вешаем пальто, иногда на ощупь, идем в ванную,  помыть руки. Полотенце иногда предлагают, но лучше оставаться с мокрыми руками. Замечание воспринимают, как личное оскорбление. Но это уже другая история.

Старой больницы теперь  нет, Мне посчастливилось в ней поработать после окончания института, перед отъездом по распределению. Это был неоценимый опыт в дальнейшей моей работе. Построили  современную, наверное,  для удобства,  далеко от поселка – ходьба полезна для всех и для здоровья тоже! Но, и от нее скоро  останется одно название. Так что, будьте здоровы дорогие  волгокаспийцы! Так официально называются жители поселка. Но, я, ни разу не слышала, чтобы кто - то себя так представлял и я том числе. На вопрос – Вы кто и откуда?-  отвечали – Мы  СРЗвские! 

Есть на острове и своя пекарня! Это  гордость поселка! Какой там выпекают хлеб! Нигде такого больше не встречала и не ела! Уезжая, всегда беру с собой пару  буханок, чтобы продлить чуть-чуть удовольствие! Было время, когда хлеб выдавали  по одной буханке в одни руки. Рано утром у магазина занимали очередь, ждали, когда привезут хлеб, меняя друг друга, бегали домой погреться, но заветные  буханки приносили,  иногда, правда, с обкусанной корочкой.

Конечно же, позаботились о культурном досуге. Это Клуб, он был и без него пока никак.

Не так давно построили церковь, раньше она была под запретом, а сейчас не вмещает всех прихожан. Ну, а если будет в тягость жизнь мирская можно в монастырь. На острове есть монастырь, правда пока только мужской.

Остров  так удачно расположен в устье реки Волги, и имея свой судоремонтный завод, который из маленьких  ремонтных мастерских  превратился  в значимый объект, привлекает к себе  внимание. Рыбалка, удобный пляж, свои арбузы и дыни, и известные всем помидоры, баклажаны и перец. Студентами  мы активно принимали участие в сборе урожая.

Поселок соединяется с материком только паромом, который увеличили в размере,  но и он с трудом справляется с огромным потоком машин, создавая пробки. Построить мост? Это будет уже не то! Как говориться, не будет своей фишки. Паром работает в любое время года,  но не круглосуточно,  и с перерывом на обед!  Все привыкли и спокойно к этому относятся. Ожидая парома есть повод пообщаться друг с другом. Кто - то успевает даже забросить удочку. Раньше перевозили и людей за деньги, сейчас бесплатно. Редко, но бывает, что во время сильного ледохода людей перевозят на катере. Маленький  катер борется со стихией, течением, его  бросает в разные стороны,  громкий  треск от столкновения с льдинами, ветер со снегом в лицо, если это вечером,  то ничего не видно, только бы удержаться и не упасть в воду. Адреналин зашкаливает, время от испуга тянется долго, но вот он долгожданный берег! А, прошло то всего несколько минут! Такое долго не забудешь, не каждый приезжий  рискнет  пощекотать себе нервы такой поездкой.

Особенный этот народ - СРЗвский! Надо иметь мужество жить на острове, пусть даже обитаемом. Они ко всему относятся философски и с юмором!  У ВК СРЗ было прошлое, есть настоящее, пусть будет и будущее!


Рецензии
Большое спасибо за красивый,добрый рассказ!Очень понравился !Будто вернулся в беззаботное детство проведенное летом у бабушки на Трудфронте!Это тоже в дельте Волге.Тогда за водой к чаю мы ходили на реку.Водопроводная для самовара не годилась.Доброго Вам здоровья и Творческого вдохновения!

Евгений Черепанов 3   03.06.2019 13:17     Заявить о нарушении
Мы еще и земляки по бабушке Вашей! Пили чай не чашками а самоварами а какой был вкус!Где теперь те самовары? Здоровья Вам!

Ольга Пензенская   03.06.2019 22:13   Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.