В. Боровиковский. Портрет Е. Нарышкиной

         В.Боровиковский (1757 - 1825) Портрет Елены Александровны Нарышкиной 1799г, холст, масло, 72 x 59 см Государственная Третьяковская галерея, Москва.

        Как пишут об этом портрете: "Художник изобразил еще юную очаровательную девушку, с томной улыбкой взирающую на зрителя. Героиня одета в изысканно-скромное платье, по плечам небрежно рассыпались кудри. В портрете ощущается влияние эстетики позднего классицизма – четкий рисунок, определенность контуров, колорит, тяготеющий к локальным цветам. "

       На этом портрете Елене Нарышкиной  четырнадцать лет. Две розы в вазоне - одна еще в бутоне, а другая свежераспустившаяся - играют роль символа юности и красоты.
      Родители Елены Александровны были близкими людьми при дворе и пользовались одинаково расположением императоров Павла и Александра I.
Юная Елена Александровна была фрейлиной императрицы.В 15 лет вышла замуж за князя
     Аркадия Александровича Суворова (1780-1811).

        Семья Нарышкиных была очень дружна с великим полководцем А.В.Суворовым, поэтому его сын Аркадий был своим человеком в их доме. Высокий и стройный белокурый красавец, обладавший звучным голосом и громадной физической силой без труда покорил сердце юной Елены. Но он был помолвлен с богатой герцогиней Вильгельминой Саганской и хотя молодые люди не питали друг к другу никаких чувств, их брака очень желали их родители. С кончиной генералиссимуса этот брак расстроился. Аркадий Суворов стал обладателем большого состояния и был свободен в выборе.

 Брак этот не был счастливым для Елены Александровны, ее муж не был создан для семейной жизни.
    О Елене Александровне поэт С.Н. Марин, влюбленный в неё, писал своему другу М.С. Воронцову в 1807 г., когда русские войска уже участвовали в сражениях с Наполеоном: «Кузина сделалась хоть брось, нельзя описать, что она делает. В этот день, когда получила известие, что муж ранен контузией в голову, она поскакала в маскарад».

           В доме Елены Александровны были своими людьми троё неразлучных друзей — двоюродный брат хозяйки граф М. С. Воронцов, сатирический поэт, некрасивый, но умный Сергей Марин, мягкий и сентиментальный полковник Дмитрий Васильевич Арсеньев. Все трое питали к Елене Александровне нежные чувства. Поведение Суворова очень удивляло Марина и он во всем винил супруга:
« ...Которого не худо бы прогнать шпицрутенами: как можно променять жену на похабную псовую охоту, »
   А любуясь её маленькой дочкой Мими (Мария), поэт писал :
« Как она стала мила, и я думаю, что она, если это возможно, будет так же умна и любезна, как её мать, хотя это божество имеет в себе всё, что ветреность и кокетство имеет опасного!"

           Брак продлился недолго. Князь Суворов утонул в 1811 году при переправе через реку Рымник, давшую вторую фамилию его отцу. Княгиня осталась вдовой в возрасте двадцати шести лет с четырьмя малолетними детьми.
Знакомые и друзья глубоко сочувствовали семье Суворова.

         Булгаков А. Я. в мае 1811 года писал брату в Бухарест:
« Всякий раз, как ты графа вспоминаешь, сердце моё кровоточит. Ты еще не знаешь, что уже нет его, молодого героя, опоры отечества своего. Тут до сих пор все безутешны. Император написал матери душераздирающее письмо, кое будет вечным памятником любви его к покойному."

          В 26 лет княгиня Суворова осталась вдовой с четырьмя малолетними детьми. После смерти мужа она уехала за границу, жила там продолжительное время, лишь изредка и ненадолго возвращалась в Россию, поскольку ее слабое здоровье требовало пребывание в теплом климате.

           Елена Александровна обладала хорошими музыкальными способностями и приятным голосом. Композитор Д. Россини написал в ее честь кантату на известный мотив: "Ах, зачем было огород городить", повторенную им затем в финале второго действия оперы "Севильский цирюльник".

         А в 1823 г. княгиня Суворова вступила во второй брак с князем Василием Сергеевичем Голицыным (1795—1856), действительным статским советником и камергером, и вела тихую домашнюю жизнь на юге России, в Одессе и Симферополе, и в крымском имении мужа «Василь-Сарай».
         Долли Фикельмон писала в 1833 году, описывая бал у Сенявиных в Петербурге :
"     Здесь появилась некогда прославленная красавица княгиня Элен Суворова, которая после очень бурной, очень весело проведённой молодости и очень шумной славы в обществе, несколько лет назад повторно вышла замуж, став женой князя Базиля Голицына, и продвигается к счастливой и спокойной старости. Её история, подобная многим другим, лишний раз доказывает, что не все заблудшие овцы возвращаются в овчарню тернистыми тропами. Среди них есть и такие, для которых тропинка с розами надежнее! "

       Желание нравиться и прельщать долго не покидало Елену Александровну и послужило предметом меткого замечания князя П. А. Вяземского о «её подведенных ресницах и двух дюжинах парижских зубов». Она была другом Жуковского, который любил слушать её пение, и состояла в постоянной переписке с слепцом-поэтом И. И. Козловым, ей посвятил стихотворение А.С. Пушкин:

Дано об ней воспоминанье
Ее минутное внимание
Отрадой долго было мне.
Твердил я стих обвороженный,
Мой стих, унынья звук живой.
Так мило ею повторенный,
Замеченный ее душой...


Рецензии