Три женщины

 Три женщины.

 Маринка.

 Маринка  сообщила на днях: "Приезжает на лето моя бывшая хозяйка с новой баданткой.  Пробудут в Кампоринальдо три месяца". О! Это, действительно, для нас событие. Синьора Анжелина поменяла уже баданток двадцать. Одна ей не подходила, потому что по ночам вставала и бродила по квартире, другая за месяц умудрилась переломать кучу домашних вещей,  третья хамила и требовала повышения зарплаты. Случались и такие, что нашли итальянцев и замуж повыходили. Не везло Анжелине на женщин. Только Марина была для нее хорошей.

  Марина до встречи с Козимо проработала у синьоры шесть лет. Всякое бывало между ними. Марина, порой и сцепив зубы, выносила все:  колкие замечания, придирки, откровенные насмешки. Дома ждали денег трое подрастающих детей. Слишком много терять времени на поиски лучшей хозяйки нельзя было. Да и где найдешь добрую, порядочную, которая будет относиться с уважением и пониманием? Такие бывают, но не всем везет вот так, сразу, а может не повезти и вовсе.

 В один из летних приездов с Анжелиной  из Милана в Кампоринальдо,  деревеньку на тясячу жителей, родное гнездо синьоры  Маринка познакомилась с баристом Козимо. Задний вход  единственного в селе бара  выходил во двор хозяйства синьоры. Маринка видела бариста часто. Красивая  и расторопная женщина понравилась Козимо, и он предложил ей жить и работать с ним.

 Долго переживала Анжелина уход Маринки. Ни одна женщина после нее не сумела быть такой ловкой, аккуратной, вежливой, предупредительной. Маринка то и дело подыскивала ей то одну знакомую, то другую, но все они  для синьоры были не те.

 Казалось, у Маринки с Козимо жизнь налаживалась. Козимо был вдовец. Его две дочери жили в соседнем селе, своим присутствием особо не отягощали. Маринка рьяно взялась за работу. С пылом влюбленной женщины мыла, скребла, чистила бар, доведя его в конце концов до невиданного прежде блеска. Уютно в углу стояла высокая  драцена, столики и стулья начищены, в бутылках на полках отражались солнечные блики, а сама хозяйка быстро приобрела симпатию местных завсегдатаев.

 Проходили месяцы, потом и годы. В кухне, что находилась за баром, на самом видном месте  стоял ноутбук. Ежедневно  Маринка разговаривала по скайпу с детьми. Радовалась, когда родилась у дочери внучка; переживала  за старшего сына, которого призвали в армию; наставляла уму- разуму среднего. Проведать детей  ездила  раза два в год, ненадолго. Работа отнимала много сил. Обслуживание в баре, готовка, уборка. Бар работал часов до двух ночи. Мужчины играли в карты,обсуждали события в мире, по домам расходиться не торопились. Их громкие разговоры не давали заснуть, а утром Маринка вставала рано, чтобы до открытия все в баре перемыть и вычистить. Потом -  целый день на ногах.
 
 Козимо платил Марине зарплату, но немного. А годы шли и шли. Маринка со временем начала все больше и больше уставать. Под глазами появились темные непроходящие круги; красивые черты лица теряли привлекательность. Дочь жила уже с двоими детьми в доме мужа, а вот сыновья ютились в двухкомнатной квартире, купленной матерью за деньги,собранные еще на работе у Анжелины.

 Все больше и больше Марина начинала понимать, что жизнь   с Козимо заводит ее в тупик. Задевала скупость мужчины, чрезмерная расчетливость и равнодушие к ее детям. Нет, не то чтобы равнодушие было полным. Он интересовался их судьбой, иногда что-то добавлял от себя в посылаемые ею домой посылки, но сделать что-либо конкретное, например, пригласить к себе, устроить на работу, было для него хлопотно. Со своими детьми-внуками разобраться бы.

 Марина не любила жаловаться на жизнь, наоборот, всегда всех поддерживала, помогала,чем могла. Мы постоянно собирались у нее на кухне,особенно в непогоду.Хозяйка поила нас чаем,лечила травами.

 В какой-то момент Маринка пришла к окончательному решению расстаться с работой в баре и вновь найти фису, то есть, работу со стариками и местом проживания. Все-таки не так устаешь и денег больше. Сыновья купили участок земли, решили строить дом. Мамина усталость ими пока не осознавалась. Они видели ее всегда веселой, полной сил и энергии.

 Марине уже пятьдесят пять. Нужно начинать поднимать дом. Осилит ли? Дай ей Бог!

 
 Анжелина .

После первого знакомства синьора показалась мне очень симпатичной. «Это женщины виноваты. Они не в состоянии подобрать ключик к ее характеру. Я  бы смогла работать с ней, - думалось мне. -  Ну, попробовала бы она меня чем-то подколоть,да и Бог с ней. Ей же девяносто лет! Ну, ходила бы за мной, когда мою ее унитаз и раковину, тыкала бы, как и где мыть. Но надоело бы ей и это. Подсмеивалась  бы над моей прической, одеждой,  стилем жизни. Высмеивала бы не только меня, но и мою страну, наш менталитет. А что? Не заслужили? Ну и что? Я же понимаю, ей меня во что бы то ни стало унизить нужно. Я же должна с христианским смирением перетерпеть все это. В мою же пользу воспитывает меня Господь, гордыню мою убивая.»   Бывала, однако, синьора и открыто-душевной. Делилась своей жизнью, рассказывая о себе даже такие подробности, над которыми и я могла бы посмеяться. Но никогда бы этого не сделала даже по-доброму: статус у меня не тот. Не в подружках же я у нее?  И все-таки, несмотря на зазывания Анжелины, я на работу к ней прийти не решилась, хотя и нуждалась в своем месте. Отказалась в последний момент, сославшись на боль в колене. «Porca giuda  e che cosa faccio adesso?” -  Спросила меня синьора, услышав отказ. В ее лексиконе я , к своему удивлению, обнаружила ненормативную лексику. Первую часть фразы мне и переводить на русский неловко. Во второй - синьора спрашивала, что же ей делать. Несколько лет после этого мы с ней не разговаривали, она обиделась. Снова начали общаться, когда появилась Ольга.

  Я поняла, что никогда бы не смогла работать у Анжелины после такого эпизода. Однажды Ольга в воскресенье вечером вернулась на работу. Анжелина поджидала ее в компании  соседки Элеоноры, тоже довольно пожилой особы. Ольга, поздоровавшись, присела возле женщин. «Ну и как ты провела время с Валерой? - насмешливо спросила Анжелина. - Сколько раз у вас было это?» «Пять!» - сдуру выпалила Ольга, довольная снисходительным настроением хозяйки. Раздался смех. Женщины не просто смеялись, они заходились в смехе. Ольга, сообразив, что над ней жестко смеются, решила себя защитить: «А что? Мало? А вы в свое время сколько?» Теперь старухи уже не просто смеялись,они выли от удовольствия, которое им доставила непосредственность иностранки: «Один! Только один раз! - гордо и поучительно произнесла Анжелина .- И никогда  ни с кем об этом не говорили!» Это было уж слишком пошло со стороны престарелой синьоры.

Ольга.

Ольга пришла к нам под черешню, что растет возле огорода Василины.  Мы часто проводили там свободное время. Было ей лет сорок. Ярко - синие, казалось, чистые глаза человека с такой же чистой душой. Глаза очень впечатляли. Черно-смоляные волосы,челка,закрывающая лоб — красавица. «Синьора устроила конкурс из претенденток. Но, когда меня увидела, сразу пригласила работать»,- похвасталась Ольга. Раньше Анжелина не брала женщин без документов и без знания языка. Видимо, эстетический вкус в этот раз переборол здравый смысл у старушки, а ,может, Ольга напомнила ей по внешности чем-то Маринку, такую же красивую, голубоглазую, с густой челкой и длинными темными волосами.

 В Милане у Ольги был гражданский муж, Валера, с которым она  несколько месяцев назад приехала в Италию. Дома остались дочь с ребенком и мама, требовавшая ухода. Ольга при первой встрече с нами с детской непосредственностью рассказала о себе: «Я  была видным человеком в своем поселке. Ходила по домам, проверяла, сколько у кого света за месяц нагорело;  помогала людям, советуя, как сэкономить на оплате за свет.  Меня знали и уважали».

 По выходным Ольга уезжала к своему Валере. Тот подрабатывал где-то, обрезая кустарники. Ему хотелось, чтобы Ольга была  рядом, варила ему борщи, стирала одежду, засыпала с ним. Мужчина часто жаловался на итальянскую жизнь, тяжело привыкал к чужбине. Отношения между ними  из-за того, что Ольга работала теперь далеко, охладевали.  Ольга после встреч с ним делилась: «Вот приеду к Валерке на съемную квартиру, нажарю ему котлет. Наедимся и идем искать безлюдное место. Слушать откровения о том, что происходило дальше, было неудобно. Хотя, что оставалось делать влюбленной  паре, ищущей тепла и ласки друг у друга  в чужой стране?

 Как-то Ольга попросила купить ей в аптеке тест на беременность. При встрече с ней я видела красивые синие-синие исполненные страхом ее глаза. Женщина вызывала жалость. Без конца вспоминая, когда же с Валерой случилось в последний раз, Ольга готова была воспользоваться тестом  тут же, под  черешней. Через несколько дней мы узнали: к счастью, все обошлось - наша красавица не забеременела.

 Работа с Анжелиной тем временем у нее не ладилась. Анжелина жаловалась то мне, то Марине, что Ольга не хочет учить язык, некультурная, компанию ей не составляет, а порой умеет и нахамить. Ольга же чуть не плача тоже жаловалась на синьору. И ложки-миски та в нее кидает, и ветчиной испорченной кормит, и вообще не терпит больше ее присутствия. «После обеда я иду наверх, -  рассказывает Ольга.-  Слышу, а синьора подходит к холодильнику, открывает его и начинает шелестеть бумагой. Сыр, сволота,без меня лопает».Ну, что тут скажешь? Непросто адаптироваться друг к другу, а уважение  вызвать к себе у итальянцев и того сложнее. На это  годы могут уйти. Платят за терпение, умение принимать унижения, проглатывать обиды. Убрать-приготовить легко. Трудно гордыню урезонить.

 Анжелина выдержала Ольгу до отъезда в Милан. Осенью старушка снова была в поиске. Звонила и мне, но от предложенной мною женщины отказалась: стара, мол.

 Ольга уехала домой ухаживать за мамой.
 
 Маринка? Пока еще с Козимо.


Рецензии
Светлана, я знакома с Италией только заочно. Мечтала побывать с детства. Восторгаюсь итальянским искусством, культурой. Вы показываете нам Италию обыденную, прозаическую. Ваши рассказы правдивы. Мне интересно узнавать, как итальянцы воспринимают славян. В Италии работают сотни тысяч украинцев, по-видимому, им там не так уж плохо. Опыт христианского смирения и терпения очень пригодится при возвращении на родину, на Украину. Его мне здесь очень не хватает.

С уважением,
Марина

Марина Стрельная   16.05.2020 12:03     Заявить о нарушении
Приобретение опыта христианского смирения и терпения было главным в итальянской жизни. Дома я бы его не получила. Даже если бы я ничего не заработала, это считалось бы самым важным в моей жизни.
Действительно, о красоте Италии можно было бы писать бесконечно, но целью было показать рутинную жизнь заробитчанок.
Насчет хорошо ли там украинцам: у каждого в жизни свои мерки хорошего. Мне хорошо дома. Живу скромно и наслаждаюсь тем, как начинают пробиваться первые цветы на даче, как проклевываются зернышки огурчиков, как прибегают давно брошенные собаки в надежде на корм. Как ластится приблудившаяся кошка. Я счастлива работая на земле, общаясь с дочерью, имея возможность всегда быть рядом с ней, чтобы поддержать. Мне приятно, что смогла разработать программу по обучению итальянского языка и начать практиковать репетиторство. Зачем мне Италия?!
Как итальянцы воспринимают славян? Интересный вопрос. Итальянцы пассивные расисты, но умело это скрывают. Для них представители славянских национальностей стоят намного ниже, чем они. Хотя, возможно, к богатым русским у них больше уважения, но только потому, что те богаты. Разумеется, больше уважения и к тем, у кого заслуги в различных областях жизни, но только потому, что те умны и талантливы. Кстати, свой расизм итальянцы и не скрывают. Я слышала по телевизору, как они за него критикуют самих себя.Однако, это, быстрее, бравура.
Где-то в своих записках я писала, что слово "славянин" к ним пришло от слова "schiave" - раб.Так они называли славян, взятых римлянами в плен в давние времена их былой славы. Хотя, это только гипотеза.
Спасибо за диалог, Марина.
Добра Вам! С уважением,

Светлана Давыденкова   17.05.2020 11:42   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.