Школьные истории

     “Первый раз в первый класс" я пошла 1-го сентября 1960 года в 35-й средней школе города Львова. Школа находилась не в нашем районе, но считалась очень хорошей, пользовалась большой популярностью. Поэтому  папа привел меня в августе записываться именно в эту школу. Завуч сначала отказал нам в приеме, но когда я бойко начала читать плакаты и все подряд, что было вывешено на стенах, передумал и зачислил меня в 1-г класс.
      Первый школьный день мне хорошо запомнился. Начался он с линейки во дворе, а потом нас повели в класс, и я впервые переступила школьный порог. Было страшновато, я оглядывалась на маму, которая впервые отпускала меня одну в самостоятельную жизнь –  первый шаг на первую ступень… Но все прошло благополучно, “боевое крещение” было пройдено успешно.
     Однажды к нам на урок пришел завуч, чтобы познакомиться с первоклашками.  Он рассказал нам о том, что можно и чего нельзя делать в школе, еще о чем-то "важном и нужном", а потом спросил:  “Кто в нашем городе самый главный?”. Никто на этот вопрос не ответил. Видя, что пауза затянулась, я, чтобы cпаcти положение, недолго думая, подняла руку и сказала “ГОРСОВЕТ!”. Мой ответ так понравился завучу, что на ближайшем родительском собрании он рассказал о моей сообразительности всем родителям –  чем одновременно смутил и порадовал моих собственных…
     12 апреля 1961 к нам на урок русского языка пришла классная руководительница Екатерина Семеновна и сообщила: "Дети, человек в космосе!". Что творилось в классе! Все повыскакивали из-за парт, прыгали, радовались, смеялись, кричали “Ура!”. И меня тогда вместе со всеми обуяло такое огромное неуемное чувство гордости за то, что живу в стране, в которой совершаются самые выдающиеся открытия и победы!
     А сколько было счастья, когда меня приняли в октябрята, а потом и в пионеры! До сих пор вспоминаю тот апрельский день, запахи молодой весны, витающие в воздухе, ощущение необыкновенного подъема и причастности к великим делам. И как потом мы с одноклассниками разгуливали по Высокому Замку в красных галстуках, счастливые и гордые…
     А первая школьная любовь! Я тогда училась в третьем классе. До сих пор помню мальчика Сережу Павлушина, который был на год старше и уделял мне покровительственное внимание. После второго урока мы все ходили в школьную столовую пить молоко, и на обратном пути мальчишки на лестнице хватали девчонок за руки и "выкручивали", таким образом очень своеобразно проявляя признаки внимания. Но, когда на лестнице был Сережа, меня никто не смел трогать!
    И вот наш класс назначили дежурить по школе. Мне достался 4-ый "Б" класс, где как раз и учился мой обожаемый поклонник. За несколько дней до начала нашего дежурства я проснулась утром вся в пузырьках – "ветрянка"… Мама мазала мне сыпь зеленкой, а я горько рыдала и просилась в школу, о чем мама с гордостью сказала навестившей меня классной руководительнице – "Дня без школы прожить не может, так рвется учиться!". "Ничего" – отвечала "классная", – она у нас отличница, нагонит". А я уже так отчетливо рисовала себе картину, как захожу в 4-ый "Б" на перемене и говорю всем "Выходите из класса!". Все подчиняются, в том числе и Сережа. Я же стою, гордая и неприступная… И вот такое разочарование!
     Потом я полюбила болеть дома, так как году в 1963-м мы купили первый черно-белый телевизор "РЕКОРД". По тогдашним временам он стоил очень дорого, и мама сказала, что мы теперь целый год не будем ходить в кино, пока он не "окупится". Вспоминаю первые телепередачи – "КВН", "Голубой огонек","Кабачок 13 стульев", "С добрым утром" и др. Помню, как первое появление на экране телевизора певца Муслима Магомаева впечатлило моего не слишком увлекающегося искусством отца. "Он заслужил фирменный мяч! Я бы ему его подарил!" – сказал он. Это было высшей похвалой для тренера. Тогда фирменные мячи были высочайшим дефицитом, их выписывали из Москвы по большому блату даже для профессионалов…
     Когда я училась в четвертом классе, обо мне впервые в жизни написали в газете. К нам в школу пришел корреспондент одной из львовских газет, чтобы сделать репортаж о том, как проходят в нашей школе экзамены. Мы сдавали алгебру, а я решила все "в уме" самой первой, чем его и покорила…
     В это же время происходили и другие “школьные истории”, не совсем соответствовавшие моей репутации отличницы (которой я уже была к тому времени)
     На уроке русской литературы я что-то подсказала своему однокласснику Саше, за что заработала замечание в дневник. Классная руководительница, преподаватель украинской литературы Раиса Ефремовна после уроков подозвала меня к себе и стала выяснять, что произошло. Саша, находившийся рядом, сказал: "Раиса Ефремовна, простите ее, она больше не будет!" На что Раиса Ефремовна заявила: "А что это ты ее выгораживаешь? У вас что, любовь, что ли?" Саша был ниже меня ростом на целую голову, и я, поставив свой локоть на его плечо и подчеркнув этим нашу разницу в росте, ехидно ответила: "Да, любовь!" За что заработала еще одно замечание...
     Вообще у нашей Раисы Ефремовны многое почему-то сводилось к школьной "любови-моркови". Через некоторое время произошел такой случай: я, встретив во время прогулки свою одноклассницу с собачкой на руках, решила пообщаться с милым животным, за что получила "собачий поцелуй"  –  укус в подбородок. Вечером мама заметила следы укуса на моем лице   –  и на другой день вместо школы повела меня в поликлинику. Там мне сделали положенные уколы "от бешенства", и в школу я отправилась только на следующий день. По дороге в школу встретила Раису Ефремовну. "Что случилось?"    –  спросила она. Я рассказала ей историю с собачкой. "Да..."  –  многозначительно протянула Раиса Ефремовна. "Вот у нас в школе случай был: одного мальчика укусила собака. А он в этот день встретился с одной девочкой, погулял с ней и поцеловал. А потом встретился с другой девочкой, тоже погулял с ней и поцеловал. И они уси трое сказылыся!*"  – заключила она. Не знаю, имела ли место эта история на самом деле, но Раиса Ефремовна рассказала о ней и на классном часе. А недавно выяснилось, что этот ее рассказ помнят многие мои львовские одноклассники  – хотя после окончания школы прошло уже больше сорока лет...
     В это же время появились первые написанные мною песни и первые выходы на сцену в составе школьного ВИА. Песни были серьезные: о космосе ("может быть, есть в космосе еще одна земля, на которой тоже живут люди. Но они не знают улыбок. Так улыбнись мне, космический человек!"). О взрослой любви... Причем о любви я почему-то всегда писала от лица мужчины ("ты идешь по проспекту, как мадонна, а я  – вслед за тобой, но ты меня не замечаешь…"). Вообще, я тогда жизнь воспринимала как-то очень по-взрослому. Но главное, что сейчас вспоминается,  – это полная уверенность в светлом будущем, в том, что наша страна  – самая лучшая, город  –  самый красивый, а все мы  – самые счастливые! И пусть сейчас я понимаю, что все было далеко не так безоблачно, как мне тогда казалось,  – но может быть, это не так уж и плохо, что у меня остались такие светлые и чистые воспоминания о своих школьных годах?

* уси трое сказылыся - все трое всбесились


Рецензии
Прочла с интересом. Хорошие, светлые воспоминания школьных лет. В чудесном городе Львове.

С теплом,

София Полянская   01.05.2017 21:22     Заявить о нарушении
Спасибо, Софья! Школу всегда приятно вспомнить - не зря сказано "Школьные годы чудесные" :) Рада знакомству. С наилучшими пожеланиями.

Анна Сабаева   02.05.2017 09:40   Заявить о нарушении