KING B - Джаз играли многие, а блюз - никто...

Продолжение интервью Кристины Комковой - Студия Арт-Эрия

3 серия

...Есть сегодня проблема — МП3 слух, мы можем сегодня об этом говорить. Проблема сегодняшних людей. Что они не слышат музыку в реальном качестве и от этого мы получаем МП3 мышление и МП3 существование я хочу подчеркнуть этот момент, потому что в образовании — то что я делаю с детьми, самое главное, что я им прививаю возможность окунуться в свой внутренний слух и почувствовать, что он есть . Необходимо пробудить внутренний слух. Потому что он есть у каждого Ты должен привести его туда и показать — Да — это «Я»  пою — а вчера «Я» ещё не пел (смеётся)

 - Неужели я пою? Да! Я пою!

И всё!  И вот от этого начинается личное продвижение в процессе обучения. И если говорить о технологии — тоже самое — это один из решающих факторов :

1. Осознание того. Что «Я» могу
2. Фиксация, что это у меня получается и «Я» сам это слышу
Получается — этот процесс очень важен для самопознания, для самопроникновения во все вопросы...

Кристина — С 15 лет вашей активной музыкальной деятельности вы участвуете и выступаете в различных ресторанах, площадках — это тоже в Риге было?

KING B - Становление -  естественно в Риге — ресторанная жизнь, стакан водки сразу...

Кр — а как вас прямо так и брали в группы, ведь 15 лет, люди серьёзно не воспринимают, а тут уже и в рестораны берут?

KING B - Начиналось с группы, конечно, но...
-Во первых. Если тебя приглашают. Значит кто-то уже услышал, что ты умеешь что-то делать...
Естественно, те кто меня приглашали были другого возраста и понимали, что человек делает такое, что будет привлекать людей — именно он нам нужен...
Я то не понимал зачем , почему или как — я просто играл то, что умел и естественно молва — начали говорить — мальчик такой талантливый , может это, может то. Но сначала не в рестораны — сначала это была группа в домоуправлении — это Битлс — всё закладывалось уже тогда, первое, что я выбрал, это гитару — в 13 лет я понял, что  гитара...
 Но в магазинах их не было, ничего даже похожего на гитары не было. Я нарисовал -потому что можно нарисовать и мечтать об этом , нарисовал какую-бы я хотел гитару иметь - акустических гитар тоже не было в магазине ...
 И вот, брат принёс струны, а корпус в пионерском лагере, мальчик мне подарил и говорит — гриф может быть будет через пару месяцев, опять же откуда-то гриф и потом, когда я свинтил это дело... Главный мой вопрос был — как он подойдёт к корпусу  - да всё подойдёт вот ключ — надо свинтить и я свинтил и так получилась моя первая акустическая гитара — натянул струны. Дальше мне нужно было как-то настроить, у нас в классе был мальчик, который знал три аккорда. Я пошёл к нему и говорю, помоги мне настроить гитару и покажи три аккорда. Он настроил гитару, показал три аккорда — я их сразу запомнил и всё — это был мой первый урок и последний . Дальше всё остальное происходило само по себе — так я начал… Сегодня можно сказать — да, медитативное изучение инструмента началось именно с постижения строя гитары и я понимал, что мне этих трёх аккордов мало — сразу перестал ими интересоваться и начал, изучая гриф, искать

Шал — интересоваться тремя аккордами?

KING B - Не просто интересоваться, а я перестал использовать их . Мне не хотелось и я просто начал искать созвучия — это всё происходило интуитивно, естественно... Так я начал двигаться. Тот электро инструмент, который был мною нарисован, он так и висел, потому что представить себе, когда у меня появится электрогитара я даже не понимал...  Акустического звучания мне было больше чем достаточно, чтобы слышать созвучия и двигаться в каком-то направлении, которое само по себе организовывалось...

- Кристина — в 17 лет вы получили 1е место за виртуозное исполнение композиции LAZY группы Deep Purple на конкурсе города Юрмала, вы долго готовились?

KING B - Это уже 17 лет, в этом возрасте всё происходит молниеносно. За период с 15 до 17 у меня появилось очень много музыкальных интересов. Информация поступала не из общего эфира — друзья и первая группа из одноклассников, я назвал её Black Flowers – Чёрные Цветы, под влиянием фильма Чёрный Тюльпан — Ален Дэлон и так далее — это всё было как-то…
Значит. LAZY – это потрясающий пример гитарного исполнительства в стиле Рок. В то время естественно группа Deep Purple и Jimi Hendrix – это два момента которые на сегодня можно выделить и два гитариста — Richie и Jimi . Исполнение этой вещи требует особых навыков. За период с 15 до 17 лет я очень скрупулёзно изучал гитару в роковом стиле — ремарку я даю сегодня — тогда не было такого — вот я изучаю гитару в роковом стиле — таких понятий в голове просто не было, естественно — это был просто мир звуков, в которых я начал жить и эти звуки меня уводили в пространство, если мы вспомним такие группы, как Лед Зеппелин, Дип Парпл — это были революционные 69 — революционный совершенно диск Deep Purple in Rock , революционный — первый Лед Зеппелин, как он назывался и конечно весь период Джими Хендрикс, и что меня в первую очередь заинтересовало на очень долго — диск Хендрикса Band of Gypsys . Именно Band of Gypsys стал для меня краеугольным камнем в постижении искусства Джими Хендрикса — в гитарном смысле. Это процесс общий, а LAZY, быть может, больше подходила для конкурса эстрадных ансамблей. Это был шок для них, потому что вышли три человека — тот кто меня пригласил, он тоже из известной в своё время рок-команды в Латвии — группа Джокерс — такой Харийс Ужанс — он пригласил меня уже в тот период, когда играл в ресторане и в этом ресторане мы делали всё, что хотели — и когда надо было подготовится к конкурсу — ну что ты можешь — давай сыграем. Мы в трио сыграли так, что крышу свернуло всем — и они говорят, - Боже мой, что такое происходит? Звучит музыка Deep Purple , а исполняет ресторанный коллектив какого-то ресторана.
С этого момента я получил широкое паблисити в ресторанной среде — апофеоз события — заключительный вечер конкурса происходил в ресторане Юрас Перле — известный ресторан в то время. Там мне удалось сыграть с лучшими музыкантами. Они меня пригласили, 17летнего мальчика. Басист - Алик Фельдберг, на барабанах лучший в то время - Яша Збенович. После того, как мы сыграли, он спрашивает — слушай ты, вообще знаешь ноты?
А Алик — он профессиональный скрипач — человек получил классическое образование, - я говорю — Нет, а разве группа Deep Purple играла по нотам? - От него услышать эти слова, для меня это было авторитетным заключением…

Крист — они там тоже в конкурсе участвовали?

KING B - Да, они заняли первое место, а мы — третье, но, как инструменталист я получил первое…
Благодаря тому, что я исполнил супер-рок стандарт... И в таком доверительном тоне он мне сказал — слушай, всё круто, мы сыграли... Но вопрос мне он задал по поводу нот… знаю-ли я ноты и я ответил — нет, ведь я был в полной уверенности, что группа Deep Purple тоже не знает нот, а он мне говорит, что всё наоборот… получается. Что твои кумиры...но, Хендрикс точно нот не знал...это понятно…

Шал — разве Хендрикс всё по наитию?

KING B - По наитию… В жизни ни одной ноты не написал…

Шал — ничего себе, серьёзно чтоли?

KING B - Да

Шал — как это так, все блюзовые лады играет Хендрикс, как это — всё по наитию?

KING B - Всё по наитию, так получается, что в момент какой-то музыкальной организации, да и в американской школе момент музыки тоже присутствует очень сильно. Здесь мы опять же попадаем в понятие — сольфеджо — если возвратиться в понятие музыки — существует два типа сольфеджо — итальянское — до ре ми фа соль ля си — и американское — A B C D E F G, и они не мыслят — до ре ми фа соль ля си, они мыслят A B C…

Шал — Как алфавит…

KING B - Начальные буквы алфавита, и ты можешь запомнить это очень рано … D E F G – несколько букв алфавита. Которые потом естественно...но нет противоречия и алфавит и ноты — они соответствуют, а в понятии — до ре ми фа соль ля си до — они сами по себе существуют, потому, что ты должен До идентифицировать с буквой C (Си), Ре идентифицировать с буквой D (Ди) … и так далее E(И) F(Эф) G(Джи) A (Эй) Тут много вопросов потом и они все возникли… В данном понимании, я понимаю, что противоречие в постижении у человека, который не задаёт себе вопросов… представить Джими Хендрикса, какие он вопросы себе задавал, никаких — он просто получал, то, что ему давали и потом использовал…

Шал — а Блэкмор образованный был?

KING B - А Блэкмор образованный классический музыкант. Совершенно другая тема, он был классический гитарист, первые 4 диска Deep Purple – они другие, они не имели признания, там был и Deep Purple с симфоническим оркестром — серьёзные заявки, но популярности не было, популярность получил 1й диск, где они вышли за рамки свои — опять же под влиянием Новой Волны — в то время это был Джими Хендрикс…
Под влияние этой волны попали все тогда — группа Queen – все поклонники Джими Хендрикса… Beatles, Rolling Stones… Deep Purple, Led Zeppelin… Это последствия этого Бума, что музыку играть надо другую… и трансформация группы Deep Purple – это я говорю уже с сегодняшнего понимания процессов культурологии — при взаимодействии каких-то культур… вышел на сцену Чёрный Элвис и с гитарой вытворял всё, что угодно — фокусы, и в то же время, всё звучит, всё сценично, понимаешь. Все это хотят видеть и это была Поп-Музыка того времени — ни Рок, градаций и делений ещё не существовало — Поп-Музыка — в Поп-Чартах все на первых местах — Хендрикс-исполнение, почему он взлетел? Исполнение композиции — Хей Джо...потому-что это был Пост-Энималс… там много моментов. Если это так понимать… потом перешло в хард-рок, хэви...и тд, и тд… градации появились, а тогда это была Поп-Музыка. И молодёжь это воспринимала. Как поп-культуру...естественно. Я как молодой 15ти-летний музыкант ориентируюсь на Поп, то, что шло с этих Радио транслировалось… Radio Luxemburg в частности...то, что последнее — Black Night, Deep Purple супер хит…

Крист — Расскажите про первые коллективы в которых вы играли, например Опус — прибалтийская группа?

KING B - Это длинная история, естественно, можно сказать так, что в 17 лет — этот период, был ресторанный. Но я понимал, что рестораны — не мой путь... Хотя тогда в ресторане можно было всё сыграть — и то, и другое... Потом стали определять политику — процентное соотношение вещей… появились эстрадные объединения, который стали регулировать — что можно играть, что нельзя... На том этапе это начинало ограничивать, и ресторан тоже не тема для меня... Тогда все культурные события происходили на танцах, дискотек ещё не было вообще — даже понятия такого не существовало — диск-жокеи, дискотеки — вообще этого ничего не было… Танцы для группы — это был концерт… Мы приезжаем на танцы — это значит мы приехали на свой концерт… Мы играем и публика танцует под твои танцы — интересное соотношение живых процессов — сегодня можно так сказать… С одной стороны исполнение живое, полностью, той музыки. Которая всех будоражит — активный живой рок, а с другой стороны люди, которые свободно пришли отдыхать... И они танцуют, они расслабляются. Вот этот процесс и формировал живое состояние концерта и если ты музыкант на этом концерте, значит ты выходишь... То ты кто угодно — ты Джими Хендрикс, ты Ричи Блэкмор, ты — кто угодно... Естественно, формирование через кумира, и ты самоидентифицируешься в этом процессе… В то время подобного понимания не было,... это сегодня мы ремарки делаем,... В то время это полное растворение в процессе, который ты производишь и этот процесс называется музыка — тот процесс, которым ты живёшь и тот процесс, который даёт жизнь всем другим. Потому-что это живая вибрация и соответствие интересов... В этом смысле я получил хорошую практику и реализацию, как музыкант, исполняющий живую музыку.
То, что потом началось — это уже другая тема...группу, которую я создал  - трио, мы играли музыку... было там немного вещей, которые мы хотели играть, но во многом там было... берёшь аккорд и от пространства ты идёшь и, ты куда то уплываешь и... Публика тоже активно сочувствует и, выяснялось, что она получает катарсис или экстаз в моменты этого изложения. Тогда я начал понимать, что нам важно уже свою эстетику создавать… свою музыку придумывать...Эта группа просуществовала недолго, год мы поиграли, выступая в самых престижных клубах — Академия Художеств, где сливки молодёжи собирались, клуб Арго — это всё в Риге, группа называлась( Space Enterprise). Но следующая группа… и вот мы приехали в клуб Арго, и совместно с нами приехала эстонская группа Интарсия… Мы подходим к теме Эстонии, что очень важно тоже сегодня, потому-что грубо говоря, существовал Латышский Рок и существовали какие-то другие течения где-то…
Но понятие - Эстонский Рок было для нас не понятно... И вот приехала живая группа Интарсия — они исполняли музыку, которая мне была не особо знакома, группа Фокус — Яна Аккермана, кстати он приезжал недавно в Питер  - легендарнейший совершенно музыкант... И ещё какие-то там направления… Мы, две группы выступаем. Вот мы выступили со своим трио, а они выступили... певица у них была и... то и сё... они играли вещи группы Фокус и много мелодичной информации, круто всё!
 А барабанщик у них сидел с шапкой волос, как Джими Хендрикс, басист очень хорошо играл и пел, потом концерт заканчивается и они подходят после концерта ко мне — барабанщик и басист — слушай, мы хотим переехать в Ригу, мы хотим с тобой сделать группу, а я говорю — у меня же трио...(но у них уровень совершенно другой музыкантов и они хотят со мной сделать группу) и я говорю — ну я...

                (купирование записи)

… Играют блюз в коллективе Белинов Блюз Бэнд, кстати уже двадцатилетие, в этом году мы справляли BBB в JFC клубе на двадцатилетие клуба JFC, который раскручивал тоже BBB, я помню эти концерты, когда закончился джаз в Таврическом. Тоже нужно было искать помещение и оно перенеслось на Шпалерную 33 — где сейчас JFC клуб, и все лучшие дни были под блюз, у меня была максимальная посещаемость — очень хорошее, скажем, активное исполнение музыки блюз очень было востребовано...
 Резюмируя можно сказать, что 1994 год — это период, когда стало понятно, что блюз становится основной идеей...
Потому что джаз много кто играл, а блюз не играл никто... Может никто и не мог играть, потому-что период становления блюза как раз начался в 1994 году и коллектив BBB он в этом году и организовался... День нашего первого выступления 22 мая — день рождения группы и в 2014 г 21 мая мы сыграли концерт в JFC тем же классическим составом — Гарри Багдасарян, Кондаков Андрей, басист Олег Тархов, к сожалению, уже не мог участвовать. У меня потом сменился басист — это Ваня Ковалёв и Алексей Самарин — получился такой вариант. Пять человек BBB сегодня сказали, да коллектив существует…

Шал — видео можно посмотреть?

KING B - Видео есть. Да!

КР — к сожалению дискуссия подходит к концу. Благодарим Андрея за предоставленное место и время и приглашаем вас в новый клуб Арт-Эрия для вашего творческого вечера и продолжения беседы... Можно будет поиграть и поговорить!

KING B - С удовольствием буду участвовать, очень приятно! Большое спасибо всем, что собрались! Большое спасибо Вам за возможность высказать мои мысли и… Всё только начинается…

Все в Арт-Эрию!!!


Рецензии