Анна Шахназаровна Каренина

Для тех, кто не знает, что такое фанфик, поясню в двух словах. Читаете интересную книжку и сочиняете приключения в мире, выдуманном писателем. В наше пресыщенное время этой игрой тешатся киношные и театральные тети и дяди, называя сию забаву «сценарий по мотивам романа». Вот и Карен Шахназаров поддался всеобщей страсти и взял Льва Толстого для расчленения на экранизацию.

До какой степени режиссер выпотрошил «Анну Каренину», пусть останется на его совести. В конце концов, гениев-писателей мало, а режиссерам –  хочется. Но, забавляясь, надо все-таки знать меру, Шахназаров же пошел на неоправданный риск и норму по удивлению зрителя перевыполнил.

Главный промах режиссера – актриса на роль Анны. Вот об этом и скажу, тоже в двух словах.

Приглашая на роль Анны Е.Боярскую, актрису характерную, обладающую внешностью, мягко говоря, специфической, нестандартной, режиссер дал понять, что современные актеры могут играть все. Обнадежив зрителя, режиссер, однако, забыл обучить актрису манерам аристократки. Анна получилась вовсе не Каренина, а Боярская – прелестная  разбитная кухарочка с высшим актерским образованием.

Где благородное умение быть пристойной в любой ситуации? Где сдержанность, тем более интересная, что в душе героини пылает страсть? Ничего этого нет. Заподозрить в Анне-Боярской аристократку может только пьяный гусар (в общем, мужчина в таком состоянии ума и желаний, когда любая женщина хороша, если доступна). Видимо, поэтому Вронский так уныло-безнадежен. Еще бы! Связал свою молодую и веселую судьбу с развратной женщиной, которую – вот невезуха! –  ему представила родная мать.

Для роли Анны необходимо освоить хотя бы набор внешних признаков социального положения. Актриса, к сожалению, не в курсе, а режиссер, видимо, доверился ее вкусу.

Кстати, сцена Анны с госпожой Вронской в поезде буквально рассыпается: актриса Татьяна Лютаева, уже перешедшая на возрастные роли, легко переигрывает свеженькую Е.Боярскую. Анна выглядит компаньонкой, гувернанткой, даже, простите, принаряженной гризеткой.

Актрисе поставлена сверхзадача: любить, и никаких гвоздей! Вот актриса и старается, бездумно копируя манеры кокотки, вместо того, чтобы при внешней сдержанности показать высокое напряжение души. Дабы публика ХХI века не сочла ее игру архаичной, Боярская использует ужимки «женщины без комплексов», что  в веке XIX выглядело вульгарно. «Мир Карениных» был чуток, и простоватые манеры могли повредить положению в обществе не менее эффективно, чем в наше время матерная брань на филармоническом концерте. Подобную Анну назвали бы плохо воспитанной и отказали бы от дома все уважающие себя знакомые. Блистает Боярская не в психологически сложных сценах, а лишь на балах, сливаясь с платьями, улыбками, вальсами, канделябрами, мундирами и прочей мишурой.

Актриса внутренне пуста. Даже интимные сцены с Вронским (М.Матвеев, кстати, муж Боярской), в которых  она умело передает сексуальные восторги, тоже не радуют актерским мастерством.

Возможно, актрисе мешает специфический голос: театральный женский баритон, мощная подача звука там, где нужна бархатная нежность. Возможно, стоило бы пригласить на озвучивание роли другую актрису и с ее помощью добавить, подправить, внести в структуру роли нечто интересное. Не знаю…

Я не видела Е.Боярскую в других ролях. Говорят, она слегка подпортила своей игрой  фильм «Адмирал». Не знаю, судить не буду.


Рецензии
ФИЛЬМЫ
«Анна Каренина» 1967 года – это концентрированное выражение сути Анны Карениной. Пожалуй – лучшее в кинематографе, учитывая продолжительность в 2 серии.
Мне понравилась Софи Марсо в американском фильме 1997 года, блестяще сыгранная роль. Этот фильм стоит смотреть.
Английский фильм 2013 года с Кирой Найтли – интересный, концепция «жизнь – театр» успешно реализована в фильме. Кира Найтли приобрела штампы игры русских девушек («Доктор Живаго»), мимикой подчеркивает свою «русскость», но актриса красивая, яркая. Возможно этого и достаточно.
Вронские и Каренины в обоих фильмах на личный взгляд не соответствуют настоящему в романе. В американском фильме Вронский – как блондин-сержант американской армии, хотя играет качественно, в английском фильме Вронский – кудрявый блондин, весь взбудораженный. Каренин (фильм США) – поверхностный, грубый, в английском фильме Каренин – излишне стилистичен.
Очень достойный фильм Сергея Соловьева. Татьяна Друбич (Соловьев называет ее лучшей Анной Карениной в кино, и, возможно, он не ошибается), Янковский – обожаю его роли, в нем столько глубины. Вронский (Бойко) – возможно попал в образ из романа, но слишком много в нем покорности и самоунижения. Смотреть стоит. Друбич действительно хороша.
Единственное, что мне не понравилось – акцентирование на морфии. Анна Каренина не наркоманка. И раздвоение личности – не наркотическая проблема, кстати, в начале 20-го века кокаин продавали свободно в аптеках.
Фильм Шахназарова – «История Вронского»: К.Шахназаров не снимает плохих фильмов. Где-то он упоминает, что хотел видеть агрессивную Анну Каренину. И вот поэтому мне абсолютно не понравилась Боярская, в ее исполнении Анна Каренина – не Анна Каренина. Вронский (Матвеев – после фильма «Бесы» чрезвычайно уважительно отношусь к его игре) – хорош, естественнен и трагичен. Каренин (Кищенко) – на личный взгляд очевидная неудача, грозный генерал-полковник без нюансов и оттенков, если только таков был замысел.
Левины во всех фильмах кстати хороши.
По несколько раз я пересматривал фильмы, многие сцены изменены, вставлены отделные диалоги из романа, их говорят не те герои, как в романе, кое-что добавлено от постановщика, но чем больше смотришь фильмов об Анне Карениной, тем легче сформировать некий собирательный образ героини.
Любой фильм об Анне Карениной – это обман зрителя. Потому что никогда и ни одному филму не передать все богатство и глубину текста самого романа.
Но обещаю- вам гарантировано при просмотре всех фильмов эстетическое удовольствие от красивых постановок, костюмов и замечательной музыки, в основном – русской классической, она в состоянии компенсировать те огрехи, заметные вдумчивому и внимательному читателю, которые будут в фильме.

а это о романе - http://proza.ru/2021/09/11/1104

Валерий Кувшинчиков   05.03.2023 14:16     Заявить о нарушении
Валерий, спасибо за отличную рецензию! Нашим любителям кино будет очень интересно!

С уважением Галина

Нико Галина   05.03.2023 16:06   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.