Слово северное о любви

       Слову верь – говорили на Севере, на Поморье. Словом поддерживают и надею дают, если это слово благолепное. В этой жизни словом память каждого народа и отдельного человека держится.
      Цена тебе копейка  - коль слова красного, тёплого да доброго не знаешь.
      В нынешнее время слова сердешные, благолепные да ласковые в своём количестве сильно сократились, силу магическую теряют, кабыть и смысл меняют.
      Слово любить нынче много оттенков имеет, от пошлого да похабного до торжественного и верой наполненного.
      Поморы сказывали: у нас не любят, а сердцем привязываются – бажАют. БажЕнье  то и значит – любовь, расположение.
      О симпатии к человеку говорили просто и понятно: он каждое слово ею закроет. Не произносили уже затёртые и привычные слова «Я тебя люблю», а торжественно провозглашали «Ты надобна мне!».
      Открывая своё сердце суженному или суженной, шептали: Ах, ты, мне бажена моя,  бажёной мой – милый, сердечный, желанный, дорогой.
На Севере в каждом слове простота и глубина, о своих чувствах всем подряд не трубили.
      О сокровенном, о заветном говорили сдержанно.  В душе и в сердце копили да носили чувства и слова, которые   наединке говорили только тому,  которому наверились,  что  надобен либо надобна еженощно и ежедённо  да  на всю жизнь.
      Мужчина современный может сказать – ты  женщина моей жизни, а на Севере просто – суженная. Можно услышать, правда, редко – возлюбленная, а раньше говорили – разлюбезная.
      А как могли свою разлюбезную или разлюбезного заголубить,  и слова находили душевные ласковые:
Лапушка - Разлапушка , Лебёдушка,
Голубушка – Голубеюшка – ГолубеЙко, Голубеюшко (обращение к мужчине),   
Золотиночка да СеребрЯночка ,
Ягодиночка, Куколиночка,
Белеюшка – Белеюшко (обращение к мужчине) – дорогой, любезный, милый, голубчик,
Душенька моя,
Замилушечка – при обращении мужа  к жене.
Невесту и жену называли БогосУжена  и  ЛАденка – горячо любимая, ненаглядная.
Мужу  или жениху говорили ЛюбОй ино ЛЮбый.
И в преклонные годы находили сердечные слова, чтобы обласкать своих,  всё ещё лЮбых: 
ПомилИночка , Сугревушка(о), СемЕюшка , СлавнУшечка, Солнце ты моё угревное.
    Забывать стали тёплые, добрые да сердечные слова о любви и детям не передаём, вынуты они из обихода, не соотносятся с современностью.


Рецензии