Россиянин еврейского происхождения?
Может поэтому мы потянулись к ортодоксальному еврейству, сперва местного, американского разлива, а затем, когда оно в конце концов появилось, к русскому.
Кстати, тот же друг сказал мне другую максиму.
Мы как-то сидели, пили чай и я его спросил: “О чем эта страна?”
Он поднял чашку и поинтересовался, как я думаю, какова цена ее. Я ответил, что доллар.
Нет.
Два?
Нет.
А сколько?
Эта чашка стоит ровно столько, сколько я могу за нее получить.
Меня, бывшего совка, где цена была законом, это положение раздражает по сей день.
Другой мой друг, отсидевший в отказе всего год, в десять раз меньше меня, абсолютно иначе определил, что такое эта страна, Америка:
“Смотри, я зарабатываю столько-то и моя жена столько-то. За эти деньги мы можем себе позволить все, что хотим, вот в таком секторе. И нам в этом секторе никто не нужен, чтобы нам чего-то указывать!”
Как далеко ушла страна за эти годы!
Но вернемся к русским евреям.
Став сперва объектом, а затем и субъектом русского кирува, т.е. деятельности по приближению и возвращении евреев к иудаизму, я в конце концов пришел к одному интересному наблюдению: русских, точнее российских евреев можно разделить на две принципиально несхожие группы - россиян еврейского происхождения и евреев российского происхождения. Если для вторых, например, выучить иврит легко, они его как-бы вспоминают, то для других, типа поэта Губермана, это становится камнем преткновения.
Много евреев российского происхождения вышло из Молдавии, Западной Украины, Прибалтики. Естественно к ним относятся восточные евреи: бухарские, горские, грузинские. С этими контингентом значительно легче проводить кирув, чего нельзя сказать о россиянах еврейского происхождения из столиц и российских культурных центров. Но вызов тут значительно больший!
Свидетельство о публикации №217042302481