Владимир Высоцкий - правда и вымысел

Миф 1. «Высоцкий – еврей».

С тех пор, как имя Владимира Высоцкого стало известно от «морей до самых до окраин», по СССР гуляли слухи, что Высоцкий – еврей.  Этому способствовало отчество поэта - «Семенович», и уверенность простых людей в то, что «все евреи умные»,  «такое мог написать и спеть только еврей». Во время своих журналистских поездок по стране, я слышал это много раз.
В 1979 году, я был в командировке в  городе Ковров. Рядом с моей гостиницей находилась баня. Я посидел в парилке и вышел в предбанник. Трое «сидельцев», украшенных синими наколками, потягивали пивко. Из магнитофона, стоявшего в открытом чуланчике банщика, доносился хриплый голос Высоцкого: «Идет охота на волков, идет охота...». Один из расписных, видавший виды седой мужик, восхищенно сказал:
-Во дает жид! Прям про нас песня!
-Кто жид?! – вскинулся его кореш. – Володя чистокровный русак!
-Русак такого не напишет! –  назидательно ответил пожилой урка. – Кишка у нас тонка – правду говорить. На это только жиды способны. Был у нас в Устьлаге Ефим Лазоревич, фельшар. Так вот он за эту самую правду срок и огреб...
Сиделец был недалек от истины. В биографии Высоцкого очень явно просматривается еврейский след.
"В дни, когда все устои уродские
Превращались под силою в прах,
В Риме жили евреи Высоцкие,
Неизвестные в высших кругах".
Разумеется, никаких Высоцких в "толще веков" не существовало, т.к. фамилии у евреев появились только на рубеже XVIII - XIX столетий. Но в раввинатских книгах и архивах сохранились записи о предках Владимира Высоцкого, вплоть до  прапрадедов.
Высоцкий Шлиом (Шлёма) (186?-1915?), прадед поэта, родом из-под Бреста, имел профессию мастера-стеклодува; жена - Бульковштейн Хаша (Хася)-Фейга Лейбовна - прабабушка.
Высоцкий Вольф Шлиомович (1889-1962) - дед (Киев, Москва), отличался глубокой интеллигентностью, интересовался живописью. Имя деда упоминается Высоцким при исполнении одной из песен.
Бабушка Владимира - , Дарья Евсеевна Высоцкая (Дора Бронштейн), вторым браком вышла замуж за Г.Л.Семененко. В период оккупации Киева фашистами, соседи не выдали её немцам. Бабушка была заядлой театралкой, с удовольствием слушала песни внука, живо реагировала на его юмор.
Высоцкий Семён Владимирович (1916-1997) - отец поэта, кадровый военный, потом - работник связи; его первая жена - Серегина Нина Максимовна (1912-2003) - мать Володи.
Дядя Владимира -  Высоцкий Алексей Владимирович (1919-1977), окончил артиллерийское училище, факультет журналистики МГУ. От дяди и отца Володя слышал рассказы о войне.

Браки отца и дяди поэта совершались по гражданскому обряду, их жёны не были еврейками. Это были типичные советские интернациональные семьи, без национальных предрассудков и религиозных традиций. Но старшее поколение, Вольф и Дора, дома говорили между собой на идише, их дети и внуки были знакомы с языком.
Когда Владимир Высоцкий получил паспорт, в графе "национальность", стояло "русский". Его жёны не были еврейками и сам он писал в одном из писем второй жене, Людмиле Абрамовой: "по паспорту и в душе русский", и намекал на еврейскую составляющую своих кровей: "стал похож на русского вахлака, от еврейства не осталось и следа".
Влияние еврейских корней В.Высоцкого на его творчество проявляется во множестве еврейских словечек, имён, фамилий, которые встречаются в десятках его стихов.
Двоюродная сестра поэта, Ирэна Алексеевна Высоцкая, писала: «Мы с Володей много говорили о нашем еврействе».
Поэтическому творчеству Высоцкого, еврейская кровь несомненно помогала. Но говорить и чувствовать – разные вещи. Неоткуда было у Высоцкого взяться еврейскому самосознанию. Отец поэта был кадровый военный, коммунист, и о своей национальности не распространялся. Мама Высоцкого, Нина Максимовна Серегина, вообще происходила из русских крестьян. Зато потомки поэта вернулись в еврейство. Сын Владимира Высоцкого, Аркадий, женился на еврейке, у них родились дети, потом он развелся. Дети вместе с мамой уехали в Соединенные Штаты и там стали религиозными евреями. Внучка поэта, Наташа (Наама) Высоцкая вышла замуж за еврея Шломо Теплицкого - под хупой, как положено по иудейскому обряду.

Миллионы советских людей были уверены, что "считаться шпаной и бандитом" плохо, но антисемитом быть "не западло". Высоцкий, в песне "Антисемит", откликнулся на эту тему:
«Зачем мне считаться шпаной и бандитом,
Не лучше ль податься мне в антисемиты,
На их стороне, хоть и нету законов,
Поддержка и энтузиазм миллионов...».
***
В песне о "Мишке Шифмане" отражено "отказничество", когда евреям не давали разрешений на выезд в Израиль:
«Мишка Шифман башковит,
У его — предвиденье.
"Что мы видим, — говорит, — Кроме телевиденья?
Смотришь конкурс в Сопоте
И глотаешь пыль,
А кого ни попадя
Пускают в ИзраИль!"
"Мишке там сказали "нет"...
Мишка пьет проклятую, -
Говорит, что за графу
Не пустили - пятую".
(В советских паспортах, пятая графа была "национальность").
* * *
«Запретили все цари всем царевичам
Строго-настрого ходить по Гуревичам,
К Рабиновичам не сметь, также к Шифманам!
Правда, Шифманы нужны лишь для рифмы нам...».
* * *
«Он был хирургом, даже "нейро",
Хотя и путал мили с га,
На съезде в Рио-де-Жанейро
Пред ним все были мелюзга.
Всех, кому уже жить не светило,
Превращал он в нормальных людей.
Но огромное это светило,
К сожалению было еврей...».
***
"Китаец Мао обошёл еврея Маркса".
***
"Абрашка Фукс у Ривочки пасется..."
***
"Жил в Бобруйске, сам я русский..." (В Советские времена, Бобруйск был одним из центров еврейской культуры).
***
Высоцкий был хорошо знаком с реалиями Ближнего Востока:
"Вот место Голды Меир мы прохлопали, нам этого потомки не простят!".
"...ну а где агрессия - там мне не резон".

Миф 2. «Высоцкий пел бесплатно на квартирах, где его песни записывали на магнитофон и потом тайком продавали».

До того, как Владимир пришел на «Таганку», он был студентом Школы-студии МХАТ. Не бедствал, наверняка отец давал ему какие-то деньги. Высоцкий подрабатывал выступлениями. Например, в ДК при Бауманке за концерт ему платили 9 руб. 80 копеек.
Что касается выступлений Высоцкого на квартирах, то мне посчастливилось побывать на таком «домашнем» концерте. В 1975 году, во время командировки в Москву, я остановился у моего армейского сослуживца. Он жил вместе с сестрой в большой квартире в центре столицы. Их родители были геологи и постоянно уезжали в экспедиции. Друг сказал, что сегодня вечером к ним придет Высоцкий и будет петь для «деловых» - так в те времена называли торгашей, в чьем распоряжении находились дефицитные товары. Вечером, в квартире собралось пятнадцать человек. Высоцкий начал петь «Мишку Шифмана». Часа через два, мой друг пустил по кругу шляпу, в которую гости стали класть четвертные билеты (в те времена инженер получал 120 рублей в месяц).

Миф 3. «Высоцкий сидел в тюрьме, отсюда все его «блатные» песни».

Высоцкий никогда не сидел в тюрьме, только несколько раз попадал в милицию за пьяные дебоши и после аварий, в которые часто попадал.
Свою первую автомашину "Жигули“, Владимир Семенович разбил сразу после приобретения. После серьезной аварии прекратила существование и вторая машина - "Рено“. Затем певец купил "БМВ“ и попал в аварию, в которой машина перевернулась.
Летом 1979, Высоцкий привез "Мерседес“. И почти сразу разбил машину!
Второй "Мерседес", маленький, певец привез в Союз 1 января 1980-го. Однажды, Высоцкий ехал на "мерсе" с дачи в Москву и вез актера Севу Абдулова и своего администратора. Водил Володя совершенно безбашенно, без остановок на светофоров и перекрестках. И не справился с управлением, врезался в троллейбус! Все трое остались живы, но попали в больницу. Как ни крути, это было преступление, и на Высоцкого завели дело. Но вмешались таинственные защитники. В итоге, суд присудил Высоцкому выплатить троллейбусному управлению стоимость ремонта троллейбуса — 27 рублей 25 копеек.
Высоцкий, конечно, давал "левые" концерты. В Уголовном кодексе СССР существовала статья для работников культуры, организовывающих такие концерты. Несколько провинциальных администраторов за эти концерты посадили. Самого поэта несколько раз таскали на допросы, но дело против него почему-то не возбудили.

Миф 4. «Смерти Высоцкого».

Слухи о кончине Высоцкого постоянно гуляли по стране – то Володя застрелился, то вскрыл вены, то повесился!
Высоцкий говорил на одном из концертов: -Несколько раз я уже похоронен, уехал, отсидел, причем получил такие сроки, что лет сто надо прожить, чтобы их отсидеть. Я даже песню написал «Кто же поверил этому бреду? Вы не волнуйтесь, я не уехал. И не волнуйтесь, я не уеду!».
На самом деле, у Владимира Высоцкого были две клинические смерти. Как-то, он был в гостях у актера Всеволода Абдулова. Вдруг, Высоцкий почувствовал себя плохо, пошла горлом кровь. Скорая приехала через час, но врачи везти его не хотели, боялись, что Высоцкий умрет в дороге. Близкий друг поэта, Валерий Янклович, вспоминал: "Я много говорил с Володей на тему наркотиков. Он мне сказал: "На Западе, все творческие люди это делают, потому что это стимулирует творчество. Я же не злоупотребляю, а только для поддержания формы. И мне это помогает".

Владимир Высоцкий много курил и много пил, периодически уходя в настоящий запой. От острой алкогольной интоксикации у известного актера развились сердечная и почечная недостаточности. Родные Высоцкого пытались справиться с проблемой и периодически уговаривали его лечиться, но он отказывался.
Чтобы вывести Владимира Семеновича из критических состояний, врачи применяли мощные стимуляторы наркотического ряда. Этим, медики оказали Высоцкому медвежью услугу, превратив актера в закоренелого наркомана.
Высоцкий неоднократно предпринимал попытки побороть пристрастие к наркотикам, ложился в больницы. Но не выдерживал и срывался. Несколько раз "подшивался", но потом научился выковыривать «торпеды».
С середины 1975-го актер стал употреблять эти препараты на постоянной основе, не в силах справляться с ломками. Его здоровье ухудшалось. В 1979 году Владимир Семенович во время гастролей в Бухаре пережил первую клиническую смерть.

Владимир Высоцкий неистово работал и много гастролировал, как будто ощущая, что ему мало осталось. Он буквально не жалел себя, сгорая как свеча.
25 июля 1979 года Высоцкий был в состоянии клинической смерти. Тогда его спасли.  3 июля 1980 года состоялось выступление Высоцкого в Люберецком городском дворце культуры. Несмотря на плохое самочувствие, артист отыграл двухчасовой концерт.
18 июля, Высоцкий последний раз появился на сцене Театра на Таганке в роли Гамлета, но еле доиграл спектакль.
23 июля, состояние Владимира Семеновича резко ухудшилось, он находился практически в бессознательном состоянии. В какой-то момент Высоцкий очнулся и сказал Янкловичу: "Я сегодня умру!". Ночью сердце поэта остановилось...
Рассказывает Марина Влади: «В четыре часа утра двадцать пятого июля я просыпаюсь в поту, зажигаю свет, сажусь на кровати. На подушке — красный след, я раздавила огромного комара. Я не отрываясь смотрю на подушку... звонит телефон, я знаю, что услышу... «Володя умер».

Официальное медицинское заключение гласило: причиной смерти Высоцкого стал инфаркт сердца, который наступил во сне. Почти сразу же после смерти Высоцкого в Москве зародились слухи о том, что Высоцкий был убит. Этому способствовало то обстоятельство, что близкие люди, окружавшие поэта, не разрешили везти его тело на вскрытие в морг. На самом деле, они заботились о том, чтобы сохранить тайну о его зависимости от наркотиков.

Высоцкий скончался, когда в Москве проходили Олимпийские Игры. Советские власти всячески пытались скрыть информацию о трагедии, чтобы не омрачать олимпийские празднества на столичных улицах. Были лишь два небольших некролога в газетах "Вечерняя Москва" и "Советская Россия" и скромное объявление над окошком кассы Театра на Таганке: "Умер актер Владимир Высоцкий". Тогда ни один человек не сдал обратно билет на последний спектакль, в котором Высоцкий должен был играть, сохранив билет, как реликвию.
В день похорон, возле Театра на Таганке собралась огромная толпа. Проститься с артистом пришли около 40 тысяч человек, люди влезали даже на крыши, чтобы проститься со своим кумиром. Марина Влади сказала другу мужа, Туманову: "Вадим, я видела, как хоронили принцев, королей, но ничего подобного не видела!".

Миф 5. «У Высоцкого было множество любовниц».   

Первая жена Высоцкого, Иза Жукова, была старше него. Владимир только начинал учиться в школе-студии МХАТ, а Изольда была уже на последнем курсе. Молодые люди познакомились в общей компании, вскоре стали жить вместе, а потом поженились.
Иза работала в Киевском театре, а Володя в Москве. Супруги часто перезванивались, писали страстные письма, приезжали друг к другу в гости...  Затем, Иза и Владимир стали видется все реже, и развод в такой ситуации был неизбежен.

Второй женой Высоцкого стала актриса Людмила Абрамова. Они познакомились на съемках фильма «713-й просит посадку» (1962 год). Абрамова родила артисту двоих детей – Аркадия, ставшего впоследствии сценаристом, и Никиту, выбравшего актерскую карьеру. С Абрамовой, Высоцкий жил в гражданском браке и официально они расписались лишь в 1965. Но вскоре и развелись, так как многое друг в друге супругов не устраивало.

Вскоре, Владимир посмотрел кинокартину «Колдунья», и возмечтал о Марине Влади. Это был сумасшедший роман, длившийся 12 лет. В 1970 они поженились. Марина жила в Париже, он писал ей письма каждый день. Они постоянно ездили друг другу, Марина привозила Владимиру  из Парижа дефицитные вещи и бытовую технику.
Высоцкий будил Марину по ночам по телефону, чтобы спеть только что написанную песню. Когда он попадал в очередную аварию, актриса бросала все и прилетала в Москву. Когда Марина была в СССР, она часто ехала на другой конец Москвы, чтобы вытаскивать мужа из пьяных компаний.

У Высоцкого параллельно с женой Влади, были любовницы. Его роман с актрисой Татьяной Иваненко, пожалуй, самая трагичная история в жизни обоих влюбленных. Их отношения начались еще до появления в жизни Высоцкого Марины Влади, но, даже женившись, Владимир поддерживал с Татьяной близкие отношения. Она сопровождала его, когда Марина была в Париже, а однажды, оказавшись с Влади в одной компании, Иваненко сказала Марине: "Все равно он мой!". Татьяна Иваненко родила Владимиру дочь Анастасию, но никаких требований к нему не предъявляла, не претендовала на имущество после его смерти и до сих пор отказывается от интервью.

Оксану Афанасьеву, Высоцкий называл своей последней любовью. Когда они познакомились, ей было 18, а ему – 40. Оксана рассталась со своим женихом, решив, что лучше прожить один день с таким мужчиной, как Высоцкий, чем всю жизнь с серой посредственностью. Они хотели даже обвенчаться, но не успели – Владимир умер. После его смерти, кольца, приготовленные для венчания и лежавшие на прикроватной тумбочке артиста в спальне его квартиры, исчезли.
Через два года после смерти Высоцкого, Оксана познакомилась с Леонидом Ярмольником и вышла за него замуж. Высоцкого она до сих пор вспоминает с любовью и нежностью.
В конце июня 1980-го Высоцкий заявил Оксане Афанасьевой, что хочет порвать с женой и даже написал Марине прощальные стихи:
«И снизу лед, и сверху. Маюсь между.
Пробить ли верх иль пробуравить низ?
Конечно, всплыть и не терять надежду,
А там - за дело, в ожиданьи виз.
Лед надо мною, надломись и тресни!
Я весь в поту, как пахарь от сохи.
Вернусь к тебе, как корабли из песни,
Все помня, даже старые стихи.
Мне меньше полувека - сорок с лишним,
Я жив, двенадцать лет тобой и господом храним.
Мне есть что спеть, представ перед всевышним,
Мне есть чем оправдаться перед ним».

Миф 6. «Высоцкий с самого начала планировался на роль Жеглова».
 
Рассказывает С. Говорухин: «Можно сказать, что не я пригласил Высоцкого на картину «Место встречи изменить нельзя», а он - меня. Однажды он говорит мне:  «Мне Вайнеры сказали, что у них для меня есть хорошая роль. Ты почитай роман, мне сейчас некогда — в Парижск уезжаю… (Именно так он называл этот город).
Я взял роман «Эра милосердия», прочел и обалдел! Володю я мог бы утвердить и без проб, для меня было ясно, что эту роль должен играть только он. Но он еще ни разу не появлялся на телеэкране, а тут такая одиозная фигура — в пятисерийном фильме! Поэтому я сделал на эту роль несколько проб других актеров, которые заведомо не могли тягаться с Высоцким. И показал руководству эти пробы, которые были гораздо хуже проб Высоцкого. Начальство это очень убедило. Худсовет смирился с Высоцким в роли Жеглова, но забраковал Влади - она никак не тянула на «советскую гражданку».

Миф 7. «Высоцкий принял крещение».

Дома у Владимира Семеновича были иконы, кресты, «Сокращенный молитвослов», «Православный церковный календарь на 1977 год», «Библия», «Новый Завет». Но нет ни одного свидетеля, а также нет воспоминаний друзей, которые бы подтвердили, что Высоцкий посещал церквь как верующий человек, и, тем более, крестился.  А то, что у поэта был Библия и другие религиозные книги, так у меня дома тоже есть подборка книг по христианской религии и альбомы с иконами, есть Тора и Коран на русском языке. Нужны они мне не затем, чтобы молиться. Я автор ряда книг и статей, в которых анализирую библейские тексты (см. в разделе «Библейские тайны»). Так и Высоцкий – он мог просто читать религиозную литературу, чтобы использовать в своем поэтическом творчестве. А кресты и иконы были тогда в моде.
Марина Влади, которая была наиболее близка к Владимиру, сомневается в том, что он был крещен, потому что Высоцкий никогда не говорил ей об этом. Сама Марина была атеисткой. Уж она бы заметила, если бы ее любимый человек ходил в церковь, или дома осенял себя крестным знамением перед иконами.

Миф 8. «Все члены Политбюро КПСС слушали песни Высоцкого».

«Меня к себе зовут большие люди...». Это правда. Владимир Высоцкий нередко выступал с концертами перед сотрудниками ЦК КПСС. В 1977 году в Казани, Высоцкий дал концерт на обкомовских дачах для партработников. В 1978 году он приезжал в Ленинград по приглашению первого секретаря Ленинградского обкома КПСС Романова, пел на закрытом концерте.
Высоцкий пел у члена Политбюро Кириленко, у Полянского. И у Брежнева был. Его привезла Галя, дочь Брежнева. Высоцкий спел генсеку “Охоту на волков». Брежнев ему говорил: “Вы знаете, есть песни хорошие, но вот эти песни не надо петь всем – что касается Советской власти и всех остальных".

Миф 9. «Высоцкий – агент КГБ».

За сорок лет, минувших после смерти Владимира Семеновича Высоцкого, о нем написаны горы мемуарной и исследовательской литературы, сняты километры документальных и художественных лент, изучен под увеличительным стеклом каждый его шаг и каждая написанная и спетая им строчка.
Но о том, что Высоцкий был агентом КГБ, пишут мало. Журналисты оправдывают "дружбу" Высоцкого с Конторой тем, что актер согласился на сотрудничество с КГБ ради того, чтобы выезжать к Марине Влади, которая жила во Франции. Увы, это всего лишь красивая, романтичная легенда!
«Страстно влюбленный» в Марину на расстоянии, Владимир жил с актрисой Татьяной Иваненко и та родила от него дочь. А французская кинозвезда закрывала на это глаза.

Популярность Высоцкого была «дворовая», «кухонная» и «эмигрантская». Но в кино и театре к нему, как к актеру, всерьез не относились, он оставался на вторых и третьих ролях. Высоцкий же был тщеславен (этому в немалой степени способствовал его малый рост, актер даже носил туфли на очень высоких каблуках), любил выпить и поволочиться за женщинами.
Как-то, актер явился нетрезвым на спектакль. Режиссер Любимов заменил его на Валерия Золотухина. Тогда Высоцкий на следующий день улетел с концертами в Куйбышев, а затем в Магадан. Любимов и так был зол на Высоцчкого за его поведение, а последняя выходка Владимира "достала" режиссера. В театре был издан приказ об увольнении Высоцкого.
Скорее всего, именно этот момент был выбран Конторой для атаки на Высоцкого. Как по команде, началась травля актера в центральной прессе. Песенное творчество Высоцкого подвергалось весьма жёсткой критике.
14 апреля 1968 года, в «Правде» появилась статья «Прекрасное — в каждый дом». Автор рассказывал об услышанных записях песен некоего актёра, «сипло причитающего дикие блатные песенки и смакующего воровской жаргон».
31 мая, газета «Советская Россия» напечатала статью «Если друг оказался вдруг…», о концерте Высоцкого во дворце спорта: «Ажиотаж вызвал главным образом „репертуар“. Но это не те по-настоящему хорошие песни из „Вертикали“ и других фильмов, которые исполнял Высоцкий, а те, из его же „репертуара“, что крутят по вечерам в подворотнях».
9 июня, в той же «Советской России» появился большой материал «О чём поёт Высоцкий»: «...в его произведениях «под видом искусства преподносится обывательщина, пошлость, безнравственность. Высоцкий поёт от имени и во имя алкоголиков, штрафников, преступников, людей порочных и неполноценных».
7 июля, «Тюменская правда» в статье «С чужого голоса», назвала Высоцкого автором «грязных и пошлых песенок», «подделок-речитативов под два-три затасканных аккорда».
В ноябре 1968 года, в «Советской России» была напечатана статья, в которой композитор Соловьёв-Седой писал, что с музыкальной точки зрения произведения Владимира Семёновича «унылы и скучны».
На съезде композиторов,  Дмитрий Кабалевский, призывал серьёзно разобраться с «окутанной туманом таинственности проблемой так называемых „бардов“ и „менестрелей“»). «Песню о друге» из фильма «Вертикаль» композитор назвал образцом «низкопробной продукции».

Такая согласованность действий в то время означала, что сверху дана команда. Высоцкий понимал, что следующим шагом будет запрет на творческую деятельность. Выход был только один – начать работать на КГБ, потому что Контора обеспечивала надежное прикрытие от любых недоброжелателей.
Высоцкий отправил письмо на имя председателя Комитета госбезопасности СССР Андропова.
Для вербовки в киношно-театральной среде, Контора всегда подбирала актеров, считающих себя незаслуженно обиженными. Высоцкий был идеальным объектом. Кампания в прессе была направлена как раз на то, чтобы загнать Высоцкого в объятья КГБ.
Как только Высоцкий попал в эти "объятья", его сразу перестали травить в газетах.

О том, что Высоцкий находился под покровительством КГБ (возможно, был агентом) говорят многочисленные факты.
Высоцкого в народе считали бунтарем, борцом с Системой. Его стихи не печатали, телевидение было для него закрыто, пластинки не выпускали. Но это была ширма. Высоцкому разрешали все и прощали многое. За одну песню из тех, которые пел Высоцкий, любому другому припаяли бы антисоветчину и дали срок. Например, на автора-исполнителя песен Александра Новикова завели уголовное дело, которое составило 17 томов. На каждую песню была рецензия. Общий вывод: “Автор вышеупомянутых песен нуждается если не в психиатрической, то в тюремной изоляции”. И Новиков получил десятилетний срок!
Певца Александра Галича, который в своем творчестве практически не был «диссидентом», выкинули из всех творческих союзов и оставили буквально без куска хлеба. КГБ закрыл ему все двери, и, наконец, заставил покинуть страну.

А Владимир Высоцкий гастролировал по всей стране и распевал свои "«грязные и пошлые песенки» песенки. При этом, соблюдалась видимость «травли поэта властями» - ни один из его концертов не был официальным, они проходили под видом встреч со зрителями, что работало на имидж "гонимого властями поэта".
За «левые» концерты Высоцкий получал огромные деньги. В месяц, набегало до 15 тысяч, тогда как средняя зарплата по стране составляла 120 рублей в месяц. Администраторов Высоцкого приговаривали к разным срокам заключения, но Владимир Семенович ни разу не попал под суд за незаконную предпринимательскую деятельность!

Антисоветизм Высоцкого - это миф. Он никогда не был диссидентом, не посягал на устои. В жизни, Высоцкий предпочитал общество подпольных советских миллионеров – дружил с Вадимом Тумановым, который пристроился к золотым приискам, с Бабеком Серушем, выполнявшим щекотливые поручения советских спецслужб.
Те, кто жил в те времена в СССР, знают, какие круги ада надо было пройти даже для того, чтобы выехать в страны соцлагеря в составе тургруппы. А Высоцкий запросто ездил за границу, и визы в любую страну получал мгновенно. Он мог выехать во Францию, а потом непонятным образом оказаться в Нью-Йорке - хотя без разрешения советского консульства это было невозможно, кроме того, требовалась еще и американская виза.
Когда советские граждане слушали передачи "Голоса Америки" или "Радио Свобода", люди прикрывали радиоприемники одеялом, чтобы соседи не донесли. А Владимир Семенович за границей запросто раздавал интервью западным радиостанциям и телеканалам, свободно встречался с беглыми "предателями Родины" -  танцовщиком Михаилом Барышниковым, поэтом Иосифом Бродским, диссидентом Андреем Синявским.
Любому другому советскому гражданину за один такой поступок запретили бы последующие выезды за рубеж, а то и влепили бы реальный срок. Например, Геннадий Хазанов на гастролях в Канаде передал родственнику жены безобидную посылочку. На Хазанова настучали, и он на 12 лет стал невыездным!

Высоцкому было дозволено все! Он имел личный валютный счет в Госбанке (!), что совершенно невозможно для советских граждан, катался по Москве в незарегистрированном автомобиле, сидел на кокаине и при этом слыл бунтарем, преследуемым властями! Слухи о притеснениях Высоцкого, вбрасывало КГБ. Комитету было выгодно представить поэта полузапрещенным и гонимым.
Высоцкий, конечно, не был простым стукачем Конторы. Таких и без него хватало. Владимир Семенович был интересен КГБ тем, что певец мог запросто встречаться с высокопоставленными людьми в неформальной обстановке.
Вот пример. Приятель Высоцкого, Давид Карапетян, рассказывал: «В марте 1970 года, Высоцкий неожиданно пришел ко мне домой. Посидели, выпили, и Высоцкий, как бы невзначай, предложил съездить в гости к опальному политику, пенсионеру союзного значения Никите Хрущеву. Никакой особой причины для такой странной поездки Владимир не озвучил. Более того, он не был знаком с Хрущевым. Тем не менее, Владимир позвонил дочери Хрущева, Юлии, и уломал ее немедленно отвезти нас в Петрово-Дальнее, где была дача бывшего Генсека».
Хрущев сидел на даче безвылазно, под неусыпным контролем КГБ. Никто из людей искусства к опальному Хрущеву в гости не ездил, а если бы кто-то сошел с ума и захотел навестить Никиту Сергеевича, ему пришлось бы долго обивать пороги Конторы, чтобы получить разрешение, которое он вряд ли бы получил, зато мог заработать кучу неприятностей.
Юлия уступила напору Высоцкого и позвонила деду, сказала что привезет к нему актёров театра «Современник». Накануне, Хрущёву разрешили посетить театр, где была премьера спектакля по пьесе Михаила Шатрова «Большевики». Поэтому, Юля и придумала, что  актеры из этого театра хотят его навестить. Хрущёву так было понятнее, потому что о театре на Таганке он понятия не имел.
Карапетян рассказывает: «Пока ехали на дачу, Владимир попросил Юлию представить его Хрущеву, как известного актёра, который пишет хорошие песни и сам их поёт, но его затирают, не дают выступать, и он хочет посоветоваться, как ему быть. Так Юлия и объяснила деду.   
Володя обрисовал Хрущёву своё положение: "Песни мои ругают, выступать не дают, на каждом шагу ставят палки в колёса, а люди хотят слушать. К кому из руководства мне лучше обратиться? Вы ведь там всех знаете?».
Хрущёв уже шесть лет был не у власти и ничего никому советовать не мог. Высоцкий и без Хрущёва знал, кто в СССР чем вершит. Он просто говорил Хрущеву то, что ему поручил куратор из КГБ.
Карапетян: «Хрущёв посоветовал обратиться к министру культуры Демичеву: «Он более-менее молодой, прогрессивный, выдвигался при мне, в таких вещах разбирается...».
Смех, да и только! Никто бы не пустил Высоцкого к Демичеву, да и сам он презирал актера.
Карапетян: «Затем, Владимир, который вроде бы пришел посоветоваться о своем творчестве, спросил о Брежневе. Хрущев мимикой и жестами очень похоже изобразил брови Брежнева, и сказал: «... этот предателем оказался. И о Суслове меня тоже мои люди предупреждали, советовали его убрать, но я не послушался». Высоцкий польстил Хрущеву, сказал что народ его не забывает, помнит, сколько полезного сделал Хрущев для людей. Никита Сергеевич потеплел.
Уже прощались, когда Высоцкий задал вопрос:  «Никита Сергеич, столько вы всего знаете, столько прошло через вас событий, почему не напишете мемуары? Люди, молодёжь – ждут». Хрущёв с улыбкой: «А вы мне можете назвать издательство, которое бы их напечатало?».
Эта "неожиданная" поездка к Хрущеву, была задумана и организована Конторой. Хрущева охраняло Девятое управление КГБ (охрана правительства), которое не столько оберегала Никиту Сергеевича, сколько пресекала любые нежелательные контакты бывшего Генсека. То, что Высоцкий и его друг приехали с дочерью Хрущева, ничего не значило - Юлии самой приходилось заранее предупреждать охрану о приезде к отцу. А тут дочь звонит папе, говорит что приедет, да не одна, а с приятелями, и затем спокойно проходит на особо охраняемый объект вместе с «бунтарем» и «диссидентом» Высоцким и каким-то Карапетяном, который вообще неизвестно кто, да еще и женат на иностранке. При этом, охрана пускает их на объект, не требуя объяснений.
Такое могло произойти только в одном случае - если Высоцкий выполнял задание КГБ.
Хрущев был снят со своего поста в результате заговора Брежнева и его компании. Никита Сергеевич вел жизнь дачника и потихоньку работал над своими мемуарами. Поэтому, Высоцкий и задавал Хрущеву вопросы из «вопросника» КГБ. Главный вопрос, ради которого Контора и затеяла его поездку к бывшему Генсеку был о мемуарах Хрущева.

КГБ вербовал всех. Актер Михаил Козаков рассказывал, что когда ему предложил сотрудничать, то намекнули, что в случае отказа, его уволят из театра и закроют все двери.
Высоцкого просто загнали в угол, а потом купили подачками и возможностями. Ему помогли вступить в кооператив Союза художников (!), чтобы получить в центре Москвы шикарную квартиру, он вступил в Союз кинематографистов. Но самым «сладким» призом стал свободный выезд за границу, благодаря женитьбе Высоцкого на Марине Влади.
Целый ряд фактов говорит о том, что "вспыхнувшая любовь" к знаменитой французской актрисе вовсе не была внезапной. Влади состояла в рядах Французской компартии, которая, в основном, финансировалась на деньги КПСС. После женитьбы Высоцкого на Влади, КГБ запустил в народ легенду -  якобы Марина Влади попросила генсека ФКП Жоржа Марше замолвить слово перед Брежневым, чтобы Высоцкого выпускали к ней во Францию. Эта легенда была нужна, чтобы объяснить вояжи барда за границу.
В то время никто из советских людей не мог проверить, куда и как выезжает Высоцкий. Но теперь мы знаем, куда и зачем ездил бард. Этих поездок было столько, что случайностями тут и не пахнет:
1975 г. -  Высоцкий во Франции, Англии, Италии, Марокко, на Мадейре, в Перу, Мексике, Болгарии, Венгрии, опять во Франции.
1977 г. - Высоцкий трижды во Франции, в Венгрии, Мексике, Перу, США, Канаде.
1979 г. - Высоцкий трижды во Франции, по два раза в Канаде и США, Италия, Таити, ФРГ...
Владимир Семенович не показывался на родине по полгода. В те времена, для советского человека такие поездки были из области фантастики. И для непростого – тоже! Работники советских дипломатических служб неделями ждали визы, а Высоцкий получал их запросто.
Сегодня известно, чем занимался Высоцкий в этих странах. Он встречался с известными людьми, в основном, советскими диссидентами. Разумеется, для того, чтобы попить водочки, попеть песенки под гитару и настальгировать о березках...
Сценарист Эдуард Володарский рассказывал, что как-то помог Высоцкому перед его поездкой во Францию выгрузить на таможне 15 цветных телевизоров «Шилялис». В те времена, советский гражданин перед поездкой в Болгарию зашивал в трусы сто рублей, трясясь от страха, что его обыщут! А Высоцкому, таможня запросто пропускала десятки цветных телевизоров, которые были в СССР дефицитом! В Париже, западные модели цветных телевизоров стоили очень дорого. Совковые телики были похуже, зато стоили намного дешевле по сравнению с западными аналогами. Еще известны истории с вывозом Высоцким шкурок соболя, золотых самородков. И снова таможенники закрывали глаза на контрабанду - исключительно из любви к песням Высоцкого...
Визовые отделы иностранных посольств запросто открывали Высоцкому визы, а сотрудники ОВИРа выпускали его за границу по документам, в которых Высоцкий указывал, что едет в Париж, а сам колесил по всему миру...

Все это было. Но по большому счету, от нас остается только то, что можно прочесть, посмотреть, услышать. От Владимира Семеновича Высоцкого остались его песни. И самая на сегодня актуальная - "В куски разлетелася корона":
В куски разлетелася корона,
Нет державы, нет и трона.
Жизнь России и законы -
Все к чертям!
И мы, словно загнанные в норы,
Словно пойманные воры,
Только кровь одна с позором
Пополам.
И нам ни черта не разобраться -
С кем порвать и с кем остаться,
Кто за нас, кого бояться,
Где пути, куда податься -
Не понять!
Где дух?
Где честь?
Где стыд?
Где свои, а где чужие?
Как до этого дожили,
Неужели на Россию нам плевать?
Позор - всем, кому покой дороже,
Всем, кого сомненье гложет,
Может он или не может
Убивать.
Сигнал!... И по-волчьи, и по-бычьи
И как коршун на добычу.
Только воронов покличем
Пировать.
Эй, вы! Где былая ваша твердость,
Где былая ваша гордость?
Отдыхать сегодня - подлость!
Пистолет сжимает твердая рука.
Конец, всему конец.
Все разбилось, поломалось,
Нам осталось только малость -
Только выстрелить в висок иль во врага.

Цитаты из песен и выступлений Владимира Высоцкого:

Спасибо вам святители, что плюнули да дунули, что вдруг мои родители зачать меня задумали...

Я - русский. По рождению, по языку, по культуре, по впаянности в родную землю, по всему, что создает человеческую душу. Но пока на земле остается хоть один антисемит, я - еврей!

Но гвозди ему в руки, чтоб чего не сотворил,
Чтоб не писал и ни о чём не думал.

Будут с водкою дебаты, отвечай:
Нет, ребята-демократы, только чай.

Досадно мне, коль слово «честь» забыто
И коль в чести наветы за глаза.

Не лучше ли при жизни быть
Приличным человеком?!

Не хватает всегда
Новых встреч нам и новых друзей…

Хорошую религию придумали индусы -
Что мы, отдав концы, не умираем насовсем.

В гости к Богу не бывает опозданий.

Но если туп как дерево – родишься баобабом
И будешь баобабом тыщу лет, пока помрёшь.

Поэты ходят пятками по лезвию ножа
И режут в кровь свои босые души.

Потому что, если не любил -
Значит, и не жил, и не дышал!

Но если жил ты как свинья -
Останешься свиньёю.

Лучше гор могут быть только горы -
На которых ещё не бывал.

Я дышу, и значит - я люблю!
Я люблю, и значит - я живу!

Коридоры кончаются стенкой, а тоннели выводят на свет.

Нас всегда заменяют другими, чтобы мы не мешали вранью.
   
Тут за день так накувыркаешься...
Придёшь домой - там ты сидишь!

Сколько слухов наши уши поражает, сколько сплетен разъедает, словно моль...

Здесь на зуб зуб не попадал, не грела телогреечка,
Здесь я доподленно узнал, по чём она, копеечка.

Слухи по России верховодят
И со сплетней в терции поют.
Ну а где-то рядом с ними ходит
Правда, на которую плюют.
 
Такова вся спортивная жизнь: лишь мгновение ты наверху и стремительно падаешь вниз.

Пророков нет в отечестве своём,  да и в других отечествах - не густо.

Сыт я по горло, до подбородка - даже от песен стал уставать, - лечь бы на дно, как подводная лодка, чтоб не могли запеленговать!

Но и утром все не так, нет того веселья: или куришь натощак, или пьёшь с похмелья.
 
Проникновенье наше по планете особенно заметно вдалеке: в общественном парижском туалете есть надписи на русском языке.

Не тащиться по жизни убого —
А дышать ею, петь её, пить!

Ходишь — озираешься,
И ловишь каждый взгляд, —
Малость зазеваешься —
Уже тебя едят!

Настоящих буйных мало — вот и нету вожаков.

Нет прохода, и давно, в мире от нахалов.
Мразь и серость пьет вино из чужих бокалов.

Жираф большой — ему видней!

Словно мухи, тут и там,
Ходят слухи по домам,
А беззубые старухи
Их разносят по умам,
Их разносят по умам.

Я согласен бегать в табуне —
Но не под седлом и без узды!

Ах, как нам хочется, как всем нам хочется
Не умереть, а именно уснуть.
 
Нам осталось уколоться и упасть на дно колодца,
и пропасть на дне колодца, как в Бермудах навсегда.

Удивительное рядом, но оно запрещено!

Уважаемый редактор,
Может лучше про реактор,
Про любимый лунный трактор?

Нет, ребята, все не так, все не так, ребята!

Я коней напою, я куплет допою,
Хоть немного еще постою на краю.

Мне есть, что спеть, представ перед Всевышним,
Мне есть, чем оправдаться перед ним.


Владимиру Семеновичу Высоцкому было, что спеть, представ перед Всевышним. Нашел ли он слова, чтобы оправдаться перед Ним?


Рецензии