Лукас Кранах Старший Bocca della Veritа

        ЛУКАС КРАНАХ СТАРШИЙ,Бокка делла Верита.1525-27
  Масло и темпера на красной буковой древесине, 111 х 100 см Частная коллекция .

   Недавно эта картина Кранаха была продана на аукционе Sotheby’s в Лондоне, за 14,4 миллиона долларов.

         Картина «Уста истины» из собрания графини Харденберг была некогда приобретена ее отцом. И в июле-2015г на торгах впервые оказалась наиболее значительным из имеющихся в частных руках полотен Кранаха Старшего. За картину разгорелась жаркая аукционная битва между тремя покупателями.

          Картина была создана в Виттенберге около 1525-28 (по другим данным — 1530) года. Ее сюжет мифический и комический одновременно —  «Уста истины» — львиная пасть, и сюжет отсылает к культовой достопримечательности Рима — древней маске речного бога в портике базилики Санта-Мария. Она даже появляется в фильме «Римские каникулы» с Одри Хэпберн.
          
     «Уста истины» Лукаса Кранаха -нравоучительный сюжет. Предание гласит: одному важному сановнику донесли, что его супруга изменяет ему с молодым любовником. Вот он и привел жену на площадь, где установлена скульптура льва с раскрытой пастью. Здесь она символизирует «уста истины» - своеобразный «детектор лжи».

      В толпе  присутствует и ее любовник, которого неверная жена подговорила притвориться дурачком. В самый ответственный момент он стал рядом с женщиной, озорно обнял ее. Когда к женщине обратились с вопросом: «Изменяла ли она своему мужу?», она  поклялась, что ни один человек, кроме мужа и этого дурака никогда не прикасался к ней.

    Кранах разработал удивительно сбалансированную композицию в почти квадратном формате произведения, а расположение фигур и цвета их костюмов придают отточенное чувство ритма повествованию.  Дурак в центре композиции окружен парными фигурами судей и дам, изображенными в черных и красных костюмах, а шуба мужа справа от сцены перекликается с гривой льва слева. Справа Кранах изобразил лицо человека, смотрящего на зрителя и привлекающего нас самих в качестве свидетелей  театрального представления.

    На переднем плане справа  Кранах изобразил мужа-рогоносца в мрачном черном плаще, его пристальный взгляд устремлен на льва в ожидании приговора. Прелюбодейка без страха уверенно вкладывает руку в рот льва с уверенностью, что ей не причинят вреда, благодаря ее хитрому обману, скрывающему возлюбленного.Он одет в синий костюм с колпаком на голове.

      Так неверная жена провела простака мужа, она сказала правду, рука осталась невредимой, а муж обманутым. Порок существует и это печально. Художник - человек строгих правил, поддержавший Реформацию - напоминает своим современникам о нравственности и семейных добродетелях.


Рецензии