Край непуганых птиц

В первые дни пребывания в Германии я изучала город. Ходила по улицам, запоминала их названия, рассматривала дома. В один из дней я спустилась к реке Наэ, впадающей в Рейн. Я шла по набережной, любовалась цветами, которые в изобилии росли на газонах в определённом порядке, смотрела на воду, где плавали утки, гуси и отдельно от них две пары лебедей. Увидела спуск к реке, и мне захотелось поближе посмотреть на всю эту живность.
Спустилась по каменной лестнице вниз и подошла к самой воде.

Я стояла и любовалась пернатыми пловцами, которые резвились на середине реки. Вдруг я увидела какое-то замешательство в этой вольной компании водоплавающих. Они стали разворачиваться и нестройными рядами поплыли к берегу, довольно быстро оказавшись близко от меня. Я попятилась назад, не понимая причины их передвижения. Но дальше произошло ещё более удивительное. Птицы, помедлив немного, покачавшись на волне, стали выходить на берег. Я замерла. Что происходит? Они что, меня не видят? И не боятся?

Утки, селезни, белые гуси, серые гуси, как по команде, выходили из воды   и ... окружали меня. Моё удивление переросло в изумление, когда прекрасные лебеди, как будто наблюдавшие за этим процессом издали, тоже подплыли к берегу. Два лебедя, неловко переступая своими большими перепончатыми лапами, выбрались на сушу и, переваливаясь, направились ко мне. Я даже испугалась: вблизи они оказались внушительных размеров, высокого роста, с очень длинной шеей и крепким красным клювом. Вторая пара лебедей осталась на воде, лениво поглядывая на нас.

Представляю, как всё это выглядело со стороны: одинокая женская фигура на берегу, окружённая разнообразными птицами. Но вокруг никого не было. И я не знала, что делать. Куда я попала? Какой-то загадочный обряд? Заколдованные птицы? Я замерла и боялась даже пошевелиться - кто знает, как эти странные существа будут реагировать на мои движения?

Я взглянула вниз. Да, пришельцы кольцом, очень близко, почти прикасаясь к моим ногам, стояли вокруг меня, но обстановка, я почувствовала, была миролюбивой. Через какое-то время птицы потихоньку стали переступать лапками, отодвигаясь в сторону. А потом медленно, беспорядочно направились к реке. Один из лебедей, отойдя немного, замахал мощными крыльями, и я снова вздрогнула от испуга. Но вот эти непонятные создания оказались на воде, в своей стихии.

Я проводила их взглядом, облегчённо вздохнула и пошла домой. Но моё недоумение не рассеивалось. Что это было?
 
Навстречу шла соседка, которая приехала сюда из Белоруссии несколько лет назад. Взглянула на меня и спросила:
- Где ты была? Гуляла?
- Слушай, эти немецкие птицы очень странные...
Я стала рассказывать ей, что произошло со мной на берегу реки.
Она расхохоталась.
- Так они думали, что ты будешь их кормить!
- Кормить? Это же дикие птицы!
- Ну и что? А они к этому привыкли. Подождали немного, поняли, что ты пришла с пустыми руками, да и поплыли по своим делам.
- Они что, совсем не боятся людей?
- Здесь не боятся.

У меня была возможность ещё много раз в этом убедиться. Если идёшь вдоль реки и остановишься, чтобы посмотреть на водоплавающих - даже если находишься от них на высокой точке, на мосту,- они прекращают движение, подплывают к берегу и ждут...

А когда мой муж оказался в первый раз в подобной ситуации - вокруг него ходили пять лебедей, - он до того расслабился, поверив в добродушие этих белоснежных красавцев, что протянул руку, чтобы погладить одного из них. Нет, он даже не успел прикоснуться - последовали такой мощный выброс шеи и угрожающее шипение, что муж, как ошпаренный, отдёрнул руку.

Позже я прочитала в русской газете, что приехавший из России человек поймал и убил лебедя. Эта семья, которая совсем недавно получила разрешение на проживание в Германии, была выслана из страны.


Рецензии
Уже привычным стало когда дети приходят на берег с батоном и кормят уток. Утки стаями плавают на речке Глухарке в Приморском р-не СПб. Наглые чайки на лету перехватывают кусочки хлеба у уток. Если маленькие дети не добрасывают хлеб в воду, то начинается борьба за него между вышедшими на берег утками, воробьями и, даже, голубями. А лебедей на Речке Глухарке и на Юнталовском разливе не видел - им в Юнталовском заказнике вольнее.

Саша Егоров   17.04.2024 23:12     Заявить о нарушении
Если по сути текста, то в Европе не осталось мест где птицы могли бы чувствовать себя в естественных условиях. Поэтому они постепенно переходят на более лёгкий тип существования - подкормку человеком. В России все птицы от самых маленьких до самых больших живут в естественных условиях (лесах,полях,болотах и т.д.). Утки приплывают на речку после выводка птенцов и после того, как птенцы окрепнут. А лебеди в городах России живут только в зоопарках или у любителей. Им вольготнее на природе. -

Саша Егоров   18.04.2024 20:52   Заявить о нарушении
Нет, Саша, в Германии птицы живут в естественных условиях. Я живу рядом с Рейном и хорошо это вижу. Здесь запрещено кормить водоплавающих. Конечно, некоторые люди нарушают это правило.

Светлана Шаляпина   02.05.2024 23:46   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.