Воздушное приключение

Приближался Новый, 1965 год.  В жизни Алешки, ученика 11 класса местной школы в далеком поселке на севере Хабаровского края, он  должен был стать судьбоносным. На следующий год  он заканчивал школу, получал «Аттестат зрелости»  и должен был начать  самостоятельно строить свою дальнейшую  жизнь.  Пойти учиться в институт, или работать, но скорее всего пойти служить в армию,  если не поступит в институт – вот пока эти немногочисленные пути стояли перед ним.  В институт – то в какой?  Выбор  тоже небольшой.  Пед, мед, политен и железка – так на сленге молодежи назывались институты краевого центра. Т.е. педагогический, медицинский, политехнический и институт инженеров железнодорожного транспорта открывали свои двери перед абитуриентами на следующий год. Но куда пойти учиться, Лешка не знал.  Он просто плохо представлял большинство специальностей, которые нужно было освоить.

Родители его были учителя, поэтому он знал, как достается хлеб учителю.  Очень нелегко, особенно если в классе заведется один-два шалопая, которые  плохо учатся и ведут себя на уроках, а их родителям наплевать, как учится их чадо.  Поэтому  отец и особенно мама  не советовали ему идти в пединститут, даже на факультет физвоспитания, хотя он был хорошим спортсменом.   Знал он со стороны и о профессии врача, бывая на приеме во время медицинских осмотров и иногда при  заболеваниях.  Расспросят, послушают, выпишут рецепты  - разве это интересно? Есть еще врачи-хирурги, которые разрезают тело человека при аппендиците, или наоборот, зашивают раны.  Но это он не видел даже со стороны.  И совсем не представлял, что делают инженеры на производстве или железной дороге. Так что свою дальнейшую жизнь видел очень смутно.

Но пока Алешка не очень заморачивался об этом, шагая на местный аэродром.  Впереди были школьные каникулы и встреча Нового года в городе, в совершенно незнакомой для сельского парня обстановке.  Родители разрешили ему поехать в Хабаровск к родственникам, где его ждал   двоюродный брат,  ровесник, который обещал повести его   на новогодний бал в свою школу.  А вчера был школьный вечер у них в поселке, веселый, костюмированный  бал-маскарад, с выступлениями  школьников с разными номерами.  Ему вечер понравился, тем более что он выступил в небольшой сценке из «Евгения Онегина»,  где в костюме главного героя этого произведения Пушкина наставлял неразумную Татьяну Ларину, а на самом деле очень красивую одноклассницу  с удивительно длинной шеей.  И потом  в этом костюме ходил весь вечер, приглашая то одну, то другую одноклассницу потанцевать с ним.  Ну какая  девушка могла отказать Евгению Онегину?

Так что настроение у Алешки было приподнятое, хотя погода не радовала.  В воздухе начали кружиться снежинки, за пеленой которых плохо просматривались окружающие поселок сопки, что предвещало нелетную погоду.  Он по радио слышал  прогноз погоды, который обещал в ближайшие дни метель и усиление ветра.  И, значит,  его планам побывать на Новогоднем вечере в городской школе грозила серьезная опасность. Но надежды он все же не терял, верил, что ему повезет.  Он дошел до здания местного аэропорта, одноэтажного деревянного здания с  небольшой надстройкой с большими окнами, и несколькими антеннами над крышей здания.  В зале ожидания сидело три пассажира с вещами, которые о чем-то мирно разговаривали друг с другом. Он спросил у скучающей за стойкой кассира аэропорта о перспективах прилета самолета.  Та сообщила, что сегодня борта из Хабаровска не будет из-за нелетной погоды по трассе, а вот из Николаевска может прилететь самолет Як-12, так как на Ан-2 пассажиров не набиралось.  Алешка много раз летать на самолетах Ан-2 и до Хабаровска, и до Николаевска, но только летом.  А вот в небольшом самолете Як-12 с его четырехместной кабиной, напоминающей салон легкового автомобиля, он не летал.  Тем более что самолет должен прилететь на лыжах, так как только такие самолеты мог принимать их аэропорт с земляной взлетно-посадочной полосой.

Алешка отошел от стойки регистратора и задумался. «Что делать? Лететь до Николаевска и там пересесть на большой самолет Ил-14, которому не так страшны эти самые неблагоприятные погодные условия, и на нем лететь до Хабаровска?  Но он мог и застрять в Николаевском аэропорту при ухудшении погоды и отсутствии  билетов на ближайшие рейсы до Хабаровска.  И есть опасность встретить Новый год в этом аэропорту», - думал юноша.  Но другого варианта добраться до неизвестной, и казавшейся прекрасной жизни во время долгих каникул  не было, и Алешка решил рискнуть.   Через полчаса  из динамика прозвучало, что объявляется продажа билетов и оформление багажа на рейс до Николаевска.  Это значит, что самолет на подлете и вышел на связь с местным аэропортом.  Сидящие в зале ожидания мужики на это объявление никак не отреагировали, и Алешка понял, что кроме него, желающих лететь до Николаевска на этом крохотном самолете Як-12 нет.

Но отступать он был не намерен.  Решительно подошел к стойке и подал 4 рубля на билет. Вещей у него было немного, намного меньше 10 килограммов,  разрешенных для  провоза бесплатно на самолете  местных авиалиний.  Купил билет, показал свой небольшой чемоданчик  кассиру и одновременно регистратору аэропорта, которая поставила в углу билет цифру  5, что свидетельствовало о том, что он везет с собой ручную кладь весом 5 кг.  Потом подошел к окну и стал наблюдать за посадкой небольшого самолетика на лыжах. Порывами ветра его бросало над полосой, и все же летчик исхитрился и посадил самолет вначале на передние шасси, где вместо колес были довольно широкие лыжи,  а потом плавно опустил  хвост,  и небольшая лыжа коснулась  взлетно-посадочной полосы, заметенной снегом.  Затем он увидел, как из кабины вылезли 3 пассажира и, не заходя в здание аэропорта, пошли в поселок.  А к зданию аэропорта зашагал летчик в теплой меховой куртке и унтах, с болтающейся на плече планшеткой.  Пойдя к выходу из зала ожидания, Алешка  услышал  разговор этого летчика с начальником аэропорта.  Начальник  предлагал летчику не лететь в Николаевск, так как погода ухудшается, и остаться в поселке. Но тот решительно заявил, что  не намерен встречать Новый год в этой дыре.  Алешке стало обидно. «Ну какая дыра его родной поселок?  Николаевск даже не тот же Комсомольск-на- Амуре или Хабаровск, тоже дыра», - в запале думал он. 

Летчик заглянул в зал ожидания и обратился к кассиру-регистратору: «Пассажиры есть?» Та ответила: «Есть один» и показала глазами на Алешку.  Летчик мельком взглянул на него и сказал:  «Пошли на посадку».  Алешка подхватил свой чемоданчик и поспешил за летчиком к самолету.  Тот открыл кабину и предложил Алешке сесть на переднее сиденье рядом с собой, а чемодан поставить между передним и задним рядом кресел.  Алешка так и сделал. Уселся в кресле и осмотрелся. Перед ним было огромное количество всяких циферблатов приборов со стрелками, разного размера, а также множество всяких тумблеров и ручек.  Пилот сел на свое кресло, пропустив между ног стойку со штурвалом, поставил ноги на педали и спросил: «Летал на таком?» Алешка отрицательно покачал головой и сказал: «Нет, только на Ан-2».  «Как полет переносишь? Тошнит?», - снова спросил пилот. «Да нет, не тошнит», - сказал Алешка и вспомнил, как однажды в сильный ветер самолет болтало и его подташнивало, но не стал об этом говорить летчику. Тот запустил двигатель,  и Алешка явственно ощутил мелкую дрожь самолета.  Он  видел перед собой  приборную доску,  стекло кабины, капот двигателя и вертящийся пропеллер,  небо, вернее, низкую облачность и падающий снег. «Как летчик видит, куда вести самолет на взлет? Так землю точно не видно», - подумал парень.  Но летчик, поглядывая в боковое стекло кабины, уверенно направил самолет к началу взлетной полосы.  После короткой остановки, набрав большие обороты двигателя,  самолет стал разгоняться,  почти не подпрыгивая на своих длинных лыжах на неровностях взлетно-посадочной полосы.

Как только самолет оторвался от земли, порыв встречного ветра подбросил его вверх, и у Алешки неприятно засосало под ложечкой.  Стараясь отвлечься, он стал смотреть на проплывающий внизу родной поселок, засыпанный снегом. Он никогда ранее видел такую картину, более привычной была панорама поселка летом.  Самолет продолжал набирать высоту,  и Алешка заметил, как внизу проплыла самая высокая сопка в окрестностях его малой родины.  За этой сопкой были видны другие, и хотя все они были в пелене падающего снега видны не очень отчетливо,  он знал, что полчаса полета под их самолетом будут одни сопки, ни одного жилья на этом пути нет.  А так как погода  не очень благоприятствовала полету, у Алешки волей-неволей  закрылось опасение – а долетят ли они?  Если придется идти на вынужденную посадку, но их точно найдут разве что к весне.  И ему стало грустно,  он уже пожалел, что принял решение лететь, несмотря на неблагоприятные погодные условия.

Самолет по-прежнему под порывами ветра то взмывал вверх, то проваливался вниз, и Алешка стал испытывать  позывы тошноты.  Земля внизу все хуже и хуже просматривалась, и найти какие-то ориентиры среди этих заснеженных сопок было непросто.   Неожиданно Алешка услышал голос пилота, обратившегося к нему с вопросом: «Как тебя зовут, парень?» Он назвал себя и услышал: «Ты понимаешь, что погода нелетная, мы можем и заблудиться. Так что помогай мне, Алеша. Смотри в свою сторону и как увидишь широкую снежную полосу Амура, скажи мне. Если найдем в этот снегопад  Амур, не заблудимся». Услыхав эти слова, Алешка почувствовал тревогу и в тоже время ответственность за  жизнь двух людей – свою собственную и летчика.  Его перестало отвлекать от пристального вглядывания и продолжающееся подташнивание, и эта болтанка  самолета.   Летчик тоже внимательно всматривался в боковое стекло кабины в надежде увидеть извилистую ленту замерзшего льда на Амуре.  Но первым увидел её Алешка. Просто Амур был правее маршрута полета их самолета.  Поэтому пилот и обратился к нему за помощью.  «Алешка громко и радостно прокричал на весь небольшой салон, перекрывая гул работающего двигателя: «Увидел!!! Вон Амур справа. Мы долетим!» Наверно, так же радостно и громко прокричал марсовый на каравелле Колумба, увидев после многомесячного  плавания в океане землю.  Пилот, чуть приподнявшись со своего кресла, посмотрел в боковое стекло кабины с правой стороны, туда, куда показывал Алешка и убедившись, что парень не ошибся, довольно улыбнулся и произнес: «Молодец, Алеша. Теперь точно долетим». 

Летчик не стал подворачивать самолет вправо,  впереди их путь и русло реки все равно пересекутся.  Так и случилось через несколько минут.  Самолет стал лететь над рекой, чуть снизив высоту полета, чтобы лучше ориентироваться, тем более что впереди уже не было сопок.  Они были по правому берегу Амура, как раз на той стороне, в которую смотрел Алешка. Настроение у него намного улучшилось, он уже не ощущал и тошноту.  Вглядывался в берега Амура,   увидел дома  и по знакомым очертаниям  понял, что это поселок Тахта, бывший когда-то районным центром того района, где он родился.  Туда он ездил на слеты пионеров несколько лет назад.  «Ну теперь мы не заблудимся», -  мелькнула мысль в голове Алешки.  Минут через 15 самолет начал снижение.  Алешка увидел впереди огни взлетно-посадочной полосы, обрамленные огоньками, они были  хорошо были видны даже через снегопад, который все больше усилился.  Но самолет летел не на эту расчищенную от снега полосу, а идущую параллельно ей полосу с утрамбованным снегом для посадок и взлетов самолетов на лыжах.

Наконец лыжи коснулись земли и  самолет на довольно высокой скорости  продолжал двигаться к огням аэропорта,  включенными   в дневное время, чтобы служить ориентиром  в снегопад в этих северных районах Хабаровского края. Через несколько минут самолет приблизился к ряду стоящих недалеко  от здания аэропорта одинаковых Як-12 на лыжах и замер.  Напротив стоял ряд самолетов Ан-2 с изрядно засыпанными снегом крыльями и на лыжах. Пилот заглушил двигатель  и повернулся к Алешке. «Ты смелый парень, Алеша. Не запаниковал и очень хорошо помог мне ориентироваться  на местности в такой снегопад. Спасибо тебе! Ну,  пойдем», - сказал летчик и первым открыл дверцу. В салон сразу проник ветер со снегом. Алешка взял свой чемоданчик и спустился на землю. Ветер был очень сильный,  он пронизывал  его через  зимнее пальто на ватине до костей. Но он не заметил этого.  Надо было спешить в здание аэропорта, чтобы купить билет на другой самолет до Хабаровска. Алешка под порывами встречного ветра шел и думал, что если еще раз придется лететь в такую погоду, он вряд ли  рискнет.  И это воздушное приключение запомнится на всю жизнь.


Рецензии