Богоборческое смирение

                Элла Крылова
               
                БОГОБОРЧЕСКОЕ СМИРЕНИЕ               


       У Маргариты Мысляковой, живущей в Запорожье, которая, во-первых, блистательный поэт, автор нескольких стихотворных сборников, а во-вторых, кандидат филологических наук, так вот, у неё «говорящая» фамилия. Потому что все её стихи наполнены прежде всего мыслью. И эта мысль облечена в совершенную форму классического регулярного стиха с точными рифмами, так любимыми русскими классиками, но рифмы у Маргариты бывают совершенно неожиданные и не банальные.

       Вот что я написала Маргарите 21- го июля 2013-го года:

«Дорогая Маргарита!
 
Сегодня целый день провела с Вашей книгой «Сказ о вечности». По этой книге можно защищать докторскую диссертацию, да я не филолог, хотя и пишу иногда рецензии на книги любимых мною людей. Но в Вашем случае у меня возможностей маловато, придется ограничиться простым отзывом. Должна сказать, Вы - большой мастер и великолепный воин (Кастанеда возник не зря). И Ваша фамилия как нельзя лучше соответствует Вашей натуре - Вы просто фонтанируете мыслями. И вся Ваша творческая жизнь - борьба, - за правду, за истину, за собственную душу. Меньше всего Вы боретесь с Богом, хотя невнимательному читателю Ваши стихи и могут показаться богоборческими. Нет! Вы обращаетесь к Богу с вопросами, и для мыслящего человека это совершенно естественно. Вы часто даже защищаете Бога! Вы, бунтарка, перед Богом удивительно смиренны, так смиренны, как могут только правоверные иудеи. Но, конечно, Ваша поэзия - не просто набор мыслей. Здесь еще и густая метафоричность, и изумительная рифмовка, и общий гармонический строй стихов, среди которых совсем нет "проходных". Каждый текст переливается образами, смыслами, находками. Я делала пометки, когда читала, но теперь понимаю, что здесь привести их решительно невозможно - пришлось бы переписывать добрую половину книги. В отличие от меня, Вы не боитесь "скачущей современности" (Кузмин), используя ее реалии (например, стихи о мобильнике), которые совершенно не портят текст, а добавляют ему актуальности, так же как сленг и прочая низкородная лексика. Ваше мастерство мне порою кажется даже избыточным, но я понимаю: это проявление Вашего страстного темперамента. Вы - человек очень горячий, и при этом умеете сохранять трезвую голову и ясность мышления (это хорошо видно в любовных стихах). Подытоживая свои впечатления, могу сказать, что давно не сталкивалась с такой творческой мощью. А бог - он все поймет, даже если мы в чем-то не правы. "Все языки Господь наш понимает", - писала Елена Шварц. Я получила огромное удовольствие от чтения, спасибо Вам!» Это была моя совершенно искренняя реакция, не капли кривды.

       Но Маргарита выясняет отношения с богом, даже не зная, какому богу она поклоняется. Она упрекает его в жестокости, в несправедливости и т.д. Она пытается простить ему гибель инфузорий «которые, уж точно, ни в чём не виновны». Она кается, что борется с богом не как правоверный Иаков, а как Люцифер (это явное преувеличение). Но она не читала гностических апокрифов (а гностики были очень неглупые люди), она не читала Апокриф Иоанна (или читала, но не сделала надлежащих выводов, помешала приверженность церковным догматам) и не знает, что вместо Всевышнего поклоняется богу евреев – Яхве-Саваофу-Ялдаваофу – демону, присвоившему себе божественные качества, а на деле – кровавому тирану и убийце. Богомилы называли его Сатаниилом. Попросту он – сатана. И как бы ни были великолепны стихи, посвящённые этой мерзкой твари – это не правильно на метафизическом уровне. Для меня это – вчерашний день. Сегодня есть новое Откровение Господне. Мы – дети Всевышнего, а не демона Яхве. Поэзия Маргариты устарела? В известном смысле, да. Но людям, не вкусившим нового Откровения, она, несомненно, нужна и даже полезна. Но вот с чем я никогда не соглашусь:

                Уходит Мастер в сумасшедший дом,
                жертву не приняв от Маргариты.

       Главу, где Мастера награждают покоем и где дают ему с Маргаритой вечный дом, я всегда читала с замиранием сердца и душевным трепетом. Потому что Мастер – это я. И как Мастер не мог принять жертву своей обожаемой женщины? Тогда – только тоска и безнадёга… Но ведь за Мастера просил сам Иисус! Не так-то всё просто.

       Маргарита вроде бы пишет богоборческие стихи. Но нет, она не борется с Богом по-настоящему. Её богоборчество смиренно. Она не лев, не тигр – не умеет агрессивно рычать. Она Божий агнец, как и все мы, обречённый на заклание, и только жалобно блеющий, ропща на свою участь.

                21 апреля 2017

На фото - Маргарита Мыслякова


Рецензии