Хатиман

Хатиман.

Хатиман (;;;) - в синтоистском пантеон бог войны и кузнечного ремесла, покровитель воинов-самураев.
Хатиман - второй по "популярности" (после Инари) бог в пантеоне синто, и на территории Японии ему посвящено большое количество храмов.
Имя "Хатиман" дословно переводится как "восемь стягов". Происхождение и причина такого имени достоверно неизвестна, но есть теория, что имя его связано с традицией ставить флаги в честь богов.

Первое письменное упоминание о Хатимане относится к 737 году, однако сам культ, вероятно, появился ранее. Есть предположение, что Хатиман изначально почитался как родовое божество клане Уса (о.Кюсю). Клан этот проживал в одноимённой области, и находился поблизости с побережьем Кореи, что послужило взаимообогащению двух культур. Традиционные шаманские верования Кореи слились с воззрениями клана, и Хатиман некоторое время почитался как оракул.
В книге "Путь богов" Светлова-Комаровского рассказывается, что в VIII веке Хатиман через жрецов пророчествовал о политике, войне и государственном управлении. Авторитетность этих предсказаний была очень велика, и есть история о том, что монах Докл пытался взойти на престол, войдя в доверие к императрице Сётоку и говоря, что сам Хатиман одобрил сию перспективу. Однако, позже выяснилось, что такого предсказания не было сделано.
Помимо этого, под именем Хатимана был обожествлён Одзин, правивший на рубеже III-IV вв., согласно "Нихонги" - пятнадцатый император.

Божеством войны Хатиман становится позже. Очевидно, эту функцию он приобрёл из-за того, что местность Уса часто становилась отправной точкой в военных походах на Корею. Впоследствии, он стал почитатся как хранитель императорских покоев, после - рода, а ещё позже Хатимана как бога войны и личное божество начинает почитать клан Минамото - знаменитый аристократичный клан самураев. После этого, Хатиман обретает функции покровителей всего сословия самураев в принципе, которое в феодальной Японии было многочисленно и уважаемо. Таким образом, Хатиман стал популярным богом на всех японских островах, а также образ его плавно проникал в другие культуры.

Изображается Хатиман в виде пожилого кузнеца или трёхлетнего ребёнка. Есть предположение, что образ его позаимствован у реально существовавшего человека - того самого императора Одзина.


Рецензии