Кто будет работать после нас?

         - А сколько лет Ольге Андреевне? – спрашивают меня десятиклассники. - Не пора ли ей на пенсию?
         Ольге Андреевне семьдесят с маленьким «хвостиком».
         - Сколько же я могу работать? - говорит она, когда в сентябре её снова просят вернуться.
         Наконец, однажды она не выдерживает и отказывается. Берут совместителей.
         И такое происходит сейчас во многих школах. Закрывается брешь, в основном, совместителями и пенсионерами.
         Я понимаю учеников, им хочется видеть не пожилых учителей, обременённых семейными проблемами и болезнями, а молодых, весёлых, задорных. Но откуда же их взять? Не задерживаются они в школе.
         Как-то на одном из занятий рассказываю о том, какие учебные заведения были в нашем городе до революции и после.
         - Во время войны, - говорю я ребятам, - в школах преподавали женщины, потому что все мужчины ушли на фронт.
         - А сейчас почему нет учителей мужчин, ведь война давно закончилась? – спрашивает кто-то.
         Действительно, мужчин в школе нет, даже ОБЖ, труды и физкультуру преподают женщины.
         - Не идут в школу мужчины, потому что на учительскую зарплату семью не прокормить, - отвечаю я…
         Ещё мои тётушки - учительницы предостерегали меня от этой профессии, говорили о трудностях, о низкой заработной плате, но я их не послушалась.
         Впервые столкнулась с несправедливостью по отношению к труду учителя, когда училась на 4-ом курсе. За месяц практики мы не получили ни рубля, только стипендию, а вот мои друзья, которые трудились во время практики на заводах, получили помимо стипендии и зарплату.
         Некоторые думают, что летом учителя отдыхают 3 месяца, но это не так.
         Отпуск 48 дней, причём иногда разорванный, потому что в начале августа учителя выходят на работу, чтобы подготовить кабинет к 1 сентября.
         В этом году в начале июля пришли результаты выпускников, пересдававших экзамен, и я сидела с 12 часов до 18, делала анализ, а то, что я была уже в отпуске, никого не интересовало...
         Семейные учителя всегда работали в школьном лагере с 8-00 до 17-00, а незамужних отправляли работать в загородные лагеря, где работать приходилось с раннего утра до позднего вечера, а выходной был всего один. Зарплата же при этом была у всех одинаковой…
         Взять для примера можно даже пресловутое ЕГЭ, за него не платят до сих пор ни рубля, но вот за ошибку учителя ждёт штраф в несколько десятков тысяч. В 2019 году впервые за 18 лет (с 2002) решили заплатить 30 рублей за час. Пошла сканировать документы, за 1 только документ заплатила 35 рублей (а их нужно было 7 штук). Мне всё сделали за 5 минут. Иду и думаю: "Как обесценен труд учителя".
         Отправилась в парикмахерскую, покрасилась, постриглась, потратила 2 часа времени и заплатила 1 100 р. (в это же время парикмахер успела сделать стрижку ещё одной клиентке за 300 рублей).
         И опять мысли: "Не ту я выбрала профессию, ой не ту". 
         Прошло почти 40 лет. Зарплата всё такая же низкая (ставка у нас в городе 9990 рублей). Для того, чтобы получить 20 тысяч, нужно набрать много часов, классное руководство… Мои ровесники – коллеги ещё пока работают… А кто будет работать после нас?
         Примечание: с 1 сентября 2019 г. ставка 11 181 р.; с 1 октября 2022 г. - 12 601 р.; с 1 января 2023 г. - 14 101р.


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.