Обыкновенное чудо

Источник: "Краснодарский КурьерЪ"(номер 9, март 2014)


 «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи». Именно эта цитата из  классики приходит на ум, когда попадаешь в мастерскую Александра Семенова. Из весьма прозаических материалов: древесной стружки, картона, катушек, оставшихся от использованного скотча, житель поселка Вимовец  Краснодарского края создает храмы. «Россия», «Иконостас» и  иные работы легко умещаются на кухонном столе, зато подобных им не сыщешь ни в одном уголке мира. Все они – фантазия автора плюс сновидения. О чем мечтает сельский зодчий и почему он ни с кем не хочет делиться секретами мастерства, узнала корреспондент «Курьера»

Александр Семенов начал «строить» храмы около десяти лет назад. Тягу к зодчеству объясняет просто: «созрел». Да к тому же церкви начали ему сниться:

 - Один храм увидел в полную величину, будто пришел сюда помолиться, другой  был крошечным, словно на ладони.   И все в разных ракурсах. Бывает, проснусь, схвачу карандаш, сделаю набросок и брык на подушку – провалился!

Первый храм, «Россия», дался  52 летнему мужчине нелегко. Александр, экс-библиотекарь, а ныне сельчанин, живущий своим огородом, приступал к работе безо всякой теоретической базы. Воплотить сон в жизнь помогла страсть к черчению, которая появилась у мужчины еще в школе и логический склад ума.

-  Над храмом пришлось работать «на глазок», ведь даже когда выдавал книжки, руки до энциклопедий по зодчеству, собственно как и сейчас, так и не дошли. Основание сделал из сигаретных пачек, купола – из картона, стены -  сплошь из спичек. Потрогайте черепицу. Узнаете? Обычные палочки от мороженого, а здесь (показывает) -  древесная щепка

На строительство величавого собора ушло порядка восьми месяцев. У Александра в специальной тетрадке так и написано: 5 октября 2006-го – 15 мая 2007-го. Дневничок, кстати, весь испещрен разного рода пометками и чертежами. Здесь есть и весьма практичная строчка, мол, на материалы потратил 444 рубля. В принципе немного, даже для сельской местности. Зато само творение бесценно: чтобы храм выглядел  так, будто его, настоящего, только что уменьшили до  размера 60 на 80 сантиметров, Александр каждую деталь вырезал и обработал вручную.

- Чтобы сделать купол,  нанизал на цветной карандаш картонные круги разного диаметра, а после соединил их тонкими бумажными полосками. Смотрите, основание его – обычная катушка от скотча. У меня в хозяйстве ничего не пропадает. Стенки собрал из спичек, поочередно приклеенных на картон. Больше всего намаялся с черепицей. Здесь больше 600-сот «чешуек», на каждой нужно сделать надрез ножницами, чтобы выглядела естественно ! Есть у меня храм, «Иконостас», так вот там размер одной черепички не превышает сантиметра! Для человека с плохим зрением это не простая работа, скажу я вам.

Сейчас в коллекции Александра Семенова восемь работ. Каждая из них с легкостью умещается на кухонном столе да и весит немного – килограммов пять. Зато уникальна! Каждая -  воплощение сна. Придумать что-то  свое или взять идею из сборника по церковному зодчеству Александр пытался. Не получается!


 - Пару раз хотел срисовать храм из церковного календаря: не идут расчеты в голову и все. Линии получаются кривыми. Однажды насильно довел работу до конца, такое уродство получилось, что я быстренько разобрав постройку,  решил ждать « божьего снисхождения».

Кстати, строит храмы мастер только в своем кабинете, который служит для него еще и спальней. Это особый мир: с запахом стружки, большим столом и набором незаменимых вещей: спичечными коробками, кусочками наждака, магнитами всякого рода форм и размеров. Александр использует их в качестве пресса при «возведении» стен и «закладке» основания здания. За работой мужчины со стены пристально следят Александр Пушкин и Владимир Высоцкий. Помимо поэзии творить помогает и музыка. В коллекции Александра Семенова есть диски  записями не только современных исполнителей – Эры, Стинга, но и архи-вещь: кассетка с  литургией в честь Иоанна Златоуста.


  - Это на тот случай, если совсем работа не идет, - признается Александр, демонстрируя запись на стареньком магнитофоне: из динамика вырывается многоголосье, - я, кстати, покрестился только в пятьдесят лет. Думаю, непорядок: замахнулся на храмы, а сам без креста. Крест у меня, смотрите, тоже деревянный (показывает)

Несмотря на золотые руки и светлую голову мастера, о его умении мало кто знает. По словам Александра, храмы участвовали в выставке, приуроченной ко дню поселка, станицы Ладожской. Кубанцы охают, просят разрешения на фотосъемку, даже местный протоиерей зодчество одобрил, мол, ладная работа, правильная. Александр работы свои не дарит, не продает и секреты мастерства полностью раскрывать никому не хочет.

 - Жаль будет, если работа уйдет, а ее потом сломают или забросят на чердак. Ведь в каждую я вложил душу.  Да и просят в основном копию сделать, а повторяться мне неинтересно. Что касается учеников, то считаю, каждый человек должен до всего дойти сам. Я лишь могу после направить, подсказать. Например, есть у меня знакомый, плетет корзины. Пару-тройку лет назад на них страшно смотреть было,  сейчас    не корзины - загляденье.. Да и не интересно, в глубоком смысле, мое творчество  молодому поколению. Самый верный ценитель творчества – мама, Лидия Васильевна. Ей 86 лет. Семьи, к сожалению, я не нажил

 С увлечением связана и самая главная мечта Александра. Он лелеет надежду построить один из собственных храмов на Кубани. Например, «Лебеди». По задумке автора, он должен расположиться у воды – отсюда и название: туристы со специальных площадок  будут любоваться природой, слушать колокольный звон, смотреть на гуляющих внизу людей и служителей, снующих из одной хозпостройки в другую.

 - К сожалению, все это фантазия, -  возвращается  к реальности мастер, - дерево очень дорого стоит. Раза в четыре дороже камня. Зато древесина дышит, а глыба – нет.

Уже провожая  меня до калитки, Александр признался: вот-вот начнет работу над новым творением.  Рабочее название - «Журавлиный клин». Очертания пока как в тумане, но общая идея уже есть. Кто знает, может быть в крошечном поселке Вимовец когда-нибудь и вырастет такой храм.


Рецензии